Сущность и принципы системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель выполнения работы - изучение системного анализа в исследовании процесса организации управления.

Содержание

Введение 3
1. Особенности системного подхода к решению задач управления 4
2. Общие понятия теории систем и системного анализа 7
3. Сущность и принципы системного подхода 12
4. Основные понятия системного анализа 13
5. Сущность ситуационного подхода, маркетинговый подход,
инновационный подход, нормативный подход 19
6. Значение системного подхода в управлении 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
1. Схема потоков информации, ориентированной на утверждение
конкретных документов. 23
2. Программные средства и приемы использования метода
сценариев в процессе прогнозирования 25
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

вариант 4Системный анализв исследовании процесса организации управления.docx

— 126.56 Кб (Скачать файл)

- Конструирование системной модели.

Изложенный 11-этапный цикл системного анализа не является догмой. Некоторые этапы исследования можно опускать, возможен возврат к предыдущим этапам. Более того, содержание каждого этапа допускает различные трактовки, большинство понятий строго не определено. Тем не менее, каждый исследователь должен помнить об основных вехах на пути от постановки задачи к построению модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные методы  системного анализа

Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также  методы формализованного представления  систем.

а) Метод «мозговой атаки»

Методы данного типа преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Ос­новная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать проблему  в основных терминах, выделив  единственный центральный пункт;

2) не объявлять идею  ложной и не прекращать исследование  ни одной идеи;

3) поддерживать идею любого  рода, даже если ее уместность  кажется вам в данное время  сомнительной;

4) оказывать поддержку  и поощрение, чтобы освободить  участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

б) Метод экспертных оценок

Основа этих методов –  различные формы экспертного  опроса с последующим оцениванием  и выбором наиболее предпочтительного  варианта. Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по высказываемым экспертами оценкам и приведение противоречивых оценок к некоторой средней величине. Данная группа методов находит широкое применение в социально-экономических исследованиях.

в) Метод «Дельфи»

Первоначально метод «Дельфи» был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние психологических факторов и повысить объективность оценок экспертов. Затем метод стал использоваться самостоятельно. Его основа - обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.

г) Метод «дерева целей»

Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго по всей структуре не выдерживается, В. И. Глушков ввел понятие «прогнозного графа». Метод «дерева целей» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.5

д) Морфологические методы

Основная идея морфологического подхода – систематически находить все возможные варианты решения проблемы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. В систематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен Ф. Цвикки и часто так и называется «метод Цвикки». Известны три основные схемы метода:

- метод систематического покрытия поля, основанный на выделении так называемых опорных пунктов знаний в исследуемой области и использование для заполнения поля некоторых сформулированных принципов мышления;

- метод отрицания и конструирования, который заключается в формулировке некоторых предположений и замене их на противоположные с последующим анализом возникающих несоответствий;

- метод морфологического ящика, который состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы. Выявленные параметры формируют матрицы, содержащие все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки с последующим выбором наилучшего сочетания.

Одна из наиболее полных классификаций, базирующаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:

- аналитические (методы как классической математики, так и математического программирования);

- статистические (математическая статистика, теория вероятностей, теория массового обслуживания);

- теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);

-графические (теория графов и пр.).

Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации  статистические представления. Для  класса самоорганизующихся систем наиболее подходящими являются модели дискретной математики и графические модели, а также их комбинации.

Прикладные классификации  ориентированы на экономико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решаемых системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сущность ситуационного  подхода, маркетинговый подход, инновационный подход, нормативный подход

Сущность ситуационного  подхода заключается в том, что  побудительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации, широкий диапазонкоторых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходесистема управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую изсвоих характеристик.

Объектами анализа в данном случае могут быть:

- структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;

- методы управления;

- стиль руководства: в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирается стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;

- внешняя и внутренняя среда организации;

- стратегия развития организации;

- технологические особенности производственного процесса.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходеявляется ориентация управляющей системы на потребителя. Реализацияпоставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегииорганизаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конкурентноепреимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентныепреимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:

- качество продукции или услуг;

- качество управления самой организации;

- маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответствовать реальнойпотребности населения.

При этом важно учитывать  конкурентную позицию, т.е. позицию  исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентнаяборьба — мероприятие дорогостоящее, и рынок характеризуется высокими входнымибарьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолгоудержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан  на умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой- Это касается внедрения нововведений,новых технических решений, неуклонного возобновления производства новыхтоваров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залогуспешного функционирования любой организации в том, что она должна идти нетолько вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также  требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процессанализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадиижизненного цикла продукта.

Рассмотрим эти стадии:

1. Анализ возможности  проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь необходимо определить, располагает ли

данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку  расходы наразработку инновационных  идей и их внедрение все интенсивнее  возрастают. Какправило, финансирование осуществляется инвестиционными компаниями, частными игосударственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новаянаучная идея. Финансирование осуществляется в несколько этапов: сначалаприкладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе - финансирование массового производства. Поиск надежных финансовых инвесторовимеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себебольшую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массовогопроизводства из-за того, что отвергаются рынком, и финансовый риск здесьдостаточно велик.

На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде  исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализациейинновационных проектов и какова их профессиональная подготовка.

2. Анализ возможности  внедрения в производство результатов НИР и ОКР.  Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

3. Анализ возможности  вывода нового продукта на рынок. Особую роль здесь должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка,характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, определить, где онапроизводится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная позиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия организации, от которой зависит продолжительностьжизни товара - от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка

При инновационном подходе  необходимо помнить:чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить своиизобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателейнеобходима определенная свобода творчества: право принимать решения иотвечать за конечные результаты. Управление организации должно бытьнаправлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода  заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупностиважнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппараткомпании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормыуправляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание идругие.) Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальнуюнаправленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечиваетреализацию поставленных перед организацией целей. Это, прежде всего, показателикачества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели,показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурномподразделении организации.

Нормативы в социальной сфере  должны обеспечить оптимальные условия для специального развития коллектива. Сюда включаются показатели стимулированияи охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудников необходимымитехническими средствами для успешной работы. Сюда также относится необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошаямотивация, правовые и экологические нормативы.

Таким образом, нормативныйподход  при проведении анализа требует  учета всей совокупности нормативов приуправлении ресурсами, процессом  и продуктом. Чем больше будет  научнообоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, темскорее придет успех в достижении поставленных целей.

6. Значение системного подхода в управлении

Информация о работе Сущность и принципы системного подхода