Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки создания системы управления знаниями. Определения и назначение управления знаниями. Задачи и особенности управления знаниями. Междисциплиарность управления знаниями. Элементы управления знаниями. Подходы к управлению знаниями. Стратегии управления знаниями. Процессы обработки информации в системе управления знаниями (Externalization, Internalization, Intermediation и Cognition). Этапы управления знаниями. Инструменты управления знаниями. Процессы управления знаниями (тактические, стратегические). Преимущества управления знаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа проектирование систем управления знаниями.docx

— 733.19 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ В  ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Проектирование систем управления знаниями»

 

Тема: Управление знаниями

 

Вариант 44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

группы: БЕ-ЗКЕ-002

Коростелев А.О.

Проверил: Михайлова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2013

 

Тема 3.  Управление знаниями

Предпосылки создания системы  управления знаниями. Определения и  назначение управления знаниями. Задачи и особенности управления знаниями. Междисциплиарность управления знаниями. Элементы управления знаниями. Подходы к управлению знаниями. Стратегии управления знаниями. Процессы обработки информации в системе управления знаниями (Externalization, Internalization, Intermediation и Cognition).  Этапы управления знаниями. Инструменты управления знаниями. Процессы управления знаниями (тактические, стратегические). Преимущества управления знаниями.

 

  1. Предпосылки создания системы управления знаниями

Создание и использование  знаний обнаруживается на самых ранних этапах существования человечества и является его неотъемлемой чертой. но отношение к знаниям, их оценка, характер включения знаний в различные сферы деятельности человека, степень управления ими изменяются по мере развития человечества, при переходе от одного типа общества к другому: индустриальное ® постиндустриальное ® информационное ® ноосферное.

Переход от индустриального  к постиндустриальному обществу характеризуется увеличением количества различного рода услуг в экономической  деятельности человека (Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество как «цивилизацию услуг»); к информационному – увеличением количества услуг, связанных с извлечением, хранением, обработкой, передачей и представлением информации; к ноосферному – увеличением видов и объема интеллектуальной деятельности, направленной на получение новых знаний (рис.1). порог перехода от одного типа общества к другому достаточно условно устанавливается равным 50/50. то есть новый вид деятельности примерно равен по объему деятельности, характерной для предыдущего типа общества.

 

 

Рис. 1. Развитие общества и производственных возможностей человека

 

Критерием перехода может  также служить объем инвестиций в тот и другой вид деятельности. в экономике США в 1991 г. впервые инвестиции в информационные технологии превысили капиталовложения в производственные технологии (112 и 107 млрд. долл. соответственно), что послужило основанием считать этот год переходным от индустриальной к информационной экономике.

Теория нового общества получает свое развитие в работах Э. Тоффлера, где в качестве символической даты начала новой цивилизации — Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год . Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла , М. Маклюэна и Ё. Масуды. Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В.  М. Глушкова, Ю. А. Шрейдера , Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова, а на рубеже 1980—1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить все возрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер  Сенге представляет концепцию обучающейся организации — компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

Все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня можно охарактеризовать как период широкого распространения  концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая науку  и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии  управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и  программно-технологических средств, для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

В 1990-х годах появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются  специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе  Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и ее использования на уровне правительственных учреждений.

В 1999 году возникает Институт управления знаниями — коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.

В 2001 году происходит запуск первого российского портала  по управлению знаниями и выход книги  А. Л. Гапоненко «Управление знаниями». 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое  количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

 

 

  1. Определения и назначение управления знаниями.

«Управление знаниями – это не огромная база данных, в  которой хранится все, что знают  в организации. Управление знаниями – это идея получения информации из множества источников, включая  базы данных. Это идея о предоставлении информации правильным людям в удобном  им виде для того, чтобы они могли  принимать решения, а также инструментов и полномочий для осуществления  этих решений». Джерри Ханикатт, Стратегии управления знаниями.

Владение информацией  —  одно из основных конкурентных преимуществ  в современном бизнесе и залог  успеха в образовании.  Между тем  практика показывает,  что до сих  пор большинство компаний практически  не пользуется этим активом. По данным исследований, на сегодняшний день на предприятиях и в образовательных  учреждениях используется, как правило, не более 20% знаний, содержащихся в информационных системах.  Однако в последнее  время руководители предприятий  начинают осознавать, какой ущерб  бизнесу наносят подобные потери,  и ситуация начинает быстро меняться.  Необходимость применения эффективных  методов управления документами  и содержащейся в них информацией  все более осознается как важный инструмент получения конкурентных преимуществ. 

Уже в 1999 г. мировой рынок  систем управления знаниями составил около 4,5 млрд долл., при том что ежегодные темпы его роста с 1994 г. Составляют около 65%. Совершенствование систем управления знаниями происходит абсолютно во всех отраслях,  особенно в таких,  как образовательные,  кредитно-финансовые организации,  т.  е.  там,  где значительное количество стратегически важной информации накапливается в неструктурированной документарной форме и где исключительно важно иметь четко отработанные и строго соблюдаемые деловые процессы.

В наш век формула успеха звучит не иначе как:  Технологии,  Знания, Финансовые ресурсы.

Очевидно что, осознав  важность этих составляющих компании, по всему миру начинают управлять  наличием этих «Ключевых ресурсов». Ежемесячно, компания «Microsoft»  тратит десятки миллионов долларов,  на разработки.  Компания «Gillette»  содержит около 100  исследовательских центров.  Огромные деньги вкладываются компаниями в разработку новых технологий.  Так же,  практически каждая компания имеет финансовый отдел,  который управляет финансовыми ресурсами,  доступными предприятию Вызывает удивление,  что управление технологией работы предприятия осуществляет не более 15 %  от общего числа предприятий. Здесь не следует путать технологию производства, это только малая часть общей технологии.  Необходимость же управлять знаниями осознают не более 3 % предприятий. 

Перед тем как продолжить рассуждения на тему полезности управления знаниями,  необходимо определить термины  которые используются мною.

Понятие "Знание" –  очень размыто,  в связи с  чем,  очень трудно понять,  каким  образом можно построить управление таким активом.  Начнем с различий в понятиях технология и знания. 

Технология – это зафиксированная  на носителе, последовательность событий  и действий.  Простейшим вариантом  технологических цепочек может  быть технология ответа на телефонный звонок.  Событием в данном случае является сигнал вызова  (звонок),  действие –  поднять трубку и представиться.  Действия порождают события, таким образом, несколько действий можно объединить в одну технологическую цепочку (прием заявок от клиентов).

Знание –  Это Опыт,  Информация,  Идеи и Отношения,  используемые для осуществления  трудовой деятельности.  Самым простым  примером знаний является опыт, накапливаемый  сотрудниками компании по мере работы. Знания делятся на два основных класса: Осознанные и не осознанные. Осознанные знания, это знания которые можно  зафиксировать на бумаге, передать в устном разговоре. Неосознанные знания, это не сформулированные знания (профессиональная интуиция).

Система Управления Знаниями –  Комплекс организационно технических  мероприятий, позволяющий собирать,  хранить,  систематизировать,  осуществлять поиск и выборку знаний, для  использования впоследствии человеком / отделом / организацией / человечеством.

 

  1. Задачи и особенности управления знаниями.

То, что мы сегодня называем «Управлением знаниями», появилось  на свет лет пятнадцать назад как  новое направление в менеджменте. Поначалу КМ никак не было связано с информационными технологиями.  Первоначальной целью было создание руководств и методик для оптимального использования интеллектуального потенциала работников компаний.  Знания были признаны экономической категорией, и спустя короткое время появились информационные технологии для работы с ними.  О том,  зачем нужно КМ для деятельности предприятия,  какие преимущества оно дает,  весьма полно описано в отчете Knowledge Management Research Report 2000 (www.kpmg/consulting.com). Из этого документа следует,  что для большинства европейских и американских предприятий внедрение КМ стало реальностью.

Системы управления знаниями  (СУЗ)  появились в середине 90-ых годов в корпорациях, где проблемы обработки информация приобрели  особую остроту и стали критическими.  При этом стало очевидным,  что  основным узким местом является обработка  знаний,  накопленных специалистами  компании,  так как именно знания обеспечивают преимущество перед конкурентами.  Часто информации в компаниях  накоплено даже больше,  чем они  в состоянии обработать. Большинство  компаний пытается стремится увеличить эффективность обработки знаний.

Ресурсы знаний различаются  в зависимости от отраслей индустрии  и приложений,  но,  как правило,  включают руководства,  письма,  новости, информацию о заказчиках,  сведения о конкурентах и данные,  накопившиеся в процессе разработки. Для применения KM-систем (КМ — Knowledge Management) используются различные технологии:

• электронная почта; 

• базы и хранилища данных (Data Wharehouse); 

• системы групповой поддержки; 

• браузеры и системы  поиска; 

• корпоративные сети и  Интернет; 

• экспертные системы и  базы знаний; интеллектуальные системы. 

Традиционно проектировщики СУЗ ориентировались лишь на отдельные  группы потребителей —  главным  образом менеджеров.  Более современные  CУЗ спроектированы уже в расчете на целую организацию. Хранилища данных,  которые работают по принципу центрального склада, были одним из первых инструментариев СУЗ. Как правило, хранилища содержат многолетние версии обычной БД, физически размещаемые в той же самой базе. Когда все данные содержатся в едином хранилище,  изучение связей между отдельными элементами может быть более плодотворным.

При этом,  активы знаний могут находиться в различных  местах:  в базах данных,  базах  знаний,  в картотечных блоках,  у специалистов и могут быть рассредоточены по всему предприятию. Слишком часто одна часть предприятия повторяет работу другой части просто потому,  что невозможно найти и использовать знания, находящиеся в других частях предприятия. 

Информация о работе Управление знаниями