Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:08, курсовая работа
Предпосылки создания системы управления знаниями. Определения и назначение управления знаниями. Задачи и особенности управления знаниями. Междисциплиарность управления знаниями. Элементы управления знаниями. Подходы к управлению знаниями. Стратегии управления знаниями. Процессы обработки информации в системе управления знаниями (Externalization, Internalization, Intermediation и Cognition). Этапы управления знаниями. Инструменты управления знаниями. Процессы управления знаниями (тактические, стратегические). Преимущества управления знаниями.
Управление знаниями — это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри предприятия.
Необходимость разработки систем Knowledge Management (KM) обусловлена следующими причинами:
• работники предприятия тратят слишком много времени на поиск
необходимой информации;
• опыт ведущих и наиболее квалифицированных сотрудников
используется только ими самими;
• ценная информация захоронена в огромном количестве документов и
данных, доступ к которым затруднен;
• дорогостоящие ошибки повторяются из-за недостаточной
информированности и игнорирования предыдущего опыта.
Важность СУЗ обусловлена также тем, что знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете становится устаревшим и бесполезным, также, как деньги, которые сохранены без того, чтобы стать оборотным капиталом, в конечном счете теряют свою стоимость, пока не обесценятся. Напротив, знание, которое распространяется, приобретается и обменивается, генерирует новое знание.
На западе общественный интерес к КМ очень заметен. Подготовлено поражающее воображение количество материалов: книги (только в amazon.com их более дюжины); правительственные меморандумы (например, английская национальная программа по построению управляемой знаниями экономики); отчеты крупнейших аналитических компаний, журнальные статьи, многочисленные фирменные материалы. Каждый год проводятся несколько десятков крупных конференций и семинаров, так или иначе связанных с КМ.
Чуть раньше, чем ИИ,
возникло направление, не рассматривающее
компьютер как инструмент, способный
к самостоятельной
Опыт показывает, что внедрение системы управления знаниями (СУЗ) на инфраструктурном уровне, т. е. на уровне стандартно предоставляемого для всех пользователей информационного сервиса, наравне с электронной почтой и реляционными базами данных, позволит не только эффективнее решать многие существующие задачи, но и обеспечить решение новых, весьма привлекательных для пользователя задач, таких, например, как управление контрактами, учет первичных финансово- экономических документов, управление отношениями с заказчиками, ведение электронных архивов платежных документов, архивов кадровых служб и др. Но самое главное, внедрение СУЗ позволяет создать предпосылки для автоматизации рабочих процессов на предприятии, сделать документ носителем и элементом делового процесса.
Разработчики систем управления знаниями выделяют четыре основных процесса обработки информации, в ходе которых решаются вышеперечисленные задачи: Externalization, Internalization, Intermediation и Cognition (поскольку русские эквиваленты этих терминов еще не устоялись, далее будут использоваться английские оригиналы). На рис. 1 представлено положение, занимаемое каждым процессом в общей схеме обработки информации.
Externalization - это сбор данных из внешних источников, их структурирование и организация хранения. Характерными представителями программных продуктов, реализующих этот процесс обработки являются программы распознавания текста, разнообразные конвертеры форматов, "роботы", собирающие информацию из Интернет, электронные архивы и системы автоматической рубрикации документов. Основная задача externalization - собирать доступные знания и обеспечивать их накопление.
Internalization представляет собой выборку информации, добытой с помощью externalization. Этот процесс необходим для того, чтобы конечный пользователь не «утонул» в огромном объеме корпоративной информации и смог быстро найти то, что ему нужно. Internalization выполняется поисковыми машинами, системами фильтрования и обработки запросов в СУБД, автоматическими генераторами рефератов и т.д.
Процесс, называемый Intermediation, отвечает за выявление скрытых знаний. Если работа internalization описывается стратегией "pull" (выборка данных происходит по инициативе пользователя), то intermediation работает по стратегии "push". В этом случае информационная система по своей инициативе снабжает пользователя данными, относящимися к его сфере деятельности. К приложениям, реализующим intermediation, можно отнести системы передачи сообщений, фильтрования и чтения новостей, но в большей степени это все-таки расширенные поисковые механизмы, выполняющие наряду с поиском по запросам пользователя, поиск и по контекстно-связанным документам.
Cognition - это процесс автоматического использования знаний самой системой. Он базируется на программных средствах искусственного интеллекта, таких как экспертные системы. Cognition традиционно реализовывался в системах автоматизированного управления, требующих мгновенной реакции или оперирующих со слишком большим для человека количеством параметров. Применение cognition в системах электронного документооборота обычно сводится к накоплению опыта работы в стандартных ситуациях и оптимизации потоков работ и путей обработки данных.
Реализация отдельных процессов обработки знаний часто осуществляется на основе относительно простых технологий. Это Intranet, электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, групповое программное обеспечение, базы данных и т.д. Наилучшие результаты достигаются, если удается построить распределенную информационную систему, бесконфликтно объединяющую эти механизмы.
На рис. 2 показана структура типовой СУЗ, в которой процесс Externalization представлен в виде внешней системы сбора информации, Internalization выполняется непосредственно средствами сервера СУЗ, а Intermediation реализован в подсистемах DSS (decision support system – система поддержки принятия решений) и ERP (enterprise resource planing – планирование ресурсов предприятия). Взаимодействие пользователей с системой управления знаниями осуществляется с помощью полнофункционального («толстого») клиента, например Lotus Notes, на территории офисов и «тонкого» клиента на базе web-браузера при работе с домашних и мобильных компьютеров.
Любая система управления
знаниями организует работу множества
пользователей с одним или
несколькими информационными
• слишком высокая концентрация данных для единого центра обработки и хранения,
• необходимость обеспечения совместной работы большого количества людей,
• необходимость обеспечения совместной работы с удаленных и мобильных площадок.
Обычная ИС представляет собой рабочее место пользователя, выполняющее функции обработки и хранения данных. Основными характеристиками такой системы являются производительность узла обработки информации и емкость хранилища. На качество работы системы также могут оказывать влияние производительность хранилища, определяемая временем поиска и скоростью передачи информации. В распределенной ИС появляется дополнительный элемент – система коммуникации, связывающая отдельные рабочие места. Ее основными характеристиками являются пропускная способность и время прохождения сигнала (задержка). Возможность взаимодействия между узлами обеспечивается иерархией протоколов обмена данными, описывающих правила передачи информации начиная от физического уровня и заканчивая уровнем прикладной программы.
Производительность
• Публикация данных
• Передача больших объемов информации
• Работа с удаленными БД
• Удаленное управление и мониторинг
• Распределенные вычисления
• Вещание в реальном масштабе времени
В зависимости от назначения
конкретного узла системы баланс
между его основными
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Цель:
Повышение эффективности
процесса подготовки новых сотрудников
к проектной деятельности в консалтинговой
Компании в отделе, занимающейся автоматизацией
бизнес-процессов
Проблема:
Достаточно специфичный
вид бизнеса, отсутствие на рынке
квалифицированных
Предпосылки:
При реализации поставленной цели был выполнен частичный аудит знаний. В результате проделанной работы была составлена таблица необходимых знаний для сотрудников отдела (Таблица 1). В Компании не существует специализированной базы знаний, система управления знаниями не внедрена.
Таблица 1. Перечень необходимых знаний для сотрудников отдела
№ пп |
Группа знаний |
Знания |
Описание источников знаний |
Пользователь знаний |
Классификация по способу материализации |
Классификация знаний на теоретические и практические знания |
Классификация по степени конфиденциальности |
Классификация по степени приоритетности знаний, необходимых для выполнения функций производственного процесса; |
Классификация по степени принадлежности |
1 |
Нормативные документы Компании |
Приказы и распоряжения руководства Общества |
Отдел кадров |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
конфиденциальные |
низкий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
2 |
Нормативные документы Компании |
Положения и инструкции Общества, |
Отдел кадров |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
конфиденциальные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
3 |
Нормативные документы Компании |
Правила по охране труда и технике безопасности |
Отдел кадров |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
4 |
Нормативные документы Компании |
Правила внутреннего трудового распорядка Общества |
Отдел кадров |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
5 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание основных хозяйственных процессов, нормативные и законодательные документы, регламентирующие деятельность предприятий, в одном из секторов энергетической отрасли России в области взаимоотношения с клиентами; |
Постановления Правительства
РФ; Федеральные законы в области
электроэнергетики; |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
6 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание основных хозяйственных процессов, нормативные и законодательные документы, регламентирующие деятельность предприятий, не менее, чем в двух секторах энергетической отрасли России в области передачи и распределения энергоресурсов, взаимоотношения с клиентами; |
Постановления Правительства
РФ; Федеральные законы в области
электро- и тепло-энергетики; |
Руководитель |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, |
7 |
Методология направления профильной деятельности |
Знания требовании Стандарта обслуживания клиентов в секторе энергетики |
Стандарт обслуживания клиентов, принятый в Компании |
Руководитель |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
8 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание методологии |
Электронный курс "Методология моделирования в нотации ARIS" |
Опытный сотрудник |
электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
9 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание действующих ГОСТ и других руководящих материалов, касающихся информационных систем; |
ГОСТ |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
низкий |
опытный состав, обучаемый |
10 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание принципов методологии
ведения проектной |
Методология ведения проектной деятеьности, принятая в Компании |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
11 |
Методология направления профильной деятельности |
Основы не профильных модулях CRM-системы, их интеграции с профильными функциональностями; |
Руководитель отдела взаимоотношений с клиентами |
Новый сотрудник |
практические |
общедоступные |
средний |
опытный состав, обучаемый | |
12 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание основных принципов работы с реляционными базами данных, основных объектах хранения и структурирования данных (таблицы БД, ракурсы, элементы данных, домены); |
Печатный экземпляр книги "Введение в системы баз данных" |
Новый сотрудник |
Печатный, |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
13 |
Методология направления профильной деятельности |
Понимание основных положений языков построений запросов к реляционным базам данных (SQL); |
Печатный экземпляр книги "Введение в системы баз данных" |
Новый сотрудник |
Печатный, |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
14 |
Методология направления профильной деятельности |
Понимание основных принципов построения алгоритмов (цикл, условие и пр.); |
Печатный экземпляр книги "Искусство программирования" |
Новый сотрудник |
Печатный, |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
15 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание основ курсов общего направления; |
Специализированное обучение курсам |
Новый сотрудник |
теоретические |
общедоступные |
средний |
опытный состав, обучаемый | |
16 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание основ предметных курсов не профильного направления; |
Сотрудник отдела логистики |
Опытный сотрудник |
практические |
общедоступные |
средний |
опытный состав, обучаемый | |
17 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание предметных вводных профильных курсов по системе СRM; |
Специализированное обучение профильным курсам |
Новый сотрудник |
электронный |
практические |
общедоступные |
средний |
опытный состав, обучаемый |
18 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание предметных углубленных профильных курсов по системе СRM; |
Специализированное обучение профильным курсам |
Опытный сотрудник |
электронный |
практические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый |
19 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание структуры таблиц базы данных системы СRM , часто используемые функциональные модули; |
Опытный сотрудник отдела взаимоотношений с клиентами |
Новый сотрудник |
практические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый | |
20 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание структуры таблиц базы данных системы СRM, и других модулей в части интеграции, используемые функциональные модули профильных и смежных модулей; |
Руководитель отдела интеграции платформ |
Опытный сотрудник |
практические |
общедоступные |
средний |
опытный состав, обучаемый | |
21 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знание основ Сертификации; |
Специализированная подготовка к сдаче тестов для сертификации |
Руководитель |
электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
22 |
Сопутствующее программное обеспечение |
Уверенное владение офисными приложениями Microsoft Office (Word, Excel, Outlook); |
Книги, электронные ресурсы |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
23 |
Сопутствующее программное обеспечение |
Уверенное владение
офисными приложениями |
Книги, электронные ресурсы |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
24 |
Сопутствующее программное обеспечение |
Уверенное владение офисными приложениями Microsoft Office (Project); |
Книги, электронные ресурсы |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
25 |
Сопутствующее программное обеспечение |
Знание принципов работы внутрикорпоративной системы учета рабочего времени; |
Регламент учета рабочего времени, принятый в Компании |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
26 |
Функциональности направления профильной деятельности |
Знания в области новой или изменения действующей методологической документации и технических возможностей CRM- системы; |
Интернет, СМИ, периодические издания |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
27 |
Инструментальные средства |
Умение пользоваться стандартными инструментами отладки программ (поиск и анализ ошибок (логических, алгоритмических ошибок в данных и т.д.), уточнение логики работы функционала); |
Сотрудник отдела взаимоотношения с клиентами |
Опытный сотрудник |
практические |
общедоступные |
высокий |
опытный состав, обучаемый | |
28 |
Инструментальные средства |
Знание технологий создания отчетов; |
Опытный сотрудник |
Новый сотрудник |
практические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый | |
29 |
Инструментальные средства |
Знание методик и инструментов создания пользовательских интерфейсов; |
Руководитель |
Опытный сотрудник |
практические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый | |
30 |
Инструментальные средства |
Знание инструмента переносов и сравнения версий функционала; |
Сотрудник отдела интеграции платформ |
Новый сотрудник |
практические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый | |
31 |
Английский язык |
Знание английского языка на уровне, достаточном для чтения технической документации; |
Специализированные курсы английского языка |
Новый сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
32 |
Английский язык |
Знание английского языка на разговорном уровне; |
Углубленные специализированные курсы английского языка |
Опытный сотрудник |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
средний |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |
33 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание основ управления персоналом; |
Специализированное обучение |
Руководитель |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
низкий |
Руководящий состав, опытный состав, |
34 |
Методология направления профильной деятельности |
Знание основ методологии планирования ресурсов; |
Методология планирования ресурсов, принятая в Компании |
Руководитель |
Печатный, электронный |
теоретические |
общедоступные |
высокий |
Руководящий состав, опытный состав, обучаемый |