Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения дошкольников, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как изучение причин агрессивности у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 - 336 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 36 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008.
6. Бодалев, Л.А. Восприятие
7. Божович, Л.И. Психология
8. Бреслав, Г.М. Эмоциональные
особенности формирования
9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 88 с.
10. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с.
11. Буянов, М.И. Ребёнок из
12. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
13. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.
14. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.
15. Выготский, Л.С. Проблема
16. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1.
17. Давыдов, В.В. Принципы
18. Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на Дону, 2008.
19. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2007.
20. Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося
поведения: Психологические
21. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993.
22. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с.
23. Ковалев, А.Г. Психология
24. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
25. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.
26. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66.
27. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2007.
28. Краткий психологический
29. Крюкова, С.В. Удивляюсь,
30. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112.
31. Куликов, Л.В. Психические
32. Лазурс, Р.С. Теория стресса
и психологические
33. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6.
34. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6.
35. Леонтьев, А.Н. Избранные
36. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006.
37. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007.
38. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999.
39. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2.
40. Обухова, Л.Ф. Детская
41. Психологические механизмы
42. Психология формирования и развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1981.
43. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: Наука, 1997.
44. Румянцева, Т.Р. Понятие
45. Смирнова, Е.О. Психологические
особенности и варианты
46. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.-с.62-67.
47. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993.
48. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: Ильин, 2006.
49. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность:
100 ответов на родительское
50. Эльконин, Д.Б. Избранные
51. Эмоциональное здоровье вашего ребенка [Текст] / Под ред. Жилина К.Д. - М., 2008. - 257 с.
Приложение 1
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
ВОПРОС |
ОТВЕТЫ агрессивных детей |
ОТВЕТЫ неагрессивных детей |
|
1.Каких людей ты считаешь |
Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) |
Индейцев, бандитов, охотников, потому что
они убивают людей и животных( |
|
2.Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным |
Дрался, ударил бы (83% мальчиков, 27% девочек), Обрызгала, испачкала (36% девочек) |
Прошёл бы мимо, отвернулся(83% мальчиков, 40% девочек) Позвала бы на помощь знакомых(50% девочек) |
|
3.Как бы ты поступил, если бы
встретился с агрессивным |
Стал бы драться(92% мальчиков, 54% девочек) Убежала бы(36% девочек) |
Ушёл бы, убежал(83% мальчиков, 50% девочек) |
|
4.Считаешь ли ты себя |
Нет - 88% мальчиков, 54% девочек Да - 12% мальчиков, 46% девочек |
Нет - 92% мальчиков, 100% девочек Да - 8% мальчиков |
|
Приложение 2
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребёнка)
Стратегия воспитания |
Конкретные примеры стратегии |
Стиль поведения ребёнка |
Почему ребёнок так поступает |
|
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка |
«Прекрати!» «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка. |
Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время. |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения. |
|
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка |
Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал. |
Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно. |
Ребёнок думает, что делает всё правильно,
его агрессивные формы |
|
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим. |
Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях. |
Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом. |
Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей. |
|
Приложение 3
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно
старается отплатить тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
4.Иногда ему без всякой
Да____________________________
Нет___________________________
5. Бывает, что он с удовольствием
ломает игрушки, что-то
Да____________________________
Нет___________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он не прочь подразнить
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется,
что кто-то над ним
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да____________________________
Нет___________________________
11. В ответ на обычные
Да____________________________
Нет___________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да____________________________
Нет___________________________
13. Воспринимает себя как
Да____________________________
Нет___________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да____________________________
Нет___________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да____________________________
Нет___________________________
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними