Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Отправляют царю другой текст:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Царь наказал ждать его
Дети! Кто помнит, что написали ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?
Да, они придумали, как извести царевну с сыном, посадив их в бочку, и бросили в океан.
Кто хочет сказать, какое это чувство - хорошее или плохое? А кто из вас знает пословицы или поговорки о зависти? (Если дети затрудняются, то я говорю две-три пословицы).
· Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
· Завистью ничего не сделаешь.
· В зависти нет ни проку, ни радости.
Да, зависть - плохое чувство.
Но человек для полноты жизни должен прожить все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций - любви, радости, просто хорошего настроения, - мы испытываем и отрицательные - злость, гнев, зависть. Проблематично не само их существование, а то, как мы умеем с ними справляться. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья - можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить.
Зависть - не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в “Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал завистливые речи бабы Бабарихи, и наказал её, больно нажалив своим шмелиным жалом.
Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что сразу можно понять, что шмель кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими укусами.
(Звучит фрагмент оперы “
А вам когда-нибудь приходилось испытывать самим зависть? Или, может быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал?
Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится.(Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы?
А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то.
Дети! Сегодня мы научимся снимать
с себя это отрицательное
1. Это упражнение. Оно называется “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показываю упражнение).
Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме).
Второй способ избавления от зависти - превращение её в образы и прорисовывание.
Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как вы нарисуете. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы получилась одна картина. Что для этого надо?
1. Спросить мнение каждого, кто и что хочет нарисовать.
2. Договориться, кто и где расположит свой образ.
В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за то, как старается ваш друг - советуйте, помогайте.
В конце занятия рассматриваем
рисунки и подводим итог: “Если
я почувствовал зависть, то не должен
ей подчиняться. Не надо сдерживать ее,
как и не слишком открыто ее
выражать. Я могу выразить свою зависть
смешным упражнением “Трюк
Таким образом, можно заключить, что через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив.
Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть - сердитыми, злыми.
Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста.
Итак, мы рассмотрели примерную
программу по профилактике агрессивности
с детьми старшего дошкольного возраста,
целями которой являлись: знакомить
детей с разными эмоциями: радостью,
любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;
учить детей различать эмоции
по схематическим изображениям (пиктограммам);
учить понимать свои чувства и
чувства других людей, уметь говорить
об этом; учить детей активно
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
После проведения обучающего эксперимента было организовано контрольное обследование, имеющее цель определить эффективность проделанной работы по профилактике агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста.
Контрольное обследование проводилось по тем же методикам, что и до проведения занятий программы. В результате были получены следующие данные:
Приведем здесь итоговый уровень выполнения заданий по всем четырем методикам (табл.6 и диагр.6):
Таблица 6 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на контрольном этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребёнка |
Результаты по методикам |
Выводы об уровне агрессивности |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1 |
Костя А. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
|
2 |
Тимур Р. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
|
3 |
Аня Б. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
|
4 |
Виктор З. |
В |
СР |
В |
СР |
СР |
|
5 |
Игорь К. |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
СЛ |
|
6 |
Катя Л. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
|
7 |
Коля Л. |
СР |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
|
8 |
Артем Т. |
В |
СР |
СР |
СР |
СР |
|
9 |
Никита П. |
СЛ |
СЛ |
СР |
СЛ |
СЛ |
|
10 |
Андрей П. |
СР |
СР |
СЛ |
СЛ |
СР |
|
11 |
Кирилл Р. |
СЛ |
СЛ |
СР |
СР |
СР |
|
12 |
Ксюша С. |
СР |
СР |
В |
СР |
СР |
|
13 |
Аня С. |
В |
СР |
СР |
СЛ |
СР |
|
14 |
Герман Х. |
СР |
В |
СР |
СЛ |
СР |
|
Примечание:
П - Повышенный уровень агрессивности
В - Высокий уровень агрессивности
СР - Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Диаграмма 6. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на контрольном этапе эксперимента
По результатам четырёх
По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен слабый уровень агрессивности.
Средний уровень агрессивности - у десятерых детей.
Дети, имеющие на констатирующем этапе эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности (Тимур Р., Виктор З., Артем Т., Ксюша С.), на контрольном этапе показали средний уровень.
Высокий и повышенный уровни агрессивности
по результатам четырёх
Вывод: мы видим улучшение результатов, что свидетельствует о благоприятном и успешном проведении работы по профилактике агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, наша гипотеза о том, что
- процесс профилактики
- выявляются и изучаются
- реализуется программа работы
с детьми дошкольного возраста,
основанная на научении детей
способам конструктивного
- подтверждена.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы.
Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность.
Детская агрессивность есть комплексное,
личностное образование, а причинами
агрессивного поведения могут быть
как психологические (нарушения
в мотивационной, эмоциональной, волевой
или нравственной сферах), так и
социально-психологические
Обзор взаимосвязи между стилем
семейного руководства, отношений
родителей к ребенку и
Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Отсюда, работу по коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.
Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.
Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.
Нами было проведено экспериментальное
исследование, состоящее из трех этапов
- констатирующий этап, формирующий
этап и контрольный этап эксперимента.
В результате было выявлено, что
после проведения занятий по составленной
нами примерной программе
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними