Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2.агрессивность.docx

— 135.23 Кб (Скачать файл)

Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она  может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха [28].

С другой стороны, агрессивность в  форме враждебности и ненависти  способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера -- либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося  постоять за себя. И то и другое негативно  сказывается на наших чувствах, а  в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного  окружения, включая людей, которых  мы любим, нанести непоправимое зло  нам самим.

Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания  и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами  может быть тоже необходим для  адаптации и выживания.

Необходимо научить родителей, уважающих своего ребенка, разбираться  в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка  для получения желаемого результата; или напротив избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к  обществу. Эта помощь необходима, для  того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы  они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и  получали истинное удовольствие от жизни [36].

Конкретно же для личности эмоциональное  самочувствие зависит от того, каким  целям служит агрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Как ни трудно с этим согласиться, следует признать, что некоторый  уровень агрессивности необходим.

Нормализация детско-родительских отношений имеет для профилактики состояний агрессии и гнева у  детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных  потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для  эффективного взаимодействия с детьми. В социально-психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений [36].

Детско-родительская терапия выстроена  таким образом, чтобы укрепить отношения  между родителями и ребенком. В  процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и  учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу  принятия, в которой ребенок может  чувствовать себя комфортно и  безопасно. Родители, принимая участие  в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют  с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки [51].

Работая в группе и участвуя в  играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в  обыденной жизни часто ускользают от их внимания. В процессе общения  они помогают друг другу взять  на себя ответственность за построение межличностных отношений. Важно  то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы  взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы  группы, в реальную жизнь [29]. Одним  из главных преимуществ работы в  группе является то, что групповой  опыт противодействует отчуждению, которое  может возникнуть при индивидуальной работе с психологом.

Оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его  проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для  многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором [29].

Группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность  увидеть и проанализировать в  безопасных условиях психологические  закономерности общения и поведения.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного  конфликта и представить различные  варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии  поведения. В группе участники тренинга имеют возможность получения  обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Дети младшего и среднего возраста (4--5 лет), которые не всегда могут  вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева  на неопасные объекты. Для работы с такими детьми в арсенале психологов должны быть резиновые игрушки и  каучуковые шарики (их можно бросать  в тазик с водой), подушки, поролоновые  мячи, мишень с дротиком, стаканчик  для крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все  эти предметы нужны для того, чтобы  ребенок не направлял свой гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы. Такая техника работы с  гневом является особенно полезной для  неуверенных в себе детей, но в  то же время недопустима при коррекции  поведения чрезмерно открытого  ребенка [29].

Агрессивным детям зачастую свойственны  мышечные зажимы, особенно в области  лица и кистей рук. Поэтому для  данной категории детей будут  полезны любые релаксационные упражнения. Релаксация - это физиологическое  состояние покоя, полное или частичное  расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических  приёмов. Упражнения, позволяющие научиться  расслаблению, являются одной из составляющих работы с агрессивностью. Успокоение и восстановление обеспечивается постепенным  формированием у ребёнка способности  произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Это состояние запускается  спонтанно глубоким и полным мышечным расслаблением при наличии трёх условий: достаточного уровня утомления, благоприятных для расслабления внешних условий, отсутствие психологических  источников активности. Релаксация достигается  на фоне установки на покой и отдых  посредством трёх действий: проговариванием  определённых словесных формул, управление вниманием и образными представлениями. Возможности аутогенной тренировки в нормализации состояния человека после сеансов: самочувствие и работоспособность  хорошо отдохнувшего уравновешенного  человека. В основе аутогенной тренировки лежит самовнушение [9].

В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким  злым и некрасивым становится человек  в порыве гнева. Для того чтобы  приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять  мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем  в книге «Как научить детей  сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение  ветерка» дети с закрытыми глазами  представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое  облачко, на которое они поместили  все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела [29].

Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях  они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя  негативные эмоции на нейтральные или  положительные [24].

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно  разыграть такую ситуацию: в детский  сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с  которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель  позвал всех на прогулку. Так никто  из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились  еще больше. Педагог-психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным  был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся  ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой  игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в  неэффективности такого подхода  к разрешению конфликта.

Также можно пригласить к детям  в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел  мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать  послушным [24].

Как известно, эмпатия -- это нерациональное познание человеком внутреннего  мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию  у детей можно во время совместного  чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении  своих чувств. Кроме того, очень  полезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать  для формирования эмпатии следующие  игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хороший  попугай», «Сороконожка» [29].

Итак, агрессивные дошкольники  нуждаются в понимании и поддержке  взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной  и своевременной помощи ребёнку.

Таким образом, основными направлениями  профилактической работы в ДОУ с  агрессивными дошкольниками являются:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть  собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения  в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как  эмпатия и доверие;

· работа с родителями агрессивных  детей.

Изучив теоретический материал по проблеме детской агрессивности, можно сделать следующие выводы по содержанию первой главы данной работы:

1. Природа агрессивности уже  в достаточной мере освоена  и можно выделить главные теории  агрессии: теория инстинкта (З.  Фрейда); теория фрустрации-агрессии (ДЖ.Доллард); когнитивная теория (З.Берковиц); модель образования новых когнитивных  связей или теория социального  научения (А.Бандура).

2. В основе детской агрессивности  может лежать различная мотивационная  направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя, в  другом - достижение своих практических  целей, в следующем - подавление  и унижение другого. Однако, несмотря  на эти очевидные различия, всех  детей объединяет одно общее  свойство - невнимание к сверстникам,  неспособность видеть и понимать  их.

3. Предпочтение ребёнком, как агрессивных,  так и неагрессивных моделей  поведения является непосредственным  отражением процесса социализации. Часто повторяющиеся проявления  агрессивности родителей оставляют  глубокий след в детском сознании, который трудно изменить только  усилиями социального педагога  и психолога.

4. В возникновении феномена агрессии  можно выделить следующие положения:  связь между агрессией и негативным  фактором окружающей среды; роль  эмоционального возбуждения в  процессе возникновения деструктивных  реакций; критические переменные  в социальном окружении, способствующих  проявлению враждебности; специфические  механизмы нервной системы; методы  контроля агрессивного поведения.

5. Важнейшим условием эффективной  профилактики становления агрессивных  форм поведения является изменение  отношения к окружающим людям  и выработку социальных навыков  решения проблем неагрессивным  путём. Такие изменения маленьких  агрессоров медленно, но верно  ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных  детей к опасным выпадам против  других людей.

6. Профилактическая работа с  семьёй агрессивного ребёнка  предполагает восстановления доверительных  отношений с родителями агрессивного  ребёнка, формирование родительских  просоциальных норм, установок, а  также привлечение к активному  взаимодействию семьи в предупреждении  агрессии со стороны их ребёнка.  Необходимо отметить, что недостаток  ласки, внимания, доброты в раннем  детстве ведёт к снижению эмпатии  и усилению агрессивности, дефицит  родительского тепла ребёнок  испытывает на всех последующих  этапах своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста

2.1 Выявление и изучение агрессивности  детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.

Эмпирическая база исследования: старшая группа МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»

 В эксперименте участвовало  14 детей (10 мальчиков и 4 девочки)  в возрасте 5-6 лет: С целью диагностики  уровня агрессивности дошкольников  нами были использованы следующие  четыре методики:

1) Анкета для родителей, разработанная  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М. (Приложение 3);

2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка  В.Д. Пурина) (Приложение 4);

3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика  диагностики агрессивного поведения  детей, разработанная Лаврентьевой  Г.П.) (Приложение 5);

4) Проективная методика “Рисунок  несуществующего животного” (автор  Колосова С.Л.) (Приложение 6).

Далее дадим краткое описание данных диагностик.

1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [1]

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании  чего делается вывод об уровне агрессивности  ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности  ребёнка).

Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними