Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики.
Задачи:
1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста.
3. Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста.
5.Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
1.1 Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления
1.2 Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
2.2 Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.3 Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Агрессивность ребёнка достаточно
неоднородна. С одной стороны, она
может служить способами
С другой стороны, агрессивность в
форме враждебности и ненависти
способна нанести вред, сформировать
нежелательные черты характера --
либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося
постоять за себя. И то и другое негативно
сказывается на наших чувствах, а
в крайних случаях может
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и выживания.
Необходимо научить родителей,
уважающих своего ребенка, разбираться
в психологических особенностях
детского поведения: поддерживать здоровую
настойчивость, усилия в достижении
цели, концентрировать энергию
Конкретно же для личности эмоциональное
самочувствие зависит от того, каким
целям служит агрессивность. Одно дело,
когда она направлена на источник
боли и дистресса. Для этого враждебность,
ненависть и ярость, по сути, предназначены.
Как ни трудно с этим согласиться,
следует признать, что некоторый
уровень агрессивности
Нормализация детско-
Детско-родительская терапия выстроена
таким образом, чтобы укрепить отношения
между родителями и ребенком. В
процессе занятий родители становятся
более чувствительными к
Работая в группе и участвуя в
играх, родители наблюдают за ребенком,
видят те особенности, которые в
обыденной жизни часто
Оказавшись в тренинговой
Группа способна отразить общество
в миниатюре. В группе моделируется
система взаимоотношений и
Группа дает возможность воссоздать
конкретные жизненные ситуации, например,
разыграть сцену привычного семейного
конфликта и представить
Дети младшего и среднего возраста
(4--5 лет), которые не всегда могут
вербализовать свои мысли и чувства,
можно обучить переносу гнева
на неопасные объекты. Для работы
с такими детьми в арсенале психологов
должны быть резиновые игрушки и
каучуковые шарики (их можно бросать
в тазик с водой), подушки, поролоновые
мячи, мишень с дротиком, стаканчик
для крика, кусок мягкого бревна,
игрушечный молоточек и др. Все
эти предметы нужны для того, чтобы
ребенок не направлял свой гнев на
людей, а переносил его на неодушевленные
предметы. Такая техника работы с
гневом является особенно полезной для
неуверенных в себе детей, но в
то же время недопустима при
Агрессивным детям зачастую свойственны
мышечные зажимы, особенно в области
лица и кистей рук. Поэтому для
данной категории детей будут
полезны любые релаксационные упражнения.
Релаксация - это физиологическое
состояние покоя, полное или частичное
расслабление, наступающее в результате
произвольных усилий типа аутогенной
тренировки и других психологических
приёмов. Упражнения, позволяющие научиться
расслаблению, являются одной из составляющих
работы с агрессивностью. Успокоение
и восстановление обеспечивается постепенным
формированием у ребёнка
В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения, предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать». Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела [29].
Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица. Вдыхая воздух и улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные [24].
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным [24].
Как известно, эмпатия -- это нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей. Сопереживая другому, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию у детей можно во время совместного чтения. Нужно обсуждать с ребенком прочитанное, поощрять его в выражении своих чувств. Кроме того, очень полезно сочинять с ребенком сказки и истории. Можно порекомендовать для формирования эмпатии следующие игры: «Эмоциональный словарь», «Мой хороший попугай», «Сороконожка» [29].
Итак, агрессивные дошкольники
нуждаются в понимании и
Таким образом, основными направлениями профилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками являются:
· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;
· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;
· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
· работа с родителями агрессивных детей.
Изучив теоретический материал по проблеме детской агрессивности, можно сделать следующие выводы по содержанию первой главы данной работы:
1. Природа агрессивности уже
в достаточной мере освоена
и можно выделить главные
2. В основе детской
3. Предпочтение ребёнком, как агрессивных,
так и неагрессивных моделей
поведения является
4. В возникновении феномена
5. Важнейшим условием
6. Профилактическая работа с
семьёй агрессивного ребёнка
предполагает восстановления
Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
2.1 Выявление и изучение
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.
Эмпирическая база исследования: старшая группа МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»
В эксперименте участвовало
14 детей (10 мальчиков и 4 девочки)
в возрасте 5-6 лет: С целью диагностики
уровня агрессивности
1) Анкета для родителей,
2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 4);
3) Структурализированное
4) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) (Приложение 6).
Далее дадим краткое описание данных диагностик.
1. Анкета для родителей
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Информация о работе Агрессивность детей 5-6 лет и коррекционная работа с ними