Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].

Содержание

Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

Глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

1) на то, каким путём агрессивная модель поведения была усвоена;

2) на факторы, провоцирующие её  проявление;

3) на условия, способствующие закреплению  данной модели поведения.

 Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию, как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие, либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация) [37]. Теории же социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия её под контроль. В своей работе мы будем придерживаться когнитивной модели. Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень негативного эмоционального возбуждения, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности [28].

 

 

1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности

 

Слово "агрессия" произошло от слова «aggredi», корень в основе которого буквально происходит от «adgradi» (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать".В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Важно различать понятия "агрессия и "агрессивность". Понятие "агрессии", как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому. Агрессивность же бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию.

Согласно словарю психологических терминов агрессивность - стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть "частичным", "локальным", а порой и "абсолютным", когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта [19].

При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

 Агрессивность, кроме того, существует  в двух формах: ситуативной и  личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью  имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия [45].

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию. При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий со стороны других людей.

В рамках данной работы необходимо более детально рассмотреть именно агрессивность как свойство личности, которое поддается измерению, изучению и при необходимости - коррекции.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы [17].

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны [3].

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его , и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию [6].

Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние [5].

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Основные реакции:

1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.

2. Регрессия является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.

3. Подавление - это такая реакция  на фрустрацию, в которой индивид  пытается сохранить равновесие  путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.

4. Компенсация является следующей  очень важной формой реагирования  на фрустрацию. Это естественный  путь замены какого-то дефицита  или дефекта другими возможностями, причем формы компенсации могут быть различными

5. Уход как форма реагирования  на фрустрацию проявляется также  довольно часто. Если человек  не может справиться с какой-либо  ситуацией, он треснет дверью, выругается, уйдет и т.д. [8].

Чем ребенок моложе, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции. Противоположностью агрессии по Мейеру является фиксация, т.е. привлечение к фрустратору, что проявляется в виде стереотипности апперцепции и мышления. Следующими возможными способами ответов на фрустационные ситуации является страх, депрессия, регрессия поведения.

Из всех психодиагностических методов можно вывести заключения для установления диапазона конфликтной сферы и для индентифицирования конфликтных факторов. Ширина конфликтной сферы зависит как от характера среды, так и от индивидуальности ребенка. Стесненные материальные условия, например, квартирные условия, раздоры в семье, неправильные воспитательные приемы в школе, и в группе продленного дня и т.д. имеют влияния на ширину конфликтной сферы индивида. Из индивидуальных особенностей проявляются, прежде всего, фактор развития (с возрастом конфликтная сфера расширяется) и темперамент (у раздражимых, неустойчивых индивидов конфликты отмечаются в более широкой сфере, чем у детей уравновешенных). Во внутренних конфликтах чаще всего встречается контраст нормы поведения и трудность ее соблюдения, осознание собственных недостатков и неспособность сравняться со сверстниками [24].

Психический конфликт создает у детей тем более сильный очаг, ассимилирующий остальные переживания, чем больше контрастность вызывающих факторов. Он превращается в доминантную ситуацию по принципу доминанты Ухтомского. Здесь оказывает свое влияние также конативная персеверация [12].

Если нет возможности решить конфликт, ребенок получает удовлетворение в форме компенсации и защитных механизмов, как, например, агрессия, регрессия, патологическая фиксация, бегство в фантазию, дневное мечтание, "прожектирование", реакция "зелен виноград" и "сладких лимонов", и др. [13].

 

 

1.3 Особенности формирования личности  в подростковом возрасте

 

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [6].

Л.М. Фридман считал, что особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма – половое созревание. Подростковый возраст Фридман определил, как 11 – 16 лет, он отдельно рассматривал половое созревание мальчиков и девочек и их психологические особенности.

Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13 – 19 годами у девушек и 14 – 21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая – ограничивается 14 – 17 годами, она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

В другой известной научной концепции известного психолога Ж.Пиаже – в возрасте от 11 – 12 лет и до 14 – 15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребёнок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектами начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, согласно Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни.

По мнению Божович Л.И., в 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. [6].

Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики