Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].
Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Даже если я злюсь. Я не прибегаю к сильным выражениям.
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
Неудачи огорчают меня.
Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
Когда я выхожу из себя, то начинаю говорить людям гадости.
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
Я часто думаю, что жил неправильно.
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
Я не раздражаюсь из-за мелочей.
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
В последнее время я стал занудой.
В споре я часто повышаю голос.
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое настроение.
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Шкалы опросника
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Один балл за каждое «да» на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68,
Один балл за каждое «нет» на вопросы: 9, 17, 41.
Косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или как агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости и т.п.).
Один балл за каждое «да» на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63.
Один балл за каждое «нет» на вопросы: 10, 26, 49.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Один балл за каждое «да» на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72.
Один балл за каждое «нет» на вопросы: 11, 35, 69.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные горечи и гнева за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к другим людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств словесным образом или через крик.
Один балл за каждое «да» на вопросы: 7, 25, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73.
Один балл за каждое «нет» на вопросы: 39, 66, 74, 75.
Чувство вины – выражает убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком.
Индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 2, 3 и 7. Максимальное значение индекса агрессивности – 43 балла. Мы условились считать показатели индекса агрессивности от 0 до 14 баллов включительно низким уровнем развития данного свойства, показатели от 15 до 29 баллов - средним уровнем развития данного свойства, показатели от 30 до 43 баллов – высоким уровнем агрессивности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1 - Данные обследования по методике Басса-Дарки
физическая агрессия |
косвенная агрессия |
раздражительность |
вербальная агрессия |
общий уровень | |
Катя А |
10 |
5 |
7 |
4 |
26 |
Маша М. |
9 |
9 |
10 |
12 |
40 |
Роман Б. |
10 |
7 |
9 |
10 |
36 |
Толя Б. |
8 |
7 |
9 |
10 |
34 |
Настя В. |
10 |
3 |
5 |
4 |
22 |
Денис В. |
6 |
9 |
9 |
12 |
36 |
Дима Д. |
10 |
4 |
7 |
5 |
26 |
Оля Д. |
10 |
9 |
8 |
11 |
38 |
Максим Д. |
8 |
6 |
9 |
9 |
32 |
Оля Ж. |
10 |
7 |
5 |
7 |
29 |
Света И. |
9 |
7 |
8 |
11 |
35 |
Марина К. |
10 |
9 |
11 |
11 |
41 |
Сережа Л. |
10 |
5 |
10 |
7 |
32 |
Галя Л. |
10 |
6 |
9 |
8 |
33 |
Ира Л. |
10 |
6 |
8 |
8 |
32 |
Дима М. |
10 |
6 |
9 |
12 |
37 |
Саша М. |
10 |
5 |
8 |
11 |
34 |
Оля Н. |
10 |
3 |
10 |
13 |
36 |
Дина О. |
3 |
4 |
8 |
12 |
27 |
Таня О. |
7 |
2 |
5 |
6 |
20 |
Галя П. |
3 |
8 |
5 |
12 |
28 |
Виталий П. |
2 |
5 |
4 |
8 |
19 |
Вова П. |
9 |
7 |
2 |
3 |
21 |
Рома Р. |
10 |
9 |
9 |
11 |
39 |
Инна С. |
5 |
7 |
6 |
6 |
24 |
Юля С. |
5 |
5 |
7 |
7 |
24 |
Женя С. |
9 |
7 |
4 |
8 |
28 |
Жанна Т. |
3 |
8 |
6 |
12 |
29 |
Света У. |
2 |
7 |
3 |
8 |
20 |
Маша Я. |
6 |
6 |
5 |
4 |
21 |
Роза К. |
8 |
8 |
8 |
11 |
35 |
Алена М. |
4 |
8 |
7 |
13 |
32 |
Виктор М. |
3 |
7 |
4 |
10 |
24 |
Ксения Н. |
8 |
5 |
3 |
8 |
24 |
Светлана Н. |
10 |
9 |
5 |
12 |
36 |
Светлана П. |
3 |
6 |
3 |
5 |
17 |
Вера П. |
4 |
3 |
2 |
4 |
13 |
Юра П. |
10 |
7 |
5 |
8 |
30 |
Виктор С. |
8 |
9 |
8 |
11 |
36 |
Даша Т. |
8 |
8 |
9 |
8 |
33 |
Жанна Ф. |
6 |
6 |
5 |
4 |
21 |
Света Ф. |
7 |
2 |
5 |
6 |
20 |
Никита Ф. |
3 |
5 |
7 |
4 |
19 |
Лиза Ч. |
9 |
8 |
9 |
8 |
34 |
Ксения Я. |
10 |
4 |
7 |
5 |
26 |
Среднее значение показателя по выборке |
7,44444444 |
6,288888889 |
6,71111111 |
8,42222222 |
28,8666667 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1 - Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)
«СИТУАЦИЯ» |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничего не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неприятности |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица 2 - Бланк опросника личностной тревожности (Спилбергера-Ханина)
«СИТУАЦИЯ» |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | |
21 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко расстраиваюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я сильно переживаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
«СИТУАЦИЯ» |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | |
26 |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Меня тревожат возможные |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я всё принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица 3 - Ключ к опроснику Спилбергера-Ханина
СТ |
Ответы |
ЛТ |
Ответы | ||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | ||||||||
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
21 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
4 |
3 |
2 |
1 |
СТ |
Ответы |
ЛТ |
Ответы | ||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность | ||||||||
8 |
4 |
3 |
2 |
1 |
28 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
30 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
4 |
3 |
2 |
1 |
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
4 |
3 |
2 |
1 |
35 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
4 |
3 |
2 |
1 |
36 |
4 |
3 |
2 |
1 |
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
37 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
39 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
4 |
3 |
2 |
1 |
40 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики