Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена как усилением интереса к проблеме агрессии и агрессивности как свойства личности.
Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно, является предметом дискуссии не одно десятилетие. Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время агрессивными оказываются не только взрослые, но и их дети [27].

Содержание

Введение
I. Агрессивность как свойство личности
1.1 Различные подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение»
1.2 Особенности формирования агрессивности как свойства личности
1.3 Особенности формирования личности в подростковом возрасте
II. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности и агрессивности личности
2.1 Исследования проблемы тревожности в отечественной и зарубежной психологии
2.2 Классификации видов, форм и уровни тревожности
2.3 Причины тревожности как свойства личности
2.4 Взаимосвязь тревожности и агрессивности
III. Практическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности у подростков
3.1 Организация и методы исследования
3.2 Результаты экспериментального исследования
3.3 Анализ полученных диагностических данных
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики.doc

— 744.00 Кб (Скачать файл)

В графическом виде корреляционные связи между исследуемыми факторами тревожности и агрессивности по результатам корреляционного анализа по методу Пирсона представлено на Рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 - Графическое изображение корреляционных связей между исследуемыми факторами тревожности и агрессивности по результатам корреляционного анализа по методу Пирсона

 

Примечание:

* - 5%-ый уровень значимости

** -1%-ный уровень значимости 

Таким образом, фрустрация потребности в достижении, переживание социального стресса и общий уровень тревожности в школе способны оказать влияние на формирование агрессивности как свойства личности у подростков.

 

 

3.3 Анализ диагностических данных

 

В экспериментальной части исследования нами был осуществлен статистический анализ влияния тревожности на уровень агрессивности у подростков. При помощи расчета коэффициента корреляции Пирсона нами было установлено существование статистически значимых прямых корреляционных связей личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина) и физической, косвенной и вербальной агрессии, а также общего индекса агрессивности (по данным опросника Басса-Дарки). Что касается ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина), то она не образует статистически значимых взаимосвязей с перечисленными шкалам опросника Басса-Дарки, но в свою очередь имеет положительную корреляцию со шкалой раздражительности данного теста.

Установлено также существование положительных связей агрессивности (также по данным опросника Басса-Дарки) и отдельных видов тревожности (по данным методики изучения школьной тревожности Филипса).

Положительную корреляционную связь ситуативной тревожности с раздражительностью можно объяснить следующим образом: поскольку ситуативная тревожность представляет собой реакцию на только что случившееся стрессогенное событие, она сопровождается склонностью к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней и внутренней среды. Подобные характеристики и составляют суть раздражительности, психического свойства, проявляющегося в недовольстве неприятными для личности обстоятельствами и поступками окружающих. В качестве описательного примера можно привести историю Дмитрия Д., имеющего высокий уровень именно ситуативной тревожности (при показателях нормы по уровню личностной тревожности). Дмитрий также обнаруживает высокий балл по шкале «Раздражительность» опросника Басса-Дарки. Ситуация повышенной ситуативной тревожности и сопряженной с ней раздражительности объясняется недавним разводом в родительской семье Дмитрия и уходом отца из дома. Педагоги рассказали о следующих изменениях в поведении Дмитрия: он стал нетерпимым к замечаниям взрослых, сильно расстраивался при неудачах в учебной деятельности, стал конфликтовать с окружающими и уходить с уроков.

Личностная тревожность, являясь более стабильным образованием, нежели ситуативная тревожность, как мы видим, образует большее количество положительных корреляционных связей с параметрами агрессивности. Подростки, для которых тревожность уже стала личностной чертой, могут проявлять как физическую (Сергей Л., Маша М.), так и вербальную (Галя П., Света У., Денис В.) или косвенную агрессию (Галя П., Света У.). Некоторые подростки при наличии высокого уровня личностной тревожности, обнаруживают высокие значения по всем типам агрессии, тем самым, подтверждая и высокий общий уровень агрессивности (Рома Р., Рома Б., Оля Д.).

Наблюдение за учащимися во время уроков выявило следующие факты. Подростки с высокой степенью агрессивности (по данным опросника Басса-Дарки) на уроке редко высказывали собственное желание отвечать. При вопросе учителя им требовалось большее количество времени для того, чтобы сориентироваться и подобрать подходящий ответ, что характерно для тревожных людей. Эти данные находят теоретическое и экспериментальное подтверждение в исследованиях по динамической памяти А.Н.Лебедева, свидетельствующих о том, что постоянное переживание тревоги способствует снижению перцептивно-мнемической и интеллектуальной деятельности [30]. В то же время, на переменах эти учащиеся проявляли элементы физической агрессии по отношению к одноклассникам, могли грубо ответить на вопросы учителей. Таким образом, поведение агрессивных подростков содержит в себе как признаки агрессивности, так и тревожности, что еще раз подтверждает взаимосвязь этих двух факторов в данном возрасте.

Таким образом, мы экспериментально подтвердили нашу гипотезу о том, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности подростков.

 Поскольку тревожные подростки более агрессивны по сравнению с их спокойными и уверенными в себе сверстниками, в профилактике агрессивных форм поведения мы придаем немаловажное значение предотвращению и коррекции тревожности как свойства личности.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки тревожных подростков с целью профилактики развития у них агрессивных форм поведения является преодоление отчуждения между подростком и основными институтами социализации, прежде всего, семьи и школы, благодаря которым он сможет успешно осваивать свой позитивный социальный опыт и накапливать положительный эмоциональный потенциал. Решение этой задачи подразумевает под собой целый комплекс социально-педагогических мероприятий, направленных как на оздоровление семейной и школьной ситуации, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности тревожных и агрессивных подростков. В эту задачу также входят меры по восстановлению социального статуса трудного подростка в среде его нормально адаптированных сверстников. Функции эти должны выполнять как родители, так и педагоги.

Большое внимание следует оказывать оздоровлению условий семейного воспитания, что часто представляет собой достаточно трудную задачу и требует тактичного и внимательного изучения неблагоприятных факторов.

В ходе исследования нами были составлены практические рекомендации для родителей и самих подростков по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности. Данные практические рекомендации приведены в Приложении 8.

Перспективой дальнейших исследований может стать изучение взаимосвязи отдельных типов агрессивного поведения и видов тревожности на примере других возрастных групп. Мы предполагаем, что для этого необходимо более широкое исследование, которое не предусмотрено объемом нашей работы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель данной работы состояла в исследовании взаимосвязи тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте. На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте.

Также на основании данного анализа и результатов экспериментального исследования нами были сделаны следующие выводы:

Понятие "агрессии", как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому. Агрессивность же – это стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда.

Об агрессии говорят тогда, когда совершаются определенные действия, причиняющие ущерб кому или чему-либо, а об агрессивности - в случае готовности индивида к таким действиям, которую обусловливает восприятие и интерпретация поведения другого соответствующим образом, то есть агрессивность понимается как свойство личности, а понятие «агрессии» в данном случае тождественно понятию «агрессивное поведение».

Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера. Все это следует оценивать при анализе агрессивного поведения детей и подростков.

 Выраженная тревожность в  структуре индивидуально-типологических  особенностей агрессивных подростков часто может являться фактором провоцирующим развитие крайних проявлений последней, вплоть до асоциальных тенденций.

Сильно выраженные тенденции к проявлению агрессивности у детей и подростков, «компенсированные» полярным ей свойством (то есть, проявлениями тревожности в структуре индивидуально-типологических особенностей), приводят к значительной эмоциональной напряженности, формирующей дезадаптивные механизмы взаимодействия ребенка с окружающими.

В экспериментальной части работы нами была предпринята попытка исследовать взаимосвязь тревожности и агрессивности как личностных особенностей у подростков. Был осуществлен статистический анализ влияния тревожности на уровень агрессивности у подростков. При помощи расчет коэффициента корреляции Пирсона установлено существование статистически значимых прямых корреляционных связей личностной тревожности и физической, косвенной и вербальной агрессии, а также общего индекса агрессивности. Также была установлена корреляционная зависимость феномена ситуативной тревожности с раздражительностью. Установлено также существование положительных связей агрессивности и отдельных видов тревожности (по данным методики изучения школьной тревожности Филипса).

 В ходе исследования нами были составлены практические рекомендации для родителей по снижению уровня тревожности и преодолению агрессивности подростков.

Полученные результаты позволяют утверждать, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности подростков. Поскольку тревожные подростки более агрессивны по сравнению с их спокойными и уверенными в себе сверстниками, в профилактике агрессивных форм поведения мы придаем немаловажное значение предотвращению и коррекции тревожности как свойства личности.

Перспективой дальнейших исследований может стать изучение взаимосвязи отдельных типов агрессивного поведения и видов тревожности на примере других возрастных групп. Мы предполагаем, что для этого необходимо более широкое исследование, которое не предусмотрено объемом нашей работы.

Таким образом, наша гипотеза о существовании взаимосвязи агрессивности и тревожности в подростковом возрасте нашла свое экспериментальное подтверждение. Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности у подростков. Цели и задачи данного исследования выполнены.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2008. – 128 с.
  2. Адлер, А. О нервическом характере/ А. Адлер. – СПб.: ACT «Университетская книга», 1997 . – 388с.
  3. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 1995. - 68 с.
  4. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Приступа// Психологический журнал. - 1992. - №5. – С.18.
  5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль/ Л.Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 510 с.
  6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. –352 с.
  7. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 154с.
  8. Бэрон, Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  9. Выготский, Л.С. Детская психология/ Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984.— 432с.
  10. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник/ О.Ю. Ермалаев. – 3-е издание., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
  11. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков/ А.И. Захаров – Л: Прогресс, 1998. – 222 с.
  12. Иванченко, В.Н. Агрессивное поведение у детей / В.Н. Иванченко, А.Г. Асмолов, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. – С. 26-32.
  13. Колосова, С.Л., Детская агрессия/ С.Л. Колосова. – 1-е издание.. - СПб.: Питер, 2004г. – 224с.
  14. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещеиие, 2007. – 256с.
  15. Кон, И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя/ И.С. Кон. - М.: Просвещение. 1980. – 191с.
  16. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464с.
  17. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследовательские и терапевтические стратегии: Пер. с англ./ Д. Коннор. - СПб.: Прайм Еврознак; М.: ОЛМА - Пресс, 2005. -286 с.
  18. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности/ Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2002. – 198с.
  19. Краткий психологический словарь// Сост Карпенко Л.А.; Под общ. ред Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  20. Кречмер, Э. Строение тела и характера/ Э. Кречмер. - М.: Педагогика, 1995. – 607с.
  21. Леонгард, К. Акцентурированные личности/ К. Леонгард. - Ростов н / Д: Феникс, 2000. – 311с.
  22. Личко, Е.А. Подростковая психология/ Е.А. Личко. - М.: Просвещение, 1985. – 311с.
  23. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/ Ю.А. Миславский. - М.: Педагогика, 1991. – 152с.
  24. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - Изд. 2-е, стер. – М.: Когито-Центр, 2008. - 179 c.
  25. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  26. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов - СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
  27. Паренс, Г. Агрессия наших детей/ Г. Паренс. - М.: Юнити, 1997. — 125с.
  28. Платонова, Н.Б. Агрессия у детей и подростков/ Н.Б. Платонова. – Спб.: Речь, 2004г. – 336с.
  29. Приступа, Е.Н. Социально-педагогическая профилактика нарушений индивидуального социального здоровья учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.Н. Приступа// Социальная политика и социология. Междисциплинарный науч.-практич. журнал. – 2008. - №1. - С.15-17.
  30. Прихожан, А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности/ А.Н. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С.11-17.
  31. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А.М.Прихожан; под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: Флинта, 2000. – 198 с.
  32. Психодиагностические методы в практике клинических психологов: учеб. пособие/ Л.В. Ситников; под ред. Ситникова Л.В. - СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2005. - 116 с.
  33. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: учебное пособие/ Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ-М", 2006. - 627с.
  34. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ характера/ Д.Я.Райгородский. – Самара: Бахрах, 1997. – 640с.
  35. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 4-е изд.,испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. - 320с.
  36. Реан, А.А., Психология детства/ А.А. Реан. – Спб.: Праим ЕВРОЗНАК, 2003. – 272с.
  37. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков/Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, 2000. – 96с.
  38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. – 350 с.
  39. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/Л.Н. Собчик. - М.: Институт прикладной психологии, 1998. – 480с.
  40. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношщений. Практическое руководство/ Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002. – 96с.
  41. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Автореф.дисс…д.п.н., СПб., 1997.
  42. Социальная психология. Словарь// Сост. Карпенко Л.А.; Под общ. ред Петровского А.В. – М.: .издательство ПЕР СЭ, 2005. – 176с.
  43. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия/С.С. Степанов. – М.: Эксмо, 2005. – 672с.
  44. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы/ З. Фрейд. – СПб.: Речь, 1997. – 295с.
  45. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. - М.: Наука, 2002 – 192с.
  46. Хорни, К. Самоанализ/ К. Хорни.Собр.Соч: В 3 т. Т 2/ К. Хорни.- М.: Смысл, 1997. – 544с.
  47. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2001. – 656с.
  48. http: // psyjournals. ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Текст опросника Басса – Дарки

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я знаю, что люди обычно говорят обо мне за моей спиной.

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

Мне кажется, я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться другими предметами.

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне более дружественно, чем я ожидал.

Я часто бываю не согласен с людьми.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

Когда я раздражаюсь, я иногда хлопаю дверями.

Я гораздо более раздражителен, чем это кажется окружающим.

Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю наперекор,

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю. Что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью. Напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую. Чтобы люди уважали мои права.

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

От злости я иногда бываю мрачен.

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я расстраиваюсь.

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

Информация о работе Агрессивность как личностное свойство и пути её профилактики