Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В.Л. Романов [56] создал один из вариантов классификации факторов, тормозящих карьерное продвижение. Выделил, исходя из природы их происхождения четыре группы:
1) физические факторы, которые обусловлены состоянием организма (дефекты органов чувств, речи, низкая работоспособность в связи с болезнью и т.д.);
2) социальные, в число которых входят факторы социальной природы, обусловленные дезорганизацией на различных уровнях социального устройства: политическом, государственном, экономическом и т.д.;
3) идеальные, к которым относятся факторы, порождающие девиации в сферах культуры, нравственности, идеологии;
4) группа психологических факторов, среди которых выделяются связанные с деструкциями в отношениях субъектов карьеры к себе и своему окружению, такие состояния как нерешительность, опасения и иные формы страха, проблемы интеллекта, акцентуация характера неплодотворной ориентации, девиации поведения.
Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, в настоящее время активно и успешно осваивается женщинами. Создаются учебные программы, печатаются публикации по проблеме защиты прав женщин в деловом мире. Женщина, добившаяся карьерного успеха, пытающаяся заниматься не только домашним бытом, но и успешно действовать в сфере бизнеса, становится на сегодняшний день явлением встречающимся всё чаще. Успех женщины в деловом мире – это абсолютно новое её качество.
Как мы уже говорили, определения понятиям «мужчина» и «женщина» люди дают с помощью социально-биологической характеристики – понятия «гендер». Этот термин даёт понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о мужчине и женщине, которые оказывают влияние на культурный контекст развития мужчины и женщины.
В этом контексте А.А. Чекалина [68] считает, что пол индивида влияет на:
Исходя из вышесказанного, гендер – это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Гендер характеризует социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, семейные роли и репродуктивное поведение.
Социальные статусы действуют в рамках культурного пространства данного сообщества, что означает соответствие гендеру как статусу гендерной культуры. В процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества, к которому данная личность принадлежит.
Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты. Р. Хирдман [50] обозначает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включая формальные и неформальные правила и нормы, определённые в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы. Она является относительно устойчивой и воспроизводится социализационными механизмами. Например, для «классического капитализма» первой половины ХХ века публичная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, частная сфера – женской. Рыночные ценности ставили на первое место мужскую – индустриальную сферу, женская – домашняя сфера – воспринималась как вторичная, второстепенная по значимости, обслуживающая. Базовым гендерным контрактом был контракт «домохозяйки» для женщин и «кормильца» - «спонсора жизни» для мужчин.
В постиндустриальном обществе изменяются ценности культуры и гендерной системы. Для среднего класса базовый гендерный контракт вытесняется контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии приходит выравнивание положения прав и возможностей мужчины и женщины в публичной (политика, образование, профессии) и в приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей) сферах. Появились «женские» специальности в лёгкой промышленности, в торговле, в медицине, в просвещении. В годы социалистической индустриализации, а в военные и послевоенные годы особенно, работа замужней женщины стала явлением обыденным, доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать «контрактом работающей матери». Он подразумевает обязательность общественно-полезного труда и обязательность выполнения миссии материнства как женского природного предназначения; но в деятельности вне дома не предполагалось стремления к карьере, вопрос семьи, материнства и детства был основным предметом деятельности женщины.
Постепенно определились основные модели женского поведения в семье. Первая модель отражает практику, когда женщина с выходом замуж не бросает работу, а работает до рождения первого ребёнка, затем увольняется, уходит в отпуск по уходу за ребёнком с правом на сохранение места работы. Когда дети подрастают до возраста детского сада, она может снова вернуться на работу. Подобная модель поведения женщины в зарубежной социологии семьи определяется как ориентация на работу. Недостатком этой модели является то, что такая женщина малопродуктивна для работы, т.к. её длительный отрыв от работы ведёт к утрате квалификации и потере возможности продвижения по службе.
Вторая модель поведения женщины состоит в её ориентации не на семью, не на детей, а на карьеру, когда женщине приходится все свои домашние обязанности связанные с замужеством, подчинять интересам работы. Эта модель предполагает равные возможности для мужа и жены. При этой модели поведения общество обязано развивать сферу обслуживания и обеспечить социальную защиту женщин на случай беременности, родов, болезни детей, а муж, в свою очередь, должен помогать женщине в ведении домашнего хозяйства [50].
Семью, в которой работают жена и муж и при этом дети обеспечены общественным присмотром (ясли/сад), если применить западную терминологию, можно назвать «бикарьерной» семьёй, т.е. семьёй, в которой работа жены не менее значима для семейного бюджета, нежели зарплата мужа. Отличие зарубежных «бикарьерных» семей состоит лишь в том, что на Западе дети остаются на попечении домработницы, здесь же домработница – недоступная роскошь. Для России нетипично, когда женщина не работает (т.е. работает только в семье). В этом смысле семья здесь достигла сплошной «бикарьеризации». Это «достижение» внесло коренные изменения в ролевые функции супружеских пар в семье, что не позволяет ей существовать счастливо и бесконфликтно, но не затронуло социальной и психологической сущности семьи. Изменения коснулись соотношения ролей «кормилец» – «домашняя хозяйка», что способствовало равноправию супругов. Это не могло не затронуть и систему воспитания детей. От того, что жена больше стала работать вне дома-семьи, семейные заботы не уменьшились сами по себе: они просто не стали выполняться. Тем не менее, разница между мужем и женой в бикарьерной семье состоит в том, что мужчина занимается проблемами семьи намного меньше, чем женщина. Если учесть, что, по данным статистики, процент работающих семейных женщин из общего числа устойчиво колеблется в границах 85-90%, то можно предположить, что в условиях России и стран Содружества основной тип семьи – это семья бикарьерная [4].
В психологии известны неоднократные попытки исследовать различия в ориентации на успех мужчин и женщин. Женское социальное или профессиональное преуспевание в течение многих веков рассматривалось как нежелательное. Известны попытки объяснить природу вторичности социальных ролей женщины. Так, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Конт констатировали недостаточную полноценность женщины в биологическом плане. З. Фрейд, Э. Кречмер, Н. Метьюз – в психологическом, а Р. Мейер, П. Хейманс и Н. Липман – в интеллектуальном [35].
Позже психологами был установлен факт отсутствия различий по интеллекту у взрослых мужчин и женщин. Общепризнанным является превосходство женщин в развитии вербальных способностей, а мужчин – в решении зрительно-пространственных задач. Существует представление, что ориентация на успех у мужчин и женщин связана с формированием социальных стереотипов маскулинности и феминности и с процессом становления половой идентичности. Среди стереотипных маскулинных качеств обычно называют: активность, ориентацию на достижение, властность (доминантность), владение собой и др. В феминные стереотипные качества обычно входят: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны выполняют свои социальные функции, хотя часто не подкрепляются фактами. В рамках европейской культуры мужской образ содержит набор следующих качеств: компетентность, рациональные способы мышления, общения и деятельности, активность и эффективность, социально неограниченные стили поведения. В типично женском образе выделяются: теплота чувств, высокий уровень эмпатии, способность оказать эмоциональную поддержку, ориентация на социальные, коммуникативные умения. Сравнение этих образов показывает, что мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. Высокий результат успешного мужчины объясняют его способностями, а такой же результат, полученный женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими причинами [3,23].
О’Лири [23] были получены данные о полоролевых стереотипах, существующих в обществе. Оказалось, что у женщин отсутствуют черты, связанные с компетентностью, соревновательностью, независимостью, притязаниями, логикой и т.д. Им приписывают черты, подчеркивающие выраженность их коммуникативных и эмоциональных характеристик. Чтобы успешно конкурировать с мужчинами, женщины вынуждены менять свой психотип, то есть принимать мужские ориентации, мужскую систему ценностей. В исследованиях К. Гуичи [23], проведенных в 80-х годах прошлого столетия, мужчины и женщины еще более резко противопоставляются друг другу как представители разных социальных групп. Мужчины образуют высоко статусную социальную группу. Их оценивают как компетентных, экономически успешных. Женщины же являются представителями низко статусной группы. Их оценивают в терминах теплоты, добродушия, гуманности. Их позитивные черты представляют как типичную компенсацию отсутствия достижений. Было выявлено, что женщины завышают мужские достижения и недооценивают свои собственные.
В обществе, где господствуют мужчины, мужские установки и мужская система ценностей, женщине труднее добиться успеха и признания. Большой резонанс вызвал, описанный в середине 60-х годов К. Корнером [4] феномен, получивший название «страх успеха». Женщинам атрибутировали не боязнь успеха, а боязнь его побочных следствий. Платой за успех является потеря привлекательности для мужчин, потеря женственности, социальное отвержение и неприятие.
Существенную разницу в уровне притязаний мужчин и женщин установил в своих работах Ф. Хоппе [9], изучавший проблему уровня притязаний. Им было установлено, что у мужчин и женщин существует большая разница не только в уровне притязаний, т.е. в устремленности к успеху, но и в самом характере выбора цели. Оказалось, что женщины склонны выбирать простые и легко достижимые цели. При этом их выбор менее стабилен. Они проявляют меньше настойчивости, им свойственна недооценка своих возможностей. Мужчины оказались более настроенными на успех. Они выбирают цели более высокой степени трудности, более настойчивы в их достижении.
Указанные различия объясняют не с точки зрения физиологических особенностей мужчин и женщин, а с точки зрения тех традиций, общественных норм, уровня культурных стереотипов, которые существуют в социуме. Ориентация на успех у мужчин и женщин зависит в значительной мере от этнической и социальной сфер, под влиянием которых формируется его психотип, его личность [72].
Д. Сьюпер [70] классифицировал карьеры, характерные для мужского и женского типов. Согласно этой классификации, выделены следующие типы мужских карьер:
Классификация карьер для женщин более развёрнута и включает в себя такие типы (назовём лишь основные):
Д. Сьюпер [70] обратил внимание на большую унифицированность профессиональных интересов женщин, выраженную направленность на создание определённого социального окружения на работе (например, обязательное наличие общества мужчин). Дальнейшие гендерные исследования убедительно продемонстрировали, что на основе пола дифференцируются интересы, стремления, профессиональные выборы и типы карьер, карьерные достижения и поведение на работе, соединение профессиональных ролей с другими жизненными ролями.
На сегодняшний день сохраняется тенденция к традиционным профессиональным выборам для обоих полов. Нетрадиционные выборы мужчин могут отражать их нетрадиционность в сексуальных отношениях. В то же время нетрадиционные выборы женщин связаны с престижностью выбираемых профессий, способностями, интеллектом. По мнению женщин, профессии с «мужским доминированием» дают им меньше возможности для карьерного роста, чем профессии с «женским доминированием». Женщины более, чем мужчины склонны к планированию собственных карьер, но предсказание карьерной успешности женщин обусловлено скорее не их планами, а их социально-экономическим статусом, в то время как у мужчин предсказание карьерной успешности обусловлено их планами [52].
Половые различия обнаружены в предпочитаемых ценностях работы, в представлениях о факторах карьерных достижений, в стилях профессионального поведения. Так, женщины по сравнению с мужчинами более ценят гибкость профессионального расписания, более чувствительны к характеру взаимоотношений с коллегами. Их карьеры чаще прерываются и в большей степени определяются биографическими событиями. Женщины отмечают также многочисленные факторы их карьерной дискриминации. Существуют реальные барьеры развития женской карьеры. Они связаны с повышенной ответственностью при принятии деловых решений, сочетаемых с проблемами семьи и детей, с необходимостью установления баланса между домом и карьерой [31].