Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Анализ табл. 8 хорошо демонстрирует, что означает случайность или неслучайность событий в оценке показателя статистической значимости для хи-квадрат Пирсона: неслучайные события распределяются закономерно, а случайные – стихийно. Причём это распределение должно быть характерным для всей выборки.
Так, например, для ценности успеха «материальное благосостояние и общественное признание» (p = 0,087) события обнаруживают тенденцию неслучайности, что проявляется в том, что около 85% мужчин и около 57% женщин ранжируют эту ценность для себя на первые 2 места (был бы ниже уровень статистической значимости, большее бы число женщин ранжировало бы эту ценность не на третью (35,7%), а на более высокую позицию). Более высокий уровень p, но также достигающий уровня тенденций (p = 0,139) – для ценности успеха «свобода суждений и действий»: здесь оценки ценности этой позиции у мужчин смещаются к нижним значением (3 и 4 позиции), а оценки женщин «разбросаны» - 2 и 4 позиция для этой ценности успеха. Минимальная связанность событий «пол» и «ранг успеха» для ценности «достижение цели, ради которой трудишься» (p = 0,352): здесь ранги этой ценности в выборках мужчин и женщин вообще чрезвычайно разбросаны: у мужчин – 3,4, затем 2 и 1 позиции; у женщин – 3,2,1 и в конце – 4 позиции по процентной выраженности. Таким образом мы можем понять, что уровень статистической значимости p для хи-квадрат Пирсона, если он удовлетворяет условиям p £ 0,05 (а ещё лучше p £ 0,01) показывает степень гомогенности анализируемого события (в нашем случае близости процентного выбора ранга ответа) в связи с другим событием (в нашем случае – с полом).
Итак, возвращаясь к качественному анализу табл. 8, можно говорит о том, что для большей части предпринимателей – мужчин (около 85%) и существенной части предпринимателей – женщин (около 57%) успех ассоциируется с материальным благополучием и общественным признанием. Кроме того, для существенной части предпринимателей – мужчин (около 63%) успех – это «связи и деньги», а для примерно половины выборки женщин успех – это «свобода суждений и действий», а также – «достижение цели, ради которой трудишься».
Таким образом, полученные при рассмотрении этой исследовательской задачи результаты исследований не подтверждают нашу вторую гипотезу исследования, согласно которой предприниматели - мужчины и женщины с разными типами гендерной идентичности могут иметь различные представления об успехе и успешности своей предпринимательской деятельности: представления об успешности имеют определённую связанность не с типом гендерной идентичности мужчин и женщин, а определённым образом отличаются у мужчин и женщин, т.е. связаны с полом. Однако и мужчины, и женщины в общей массе своих выборок не имеют единого консолидированного мнения в представлениях об успехе. Представления же об успешной предпринимательской деятельности у мужчин и женщин достаточно схожи.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) обследованные нами
2) стремление к успеху (мотивация предпринимательской деятельности) обнаруживает слабые связи с гендерной идентичностью: статистические связи в виде корреляций между показателями мотивации предпринимательства и показателями выраженности гендерной идентичности отсутствуют, аналитические – наблюдаются преимущественно в виде тенденций различий показателей мотивации в соответствующих выборках мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности. При этом мужчины и женщины в общих своих выборках различий показателей мотивации не обнаруживают;
3) выраженность показателей мотивации показала, что и мужчины, и женщины с маскулинной идентичностью обнаруживают более высокие показатели мотивации к успеху, в то время как мужчины с фемининной идентичностью, как и женщины с маскулинной идентичностью более склонны к избеганию неудач. Мужчины с фемининной идентичностью мало склонны к соперничеству, в то время как женщины со всеми типами гендерной идентичности обнаруживают схожую склонность к соперничеству. На достижение целей более ориентированы женщины с маскулинной и фемининной идентичностью, в то время как у мужчин это показатель не зависит от типа гендерной идентичности, равно как и показатель стремления к социальному престижу. Последний обнаруживает более высокое значение у женщин с маскулинной идентичностью по сравнению с другими типами;
4) представления об успешности предпринимательской деятельности не зависят ни от типа гендерной идентичности, ни от пола. И мужчины, и женщины – предприниматели связывают успешность предпринимательской деятельности с гарантированностью дохода и материальным благосостоянием, а также – эффективностью и успешностью своего начинания в бизнесе;
5) представления об успехе также не связаны с типами гендерной идентичности мужчин и женщин, но имеют тенденции статистической связи с полом. Для большей части предпринимателей – мужчин (около 85%) и существенной части предпринимателей – женщин (около 57%) успех ассоциируется с материальным благополучием и общественным признанием. Кроме того, для существенной части предпринимателей – мужчин (около 63%) успех – это «связи и деньги», а для примерно половины выборки женщин успех – это «свобода суждений и действий», а также – «достижение цели, ради которой трудишься». Последние три позиции в переделенной степени разводят мнения предпринимателей женщин и предпринимателей – мужчин в отношении субъективно-ценностных оценок успеха. Однако и мужчины, и женщины в общей массе своих выборок не имеют единого консолидированного мнения в представлениях об успехе.
Проведённое в настоящей работе исследование было посвящено проблеме изучения гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования, в первую очередь обусловлена тем, что социально детерминированный подход к традиционно понимаемым ролевым функциям мужчины и женщины, «действующим» в сфере профессиональной самореализации и карьеры, позволяет иначе взглянуть на сложившиеся в обществе понимания «мужских» и «женских» карьер и карьерной успешности, наметившуюся «достиженческую» тенденцию у некоторых женщин и «пораженческую» тенденцию у некоторых мужчин.
Нам представляется, что полученные в работе результаты позволили, во-первых, обнаружить тенденции взаимосвязи гендерной идентичности с представлениями об успешности, во-вторых, мы считаем, что проведённый в работе анализ и сделанные из него выводы имеют интерес для общего направления гендерных исследований в психологии, хотя и полученные в работе результаты не подтвердили выдвинутых нами гипотез.
Однако при этом нами выявлены определённые различия в понимании успеха у мужчин и женщин, что, собственно, открывает другое направление исследования успешности предпринимательской деятельности в связи с гендерными, и в данном случае уже – с «половыми» особенностями субъекта предпринимательства. (Необходимо признать, что в психологии до сих пор существует двойная трактовка понятия «гендер»: непосредственно как пола и как личностной особенности с точки зрения её самоидентификации.)
В связи со сказанным в качестве перспектив дальнейшего исследования мы видим следующее:
1) методом свободного опроса мужчин и женщин различных специальностей, разного образовательного уровня и разных возрастных групп создать семантическое поле понятий: «успех», «жизненная и карьерная успешность»;
2) на основании образованных семантических групп создать блок семантических кластеров, пригодных для определения ценностных категорий понятия «успех»;
3) провести подробный анализ представления об успешности предпринимательской деятельности уже не в связи с гендером как личностной особенностью, а в связи с полом, т.е. определить ценностной ряд понятия «успех» у мужчин и женщин. На наш взгляд эта работа в отечественной и мировой психологии незакончена;
4) провести анализ влияния
Результаты обследования предпринимателей - мужчин и женщин методиками С. Бэм, Т. Эллерса и М. Кубышкиной
Условный номер респондента |
Пол респондента |
Методика С. Бэм |
Методики Т. Эллерса |
Методика М. Кубышкиной | |||||
маскулинность |
фемининность |
андрогинность |
мотивация к успеху |
мотивация к избеганию неудач |
стремление к социальному престижу |
стремление к соперничеству |
стремление к достижению цели | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
м |
59 |
34 |
40 |
20 |
17 |
27 |
24 |
27 |
2 |
м |
33 |
52 |
41 |
17 |
17 |
23 |
24 |
31 |
3 |
м |
32 |
54 |
44 |
18 |
17 |
25 |
27 |
25 |
4 |
м |
27 |
55 |
42 |
19 |
19 |
26 |
24 |
26 |
5 |
м |
39 |
54 |
38 |
17 |
19 |
27 |
31 |
27 |
6 |
м |
61 |
33 |
39 |
15 |
16 |
25 |
33 |
25 |
7 |
м |
62 |
31 |
41 |
20 |
17 |
27 |
23 |
30 |
8 |
м |
36 |
54 |
45 |
17 |
14 |
29 |
31 |
27 |
9 |
м |
33 |
39 |
52 |
16 |
15 |
29 |
32 |
24 |
10 |
м |
37 |
39 |
54 |
17 |
19 |
26 |
31 |
29 |
11 |
м |
34 |
59 |
36 |
18 |
20 |
22 |
29 |
27 |
12 |
м |
32 |
54 |
39 |
18 |
18 |
29 |
25 |
27 |
13 |
м |
36 |
51 |
44 |
17 |
18 |
26 |
24 |
25 |
14 |
м |
38 |
60 |
36 |
18 |
19 |
24 |
24 |
27 |
15 |
м |
28 |
56 |
45 |
17 |
18 |
25 |
23 |
24 |
16 |
м |
37 |
55 |
42 |
17 |
17 |
28 |
24 |
27 |
17 |
м |
61 |
32 |
40 |
17 |
15 |
27 |
29 |
27 |
18 |
м |
31 |
59 |
37 |
18 |
19 |
27 |
24 |
29 |
19 |
м |
39 |
52 |
40 |
19 |
19 |
24 |
31 |
31 |
20 |
м |
34 |
40 |
49 |
16 |
17 |
28 |
31 |
27 |
21 |
м |
62 |
34 |
39 |
20 |
17 |
26 |
32 |
27 |
22 |
м |
62 |
34 |
40 |
19 |
17 |
27 |
30 |
29 |
23 |
м |
33 |
52 |
40 |
19 |
19 |
27 |
27 |
25 |
24 |
м |
29 |
59 |
41 |
17 |
19 |
25 |
29 |
24 |
25 |
м |
36 |
51 |
43 |
17 |
15 |
27 |
24 |
23 |
26 |
м |
33 |
58 |
36 |
18 |
20 |
23 |
25 |
26 |
27 |
м |
36 |
39 |
53 |
16 |
15 |
26 |
31 |
25 |
28 |
м |
33 |
54 |
44 |
18 |
18 |
29 |
25 |
26 |