Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 22:00, дипломная работа
Проблема настоящего исследования состоит в изучении гендерных различий стремления к успеху и представлений о нём у современных предпринимателей – мужчин и женщин с различными типами гендерной идентичности.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов.
Качественные изменения в российской экономике, повлекшие возрождение предпринимательства и, соответственно, возникновение нового социального слоя предпринимателей, ведут к необходимости теоретического осмысления целого ряда социальных, экономических, психологических и иных проблем и практического применения полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И КАРЬЕРНОЙ УСПЕШНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема исследования гендерных различий в психологии 7
1.2. Исследование представлений об успехе и карьерной успешности в психологии 12
1.3. Содержание представлений о карьерной успешности. Различия представлений о карьерной успешности у мужчин и женщин 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЁМ У СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 31
2.1. Цель, задачи, гипотезы исследования 31
2.2. Организация и методики исследования 32
2.3. Результаты и их обсуждение 34
2.3.1. Анализ типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей - мужчин и женщин 34
2.3.2. Анализ стремления к успеху у предпринимателей – мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью 37
2.3.3. Анализ представлений об успешном предпринимателе и успехе у лиц с различной гендерной идентичностью 43
Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В связи с этим изучения влияния «подстройки» личности под условия предпринимательской деятельности требует отдельного изучения.
Отобразим на рис. 1 представленность типов гендерной идентичности в выборках предпринимателей – мужчин, на рис. 2 – предпринимателей - женщин.
Рисунок 1. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – мужчин.
Рисунок 2. Процентная представленность типов гендерной идентичности в выборке предпринимателей – женщин.
Для решения этой задачи нами был произведён расчёт величин средних и стандартных отклонений для показателей: «стремление к социальному престижу», «стремление к соперничеству», «стремление к достижению цели» методики М. Кубышкиной и «мотивация к успеху» и «мотивация к избеганию неудач» методики Т. Эллерса отдельно для мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью с применением программы SPSS (см. приложение 2). Кроме того, нами были рассчитаны значения U-критерия Манна - Уитни, предназначенного для сравнения двух независимых выборок по уровню выраженности переменой (соответствующие выборки мужчин и женщин с различной гендерной идентичностью мы сравнивали попарно).
Представим рассчитанные параметры для выборок мужчин в табл. 2, для выборок женщин – в табл. 3.
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху мужчин с различной гендерной идентичностью
Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки |
Статистический показатель |
Методика М. Кубышкиной |
Методика Т. Эллерса | |||
стремление к соц. престижу |
стремление к соперничеству |
стремление к достижению цели |
мотивация к успеху |
мотивация к избеганию неудач | ||
маскулинный |
среднее |
26,3 |
29,1 |
27,9 |
18,4 |
17,1 |
ст. отклон. |
1,2 |
3,7 |
2,0 |
1,8 |
1,4 | |
фемининный |
среднее |
25,0 |
26,3 |
26,6 |
17,8 |
19,1 |
ст. отклон. |
1,9 |
2,5 |
1,8 |
0,7 |
0,9 | |
андрогинный |
среднее |
26,7 |
27,5 |
25,9 |
17,1 |
17,0 |
ст. отклон. |
1,8 |
3,2 |
2,1 |
1,0 |
1,6 | |
маскулин. – феминин. |
U – кр. |
21,000 |
18,000 |
22,000 |
25,000 |
9,000 |
ур. ст. зн. p |
0,167 |
0,093 |
0,200 |
0,321 |
0,008 | |
маскулин. – андрогин. |
U – кр. |
51,500 |
45,000 |
26,500 |
31,500 |
58,500 |
ур. ст. зн. p |
0,591 |
0,357 |
0,028 |
0,065 |
0,925 | |
феминин. – андрогин. |
U – кр. |
33,500 |
51,000 |
51,500 |
39,500 |
14,000 |
ур. ст. зн. p |
0,041 |
0,347 |
0,347 |
0,096 |
0,001 |
Анализ табл. 2 позволяет обнаружить тенденцию различий в выборках предпринимателей – мужчин с маскулинным и фемининным типами гендерной идентичности по показателю «мотивация избегания неудач» теста Эллерса (U = 9,000; p = 0,008), а также – тенденцию различий стремления к соперничеству методики Кубышкиной (U = 18,000; p = 0,093). При этом показатели стремления к соперничеству несколько выше у лиц с маскулинной гендерной идентичностью и у них также несколько ниже показатели избегания неудач.
В выборках предпринимателей – мужчин с маскулинной и андрогинной гендерной идентичностью различий по всем показателям методик Кубышкиной и Эллерса не выявляется, в том числе – на уровне тенденций, а в выборках предпринимателей – мужчин с фемининным и андрогинным типами гендерной идентичности можно говорить о тенденции различий по мотивации избегания неудач (U = 14,000; p = 0,001): у лиц с андрогинной гендерной идентичностью она несколько ниже, чем у лиц с фемининный гендерной идентичностью, но фактически такая же, как и у лиц с маскулинной идентичностью.
Анализ средних (выраженность признака для выборки) показывает, что мотивация к успеху у предпринимателей - мужчин и с маскулинным, и с фемининным, и с андрогинным типами гендерной идентичности находится на умеренно высоком диагностическом уровне, но – у лиц с маскулинной идентичностью – наиболее высокая, а у лиц с андрогинной идентичностью – наиболее низкая; мотивация к избеганию неудач – у представителей всех типов гендерной идентичности находится на высоком диагностическим уровне, но самая высокая – у предпринимателей – мужчин с фемининным типом гендерной идентичности, а у мужчин с маскулинным и андрогинным типами – одинаковая и имеет тенденцию средних показателей; показатели стремления к социальному престижу и достижению цели – фактически одинаковые по выраженности у мужчин со всеми тремя типами гендерной идентичности; однако мотивация соперничества несколько ниже у мужчин с фемининным типом гендерной идентичности по сравнению с представителями остальных типов.
Проведём анализ женской выборки (см. табл. 3).
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху женщин с различной гендерной идентичностью
Тип гендерной идентичности / сравниваемые выборки |
Статистический показатель |
Методика М. Кубышкиной |
Методика Т. Эллерса | |||
стремление к соц. престижу |
стремление к соперничеству |
стремление к достижению цели |
мотивация к успеху |
мотивация к избеганию неудач | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
маскулинный |
среднее |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
15,8 |
15,3 |
ст. отклон. |
1,8 |
2,7 |
2,7 |
3,7 |
1,9 | |
фемининный |
среднее |
21,7 |
27,3 |
22,6 |
14,0 |
12,6 |
ст. отклон. |
3,4 |
2,7 |
1,3 |
1,7 |
2,4 | |
андрогинный |
среднее |
21,5 |
25,7 |
19,5 |
14,9 |
14,5 |
ст. отклон. |
3,2 |
5,1 |
3,3 |
2,7 |
3,4 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
маскулин. – феминин. |
U – кр. |
10,000 |
15,000 |
8,500 |
10,000 |
6,500 |
ур. ст. зн. p |
0,138 |
0,445 |
0,073 |
0,138 |
0,035 | |
маскулин. – андрогин. |
U – кр. |
22,000 |
38,500 |
13,500 |
33,000 |
29,500 |
ур. ст. зн. p |
0,080 |
0,622 |
0,011 |
0,381 |
0,235 | |
феминин. – андрогин. |
U – кр. |
52,500 |
44,500 |
17,000 |
43,000 |
44,500 |
ур. ст. зн. p |
1,000 |
0,581 |
0,011 |
0,535 |
0,581 |
Как показывает анализ табл. 3, в выборках предпринимателей – женщин с маскулинной и фемининной гендерной идентичностью можно говорить о значимых различиях мотивации избегания неудачи, а также о тенденции различий в отношении всех показателей мотивации, за исключением стремления к соперничеству. В сравниваемых выборках женщин с маскулинной и андрогинной идентичностью можно говорить в отношении тенденций различий стремления к престижу и достижения цели. В сравниваемых выборках женщин с фемининной и андрогинной идентичностью можно говорить о различиях стремления к достижению цели. Показатель «стремление к соперничеству» различий, в том числе на уровне тенденций, в сравниваемых выборках не обнаруживает.
Проведем анализ выраженности показателей мотивации стремления к успеху у женщин с различной гендерной идентичностью.
Итак, показатели мотивации к успеху и избеганию неудач наиболее высокие у женщин с маскулинной гендерной идентичностью и сравнительно одинаковое у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью, при этом диагностическая выраженность этих обоих показателей соответствует диапазону средних значений методики Эллерса; стремление к соперничеству имеет схожее значение для женщин всех типов гендерной идентичности; стремление к социальному престижу у предпринимателей – женщин с маскулинной идентичностью выше, чем у женщин с фемининной и андрогинной идентичностью (схожие показатели), а стремление к достижению цели наиболее высокое у женщин с маскулинной и относительно высокое у женщин с фемининной идентичностью, но самое низкое – у женщин с андрогинной гендерной идентичностью. К сожалению, в методике М. Кубышкиной не заданы её диагностические критерии.
В рамках рассмотрения настоящей задачи нас так же интересуют отличия показателей стремления к успеху у мужчин и женщин (рассмотрим эти показатели вне зависимости от типа гендерной идентичности).
Представим средние (они нами получены как обобщённые средние для выборок мужчин и женщин с разными типами гендерной идентичности (см. приложение 2), а также проверим различия в выборках, используя для этого U – критерий Манна - Уитни (см. табл. 4). (Различия в выборках мужчин и женщин со схожими типами гендерной идентичности рассматривать мало интересно в связи с тем, что показатели мотивации к успеху у мужчин мало связаны с типом их гендерной идентичности, в то время как у женщин эта связь выражена более чётко).
Величины средних, стандартных отклонений, U – критерия Манна - Уитни и уровня статистической значимости для показателей стремления к успеху у мужчин и женщин
Выборка / сравниваемые выборки |
Статистический показатель |
Методика М. Кубышкиной |
Методика Т. Эллерса | |||
стремление к соц. престижу |
стремление к соперничеству |
стремление к достижению цели |
мотивация к успеху |
мотивация к избеганию неудач | ||
мужчины |
среднее |
26,1 |
27,6 |
26,6 |
17,6 |
17,6 |
ст. отклон. |
1,8 |
3,4 |
2,1 |
1,3 |
1,6 | |
женщины |
среднее |
22,2 |
25,8 |
21,3 |
14,9 |
13,5 |
ст. отклон. |
3,1 |
4,7 |
3,4 |
2,7 |
3,4 | |
мужчины - женщины |
U – кр. |
117,500 |
351,000 |
87,000 |
180,000 |
117,500 |
ур. ст. зн. p |
0,000 |
0,149 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Как показывает анализ табл. 4, различий ни по одному показателю мотивации в выборках предпринимателей - мужчин и предпринимателей - женщин нет (везде высоки значения U – критерия Манна – Уитни) (более высокие значения U – критерия в табл. 4 по сравнению с табл. 2 и 3 объясняются большей численностью выборок мужчин и женщин по сравнению с численностью выборок лиц с разной гендерной идентичностью.).
Отсутствие различий по U - критерию при очевидных различиях средних объясняется высокими стандартными отклонениями в каждой выборке, т.е. – реальными отличиями показателей респондентов каждой выборки от средних для выборок. Именно «перекрывание» реальных значений (которое и непосредственно отражает U – критерий) и обеспечивает отсутствие различие в выборках.
Нами был произведён расчёт корреляции по r – критерию Пирсона для показателей методик С. Бэм (маскулинности, фемининности и андрогинности), М. Кубышкиной (стремление к социальному престижу, стремление к соперничеству и стремление к достижению цели) и Т. Эллерса (мотивация к успеху и избеганию неудач) на массиве данных общей выборки, который связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха не обнаружил, в то время, как между отдельными показателями мотивации корреляционные связи есть (однако их рассмотрение в данный момент нас не интересует).
Таким образом, полученные аналитические связи между типами гендерной идентичности и мотивации успеха у женщин могут рассматриваться нами преимущественно в качестве тенденций как в выборке мужчин, так и в выборке женщин, однако у мужчин они выражены более слабо.
Различия в статистических показателях, полученные нами при аналитическом и статистическом анализе связей показателей гендерной идентичности и мотивации успеха могут быть обусловлены определённой погрешностью методики С. Бэм, а именно – переводом показателей маскулинности, фемининности и андрогинности в номинативную шкалу (с присвоением статистических меток какждому респонденту), т.е. – в их качественную выраженность. В тоже время количественные показатели этой методики (выраженность шкал маскулинности, фемининности и андрогинности), заданные метрической шкалой, корреляции с показателями шкал методик Эллерса и Кубышкиной, также заданные метрическими шкалами, не дали, что более важно.
Резюмируя, можно сказать, что сделанные при рассмотрении этой исследовательской задачи выводы идут в разрез нашей первой исследовательской гипотезе, согласно которой показатели стремления к успеху могут быть различными у лиц с разными типами гендерной идентичности: можно лишь вести речь о тенденции подобных различий.