Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты надежности психологических тестов.
Рассмотреть основные методики тестирования невербального интеллекта
Провести эмпирическое исследование ретестовой надежноститестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).
Введение
3
1
Надежность теста как психодиагностическая проблема
5
1.1
Понятие «надежность» теста
5
1.2
Виды надежности теста. Способы определения надежности
12
1.3
Невербальные тесты интеллекта. Общая характеристика
17
2
Практическое исследование ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
25
2.1
Схема исследования, участники исследования
25
2.2
Методики исследования
25
2.3
Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
27
Заключение
31
Литература
Где
4 – средний уровень интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта;
6 - уровень интеллекта выше среднего.
Через две недели тест был проведенповторно. Результаты второго тестирования были обобщены в таблице 2.
Таблица 2 – Уровень невербального интеллекта (2 этап)
Сумма правильных ответов по сериям № матриц |
«сырые баллы» |
IQ |
Уровень интеллекта |
Образование | |||||
А |
В |
С |
D |
Е | |||||
1 |
12 |
12 |
10 |
11 |
7 |
52 |
116 |
6 |
В |
2 |
12 |
11 |
9 |
9 |
8 |
49 |
110 |
5 |
С |
3 |
12 |
12 |
10 |
11 |
9 |
54 |
120 |
6 |
В |
4 |
12 |
10 |
10 |
9 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
5 |
12 |
12 |
8 |
10 |
8 |
50 |
112 |
6 |
В |
6 |
12 |
11 |
8 |
8 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
7 |
12 |
11 |
8 |
7 |
6 |
44 |
100 |
4 |
С |
8 |
12 |
12 |
8 |
9 |
10 |
51 |
114 |
6 |
В |
9 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
50 |
112 |
6 |
С |
10 |
12 |
11 |
8 |
9 |
6 |
46 |
104 |
5 |
В |
11 |
12 |
11 |
9 |
9 |
8 |
49 |
110 |
5 |
С |
12 |
12 |
10 |
10 |
9 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
13 |
12 |
11 |
8 |
8 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
14 |
12 |
12 |
8 |
9 |
10 |
51 |
114 |
6 |
В |
15 |
12 |
11 |
8 |
8 |
6 |
45 |
102 |
5 |
В |
16 |
12 |
12 |
10 |
11 |
7 |
52 |
116 |
6 |
В |
17 |
12 |
11 |
9 |
9 |
8 |
49 |
110 |
5 |
С |
18 |
12 |
12 |
10 |
11 |
9 |
54 |
120 |
6 |
В |
19 |
12 |
10 |
10 |
9 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
20 |
12 |
12 |
8 |
10 |
8 |
50 |
112 |
6 |
В |
21 |
12 |
11 |
8 |
8 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
22 |
12 |
11 |
8 |
7 |
6 |
44 |
100 |
4 |
С |
23 |
12 |
12 |
8 |
9 |
10 |
51 |
114 |
6 |
В |
24 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
50 |
112 |
6 |
С |
25 |
12 |
11 |
8 |
9 |
6 |
46 |
104 |
5 |
В |
26 |
12 |
11 |
9 |
9 |
8 |
49 |
110 |
5 |
С |
27 |
12 |
10 |
10 |
9 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
28 |
12 |
11 |
8 |
8 |
7 |
46 |
104 |
5 |
С |
29 |
12 |
12 |
8 |
9 |
10 |
51 |
114 |
6 |
В |
30 |
12 |
11 |
8 |
8 |
6 |
45 |
102 |
5 |
В |
Где
4 – средний уровень интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта
6 - уровень интеллекта выше среднего.
Для того, чтобы определить ретестовую надежность теста, необходимо вычислить коэффициент корреляции. Для этого была использована программа SPSSStatistik 21, с помощью которой был определен коэффициент корреляции Спирмена для следующих пар показателей:
«сырые» баллы;
IQ;
уровень интеллекта
Были получены следующие результаты:
Корреляции | ||||
баллы |
баллы2 | |||
роСпирмена |
баллы |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,943** |
Знч. (2-сторон) |
. |
,000 | ||
N |
30 |
30 | ||
баллы2 |
Коэффициент корреляции |
,943** |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
. | ||
N |
30 |
30 | ||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). |
Корреляции | ||||
iq |
iq2 | |||
роСпирмена |
iq |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,943** |
Знч. (2-сторон) |
. |
,000 | ||
N |
30 |
30 | ||
iq2 |
Коэффициент корреляции |
,943** |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
. | ||
N |
30 |
30 | ||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). |
Корреляции | ||||
уровень |
уровень2 | |||
роСпирмена |
уровень |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,650** |
Знч. (2-сторон) |
. |
,000 | ||
N |
30 |
30 | ||
уровень2 |
Коэффициент корреляции |
,650** |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
. | ||
N |
30 |
30 | ||
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя). |
Как видим, коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943. Корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.
Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.
Заключение
Таким образом, в процессе работы мы пришли к следующим выводам.
Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т. е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.
Так какнадежность отражает степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики — это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции подходит к единице, и наоборот.
Тесты интеллекта или тесты
общих способностей, предназначены для
измерения уровня интеллектуального развития
человека. Интеллект традиционно исследовался
в рамках двух основных направлений: тестологического
и экспериментально-
В процессе эмпирического исследования были получены следующие результаты: коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943, корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.
Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2005. -688с. (Серия «Мастер Психологии»).
2. Бодалев, А.А.Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. -440 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»).
4.Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1995.
5. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.
7. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.