Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты надежности психологических тестов.
Рассмотреть основные методики тестирования невербального интеллекта
Провести эмпирическое исследование ретестовой надежноститестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена).

Содержание

Введение
3
1
Надежность теста как психодиагностическая проблема
5
1.1
Понятие «надежность» теста
5
1.2
Виды надежности теста. Способы определения надежности
12
1.3
Невербальные тесты интеллекта. Общая характеристика
17
2
Практическое исследование ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
25
2.1
Схема исследования, участники исследования
25
2.2
Методики исследования
25
2.3
Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта
27

Заключение
31

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта.docx

— 82.86 Кб (Скачать файл)

Где

4 – средний уровень  интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта;

6 - уровень интеллекта  выше среднего.

Через две недели тест был проведенповторно. Результаты второго тестирования были обобщены в таблице 2.

Таблица 2 – Уровень невербального интеллекта (2 этап)

 

Сумма правильных ответов по

сериям № матриц

«сырые

 баллы»

IQ

Уровень интеллекта

Образование

А

В

С

D

Е

1

12

12

10

11

7

52

116

6

В

2

12

11

9

9

8

49

110

5

С

3

12

12

10

11

9

54

120

6

В

4

12

10

10

9

7

46

104

5

С

5

12

12

8

10

8

50

112

6

В

6

12

11

8

8

7

46

104

5

С

7

12

11

8

7

6

44

100

4

С

8

12

12

8

9

10

51

114

6

В

9

12

11

10

9

8

50

112

6

С

10

12

11

8

9

6

46

104

5

В

11

12

11

9

9

8

49

110

5

С

12

12

10

10

9

7

46

104

5

С

13

12

11

8

8

7

46

104

5

С

14

12

12

8

9

10

51

114

6

В

15

12

11

8

8

6

45

102

5

В

16

12

12

10

11

7

52

116

6

В

17

12

11

9

9

8

49

110

5

С

18

12

12

10

11

9

54

120

6

В

19

12

10

10

9

7

46

104

5

С

20

12

12

8

10

8

50

112

6

В

21

12

11

8

8

7

46

104

5

С

22

12

11

8

7

6

44

100

4

С

23

12

12

8

9

10

51

114

6

В

24

12

11

10

9

8

50

112

6

С

25

12

11

8

9

6

46

104

5

В

26

12

11

9

9

8

49

110

5

С

27

12

10

10

9

7

46

104

5

С

28

12

11

8

8

7

46

104

5

С

29

12

12

8

9

10

51

114

6

В

30

12

11

8

8

6

45

102

5

В


Где

4 – средний уровень  интеллекта; 5 – нормальный уровень интеллекта

6 - уровень интеллекта  выше среднего.

 

Для того, чтобы определить ретестовую надежность теста, необходимо вычислить коэффициент корреляции. Для этого была использована программа SPSSStatistik 21, с помощью которой был определен коэффициент корреляции Спирмена для следующих пар показателей:

«сырые» баллы;

IQ;

уровень интеллекта

Были получены следующие результаты:

 

Корреляции

 

баллы

баллы2

роСпирмена

баллы

Коэффициент корреляции

1,000

,943**

Знч. (2-сторон)

.

,000

N

30

30

баллы2

Коэффициент корреляции

,943**

1,000

Знч. (2-сторон)

,000

.

N

30

30

**. Корреляция значима  на уровне 0.01 (2-сторонняя).


 

 

 

Корреляции

 

iq

iq2

роСпирмена

iq

Коэффициент корреляции

1,000

,943**

Знч. (2-сторон)

.

,000

N

30

30

iq2

Коэффициент корреляции

,943**

1,000

Знч. (2-сторон)

,000

.

N

30

30

**. Корреляция значима  на уровне 0.01 (2-сторонняя).


 

 

 

 

Корреляции

 

уровень

уровень2

роСпирмена

уровень

Коэффициент корреляции

1,000

,650**

Знч. (2-сторон)

.

,000

N

30

30

уровень2

Коэффициент корреляции

,650**

1,000

Знч. (2-сторон)

,000

.

N

30

30

**. Корреляция значима  на уровне 0.01 (2-сторонняя).


 

 

Как видим, коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943. Корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.

Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в процессе работы мы пришли к следующим выводам.

Надежность методики — это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т. е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Так какнадежность отражает степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики — это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции подходит к единице, и наоборот.

Тесты интеллекта или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека.  Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей. Экспериментально-психологические теории интеллекта признают IQ-концепцию, где за IQ стоят внутренние когнитивные процессы: восприятие, память, мышление и т.д.

В процессе эмпирического исследования были получены следующие результаты: коэффициент корреляции по баллам и IQ составляет 0,943, корреляция по уровню интеллекта немного ниже и составляет 0,650.

Показателем высокой надежности теста является коэффициент корреляции, близкий к показателям 0,8 – 0,9, 1. Полученные результаты позволяют сделать вывод о достаточно высокой надежности Прогрессивных матриц Равена для определения невербального интеллекта.

 

 

 

Литература

 

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2005. -688с. (Серия «Мастер Психологии»).

2. Бодалев, А.А.Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. -440 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.:ил. – (Серия «Учебник нового века»).

4.Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. – М., 1995.

5. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003.

7. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.

 

 

 


Информация о работе Анализ ретестовой надежности тестов невербального интеллекта (на примере теста «Прогрессивные матрицы». Дж. Равена)