Анализ управления персонала на примере ОАО «Север»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение системы управления персоналом на примере конкретного предприятия.
Объект нашего исследования – предприятие ОАО «Север».
Предмет исследования – система управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом
1.1. Концепция управления персоналом……………………………………..4
1.2. Оценка деятельности персонала………………………………………..12
1.3. Поведение качества рабочей силы………………………………………16
ГЛАВА 2. Анализ управления персонала на примере ОАО «Север»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «Север»………………………………………………………………………...24
2.2. Управление кадрами на предприятии…………………………………..26
2.3. Рекомендации по повышению эффективности системы управления персоналом ОАО «Север»……………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 118.57 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом

1.1.  Концепция управления персоналом……………………………………..4

1.2.  Оценка деятельности  персонала………………………………………..12

1.3. Поведение качества  рабочей силы………………………………………16

ГЛАВА 2. Анализ управления персонала на примере ОАО «Север»

2.1. Общая характеристика  деятельности предприятия ОАО  «Север»………………………………………………………………………...24

2.2. Управление кадрами  на предприятии…………………………………..26

2.3.  Рекомендации по  повышению эффективности системы  управления персоналом ОАО «Север»……………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...

Приложения 1

Приложения 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема управления персоналом на предприятии на сегодняшний день является весьма актуальной, ведь мотивация персонала, конфликты и стрессы в организационной среде, повышение качества рабочей силы, методы управления персонала являются одними из важнейших профессиональных вопросов нашего времени.

В эпоху плановой экономики  требовался серьезный подход к вопросам формирования кадровой политики и управления  сотрудниками. В конце 80-х годов  ХХ века, эти вопросы приобрели  все большее значение, особенно в  связи с развитием направлений  науки, связанных с вопросами  принятия решений, исследования поведения  работников в процессе трудовой деятельности. Однако, в 90-е годы ХХ века происходит развитие рыночных отношений и предпринимательства, и, главным образом, осознание того, что в центре развития экономики находится человек. Это послужило толчком для того, чтобы управление персоналом сформировалось как самостоятельное направление в менеджменте.[6,с.25]

Организациям крайне необходимы специалисты, обладающие профессиональными навыками и глубокими познаниями в области современного менеджмента. Современные условия предъявляют новые требования к менеджерам, такие как: умение ценить время, наличие организационных креативность и элементы творчества в работе.

Чтобы понять, что такое управление персоналом, мы должны в первую очередь узнать, в чем заключается работа менеджера. При этом следует учитывать, что  их работа – это не только самая  сложная область деятельности, требующая  широких познаний экономики, техники, технологий, организации производства, физиологии, психологии, права и целого ряда других наук, но и самая ответственная. Недостаточно эффективная работа менеджера может не только привести к банкротству или снижению прибыли, но и нанести ущерб государству.

 Управление организацией сегодня – это сумма знаний, необходимых  руководителю, стремящемуся добиться успеха в своей профессиональной деятельности.

 Главной целью курсовой работы является изучение системы управления персоналом на примере конкретного предприятия.

Объект нашего исследования – предприятие ОАО «Север».

Предмет исследования –  система управления персоналом.

Согласно объекту, предмету исследования и цели, поставленной в работе, необходимо решить 2 главные  задачи:

      1. Дать общую характеристику деятельности предприятия ОАО «Север».
      2. Определить методы и пути совершенствования управления персоналом на предприятии ОАО «Север», которые будут обеспечивать эффективную работу организации.

В первой главе предполагается затронуть основные теоретические  аспекты управления персоналом предприятия. Нам необходимо:

      1. выделить современные  концепции управления;
      2. дать оценку деятельности персонала;
      3. выделить способы повышения качества рабочей силы.

Во второй главе предполагается проанализировать основные моменты  управления персоналом на практике:

      1. дать общую характеристику деятельности предприятия ОАО «Север»;
      2. оценить систему управления кадрами на предприятии;

В качестве теоретической основы для написания данной курсовой работы использованы исследования авторов, занимавшихся изучением особенностей мотивации работников в отдельных отраслях экономики и видах производства, таких как Каткова В, Предыбайлова В., Герчиковой И.И., Колесникова А.И., Максимцова М.М., Игнатьевой А.В, а также работы Добролюбова Е.А., Озерниковой Т., Гаврилицы О. 

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления персоналом

1.1 Концепция управления персоналом

 

Повышение роли персонала и изменение  отношения к нему связано прежде всего с глубокими преобразованиями в производстве. Традиционная технология, включая конвейер, стремилась свести к минимуму возможности вмешательства  человека в устойчивые технологические  процессы, сделать их независимыми от квалификации и иных характеристик  рабочей силы. Стабилизация производственных процессов давала возможность широко применять труд низкой квалификации, что позволяло экономить на издержках, связанных с наймом, обучением  и оплатой рабочей силы. Научные  концепции организации труда  и управления исходили из этих требований. Имело место безусловное разделение труда на управленческий и исполнительский, преобладали подетальная специализация  и жесткий пооперационный контроль. Традиционная технология отличалась слабой зависимостью от субъективного фактора  производства.

Научно-технический прогресс в  последние десятилетия стал причиной крупных изменений в трудовой деятельности. Традиционная технология постепенно уступает место гибким производственным комплексам, робототехнике, наукоемкому  производству, основанному на компьютерной технике и современных средствах  связи, био- и лазерной технологии. Вследствие их внедрения сокращается численность  персонала, повышается удельный вес  специалистов, руководителей, рабочих  высокой квалификации. Возрастает стоимостный  объем капитала, приводимого в  движение одним работником. Расширение полномочий на рабочем месте, контроль за производственным процессом самого работника (с вытекающими последствиями  для мотивации и управления персоналом) - главная отличительная черта  современности. [2, с.20].

Изменяется и содержание трудовой деятельности. В целом снижается  роль навыков физического манипулирования  предметами и средствами труда и возрастает значение концептуальных навыков. Имеется в виду умение в целостной системе представлять сложные процессы, вести диалог с компьютером, понимание статистических величин. Приобретают особое значение внимательность и ответственность, навыки общения, устной и письменной коммуникации.

Современное производство все более  требует от рабочих качеств, которые  не только не формировались в условиях поточно-массового производства, но и преднамеренно сводились к  минимуму, что позволяло упростить  труд и удешевить стоимость рабочей  силы. К числу таких качеств  относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать  самостоятельные решения, навыки коллективного  взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Одной из отличительных  черт современного производства выступает  его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности в дела организации. Управление персоналом приобретает  все более важное значение как  фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития. Большинство  специалистов формулируют современную  концепцию управления человеческими  ресурсами достаточно широко, подчеркивая  ее отличия по критериям оценки эффективности (более полное использование потенциала сотрудников, а не минимизация затрат); по признаку контроля (самоконтроль, а  не внешний контроль); по предпочтительной форме организации (органичная, гибкая форма организации, а не централизованная бюрократическая) и т.п. При этом ими отмечается наличие тенденции  к повышению роли аналитических  функций кадровых служб, особенно в  последние два десятилетия. Характерная  черта в организации работы с  персоналом в нынешних условиях - стремление кадровых служб к интеграции всех аспектов работы с человеческими  ресурсами, всех стадий их жизненного цикла с момента найма до выплаты  пенсионного вознаграждения. [2, c. 34-35].

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации  является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению кадров, а также по организации  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются  отделы подготовки кадров или отделы обучения. Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Службы управления персоналом, как  правило, имеют низкий организационный  статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач  по управлению персоналом и обеспечению  нормальных условий его работы. Важнейшие  в их числе: социально-психологическая  диагностика; анализ и регулирование  групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными  конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового  управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные  должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг  кадров; планирование и контроль деловой  карьеры; профессиональная и социально-психологическая  адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда. Если в условиях командно-административной системы  эти задачи рассматривались как  второстепенные, то при переходе к  рынку они выдвинулись на первый план и в их решении заинтересована каждая организация.

Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом,

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала. [6,с. 50-52]

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.

В ряде организаций формируются  системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя  директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение  к работе с кадрами.

Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.

Информация о работе Анализ управления персонала на примере ОАО «Север»