Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:56, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путем доказать влияние вариативности решения задач по математике на развитие логического мышления младших школьников.
Объект исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: вариативность решения задач по математике как средство развития логического мышления учащихся 4 класса.
Гипотеза: Вариативность решения задач по математике, является средством развития логического мышления учащихся 4 класса, при условии, если учитель будет:
предлагать задачи, содержащие условия и ответ, требующие найти возможные варианты решения этой задачи;
использовать их на этапе: Актуализация знаний;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
1.1 Исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.2 Средства развития логического мышления
1.3 Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в процессе вариативного решения задач
Глава II. Экспериментальное исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативности решений задач
2.1 Исследование уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
2.2 Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста средствами вариативного решения задач
Рис. 1. Успешность развития логического мышления у учащихся
4 В класса
Таким образом, мы видим, что уровень развития логического мышления у учащихся 4 В класса находится, в основном на среднем уровне. Таких детей 13 – 50%. Много в классе и детей с низким уровнем развития логического мышления – 5 детей (19%). Только у 8 детей (31 %) детей высокий уровень развития логического мышления. Значит, требуется дальнейшее развитие логического мышления у учащихся 4-ого В класса.
2.2 Развитие логического мышления
у детей младшего школьного
возраста средствами
Учебник математики Л.Г. Петерсон по программе «Школа 2100» соответствует программе. В нем достаточно материала для формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Упражнения даны многообразные.
При
формировании понятий, правил, учебник
придерживается принципа
Прослеживается
преемственность между
Учитываются
возрастные особенности детей с
переходом из класса в класс. Задания
в учебнике подобраны в определенной
последовательности, которые помогают
в преодолении трудностей по усвоению
учебного материала. Материал учебника
позволяет дифференцированно
После прохождения
тем, разделов предусматриваются
Учебник снабжен наглядными пособиями, таблицами, схемами, рисунками, которые помогают усвоению теоретического материала и способствуют решению познавательных и практических задач.
Учебный материал излагается ведущим проблемным, поисковым методом с широким использованием научных фактов, которые способствуют развитию умения самостоятельно добывать знания.
В учебнике
отражается и межпредметная связь.
Знания, полученные на одном уроке,
используются и расширяются при
работе над другим материалом, что
позволяет рационально
Задания в учебнике подобраны такие, что вызывают интерес к математике, желание и стремление учащихся учиться. В конце учебника имеется материал для повторения,
Тематическое планирование и объем содержания учебника соответствует отведенному времени.
Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике.
Реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск и помогающий не только обеспечить высокий уровень математической подготовки, но и сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем и в жизни.
Предполагает возможность индивидуальной траектории саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора учителем заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Объем обязательной части домашних заданий соответствует примерно 20 мин самостоятельной работы ученика, остальные задания выполняются по желанию.
Интерактивный тренажер по математике предназначен для дополнительного обучения и контроля знаний учащихся начальной школы. Электронное пособие охватывает весь объем материала, изучаемого в 4 классе по программе учебника Л.Г. Петерсона, и обеспечивает эффективную тренировку учеников в счете и решении типовых задач. В каждой задаче приводится 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений используемых объектов. Тренажер помогает поднять уровень знаний по математике и сформировать у ребенка интерес к предмету.
Дальнейший анализ показал, что из 454 заданий, многовариантными можно считать только 41 задание. Простым математическим действием мы выявили, что это всего лишь 9% от общего числа заданий.
В большем случае многовариантные задания в этом учебнике, это текстовые задачи, которые имеют 2 решения.
Примерные задачи
1) В двух бидонах 92 л. молока. Из каждого бидона отлили по 37 л. Сколько литров молока осталось в этих бидонах?
2) В трамвае ехало 25 пассажиров. На остановке 8 из них вышли, а вошли 4. Сколько пассажиров стало в трамвае?
3) Составьте все возможные трехзначные числа из цифр: а) 5, 2, 9; 6) 4, 8, О (цифры в записи числа не должны повторяться).
4) Выполни действия и вырази полученные длины разными способами в м, см, дм:
А)27дм4см+5мб2см; Б)9мбсм—З2дм5см;
5) Сколько
двухзначных чисел можно
6) Составь все трехзначные числа, сумма цифр которых равна 3.
7) у Иры 126 открыток. Это на 14 открыток меньше, чем у её сестры. Все открытки девочки расклеили в З альбома. В первый альбом они поместили 96, во второй альбом — на 12 открыток меньше, чем в первый, а остальные - в третий альбом. Сколько открыток они поместили в третий альбом? [16]
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что автор учебника создает мало многовариативных заданий, что не позволяет детям развивать свои психические процессы, а в том числе и логическое мышление на высшем уровне.
2.3 Анализ опытно-
Заключение
Библиографический список