Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: психология взаимоотношений
Предмет исследования: особенности взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек…………………………………………………………………………...5
1.1.Эмоциональное поведение девочек и мальчиков в младших классах……………………………………………………………………………..5
1.2. Психические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста……………………………………………………………………………9
1.3. Психология взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах……………………………………………………………………………18
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….27
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….27
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..34
Библиография……………………………………………………………..35
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
проблемы взаимоотношений мальчиков и
девочек……………………………………………………………
1.1.Эмоциональное поведение
девочек и мальчиков в младших
классах……………………………………………………………
1.2. Психические различия
мальчиков и девочек младшего
школьного возраста………………………………
1.3. Психология взаимоотношения
мальчиков и девочек в младших
классах……………………………………………………………
Глава 2. Организация и проведение
опытно-экспериментальной работы………………………………………………………………
2.1. Методика констатирующего
эксперимента………………………………………………
2.2. Описание опытно-
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Последние годы научный интерес к теме влияния фактора пола на взаимоотношения значительно возрос. Интерес к этой теме обусловлен, прежде всего тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка.
Способность строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы полуролевого поведения начинают складываться на ранних этапах онтогенетического развития личности. Сформированные способы полоролевого поведения помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений, осознавая себя и свое место в ней. В настоящее время в психологии приоритет имеет такая точка зрения, согласно которой фактор пола оказывает влияние на развитие личности и формирование личных отношений в любом возрасте, но в разные возрастные периоды - неоднозначно (Ананьев Б.Г., Исаев Д.Н., Каган В.Е., Кон И.С., Андреева Г.М., Беседин А.Н., Бойко В.В. и др.).
От своевременности и полноты процесса освоения, мужских и женских психологических черт, постижения половой роли на каждом возрастном этапе и, в частности, в младшем школьном возрасте, будут зависеть уверенность человека в себе, цельность его переживаний, определенность установок и, в итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, взаимоотношения в семье, в коллективе.
Недостаточная изученность особенностей взаимоотношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте и определили тему настоящего исследования.
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: психология взаимоотношений
Предмет исследования: особенности взаимоотношений младших школьников.
Задачи исследования:
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек
1.1.Эмоциональное поведение девочек и мальчиков в младших классах
По мнению Леонтьева А.А., имеются большие различия в психическом облике малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов. Поэтому характеристика эмоциональной жизни младшего школьника поневоле оказывается несколько общей. Но при всех различиях между первоклассником и «выпускником» начальной школы можно с достаточной отчетливостью выделить самое характерное [17, с. 88].
Как уже отмечалось, младший школьник должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это рождает у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д.
Неудачи при выполнении
заданий могут порождать у
отдельных детей чувство
В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание, и т. д.
Именно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то состояние волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при контрольной письменной работе или устном опросе.
Айзенк Г.Ю. считал, что младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками [2, с. 92].
Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание.
Способность владеть
своими чувствами развивается
от года к году. Например, свой
гнев и раздражение младший
школьник начинает проявлять
не столько в моторной форме
(он теперь уже не лезет
Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию. Уровень этого сопереживания различен у первоклассников и третьеклассников. Так, при восприятии фотографий людей, у которых отчетливо выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев; но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9 - 10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).
Анастази А. выявил, что в первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства - чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно - ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания [3, с. 129].
Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника [4, с 101].
Становятся более
действенными и проявляются в
разнообразных формах мотивы
поведения на основе
Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется действие лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак не влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.
Андреева Г. М., считает, что дети младшего школьного возраста, подобно дошкольникам, часто испытывают страх перед злой собакой, быком, крысой, змеей, им снятся порой пугающие их сны. Но у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое значение приобретают отношения с коллективом класса или какой-то его группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т. п. [4, с.192].
Иные поводы, чем у дошкольника, рождают теперь и чувство обиды. Дошкольник обижается, когда не получает что-то (игрушку, лакомство), что ему нравятся и нужно ему сейчас, в данный момент. Младший же школьник обижается, когда ему не доверяют какого-то поручения, поскольку считают, что он с ним не справится.
Андрущенко Т. Ю. выявил, что эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности [5, с. 91].
Ребенок 7-8 лет в своих фантазиях «дорисовывает» отдельные картины из жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие качества его и «исправляют» недостатки.
Младшие школьники
лучше осознают нравственные
требования к действиям и
Поведение младшего школьника занимает большое значение в жизни ребенка. Он должен выполнять в начальных классах определенные обязательства. Так как сменяется коллектив, ребенок переживает эмоциональное потрясения: радость, огорчение, недовольство и многое другое. Так же у младшего школьника развивается умение регулировать свои эмоции, что помогает ему в дальнейшем построении взаимоотношений в новом коллективе.
1.2.Психические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать; при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют типичные для мужского пола черты другие же поддаются этим воздействиям, и поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности; поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола, причем это преобладание подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность при наличии такого свойства у представителей обоего пола [10, с. 211].
По мнению Галагузовой М. А., мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем на 2 - 4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее [11, с. 140].