Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить и экспериментально проверить особенности взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Объект исследования: психология взаимоотношений
Предмет исследования: особенности взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек…………………………………………………………………………...5
1.1.Эмоциональное поведение девочек и мальчиков в младших классах……………………………………………………………………………..5
1.2. Психические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста……………………………………………………………………………9
1.3. Психология взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах……………………………………………………………………………18
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….27
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………………………………………………….27
2.2. Описание опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………..34
Библиография……………………………………………………………..35
Таким образом, ребенок попадает в условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки. Разрабатывается способность к внутри планированию своих действий и поступков, как бы видеть себя со стороны. В этом возрасте происходит латентное познание детьми себя, что приводит к разделению девочек и мальчиков, а так же проявлению симпатий с обеих сторон.
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.
2.1. Методика констатирующего эксперимента.
Цель – изучить взаимоотношения между мальчиками и девочками младших классов.
Задачи:
1)Подобрать методики изучения взаимоотношений .
2)С помощью отобранных методов выявить индивидуальные особенности взаимоотношений девочек и мальчиков.
3)Проанализировать деятельность психолога школы в данном направлении.
Для успешного выявления взаимоотношений
младших школьников необходимо, прежде
всего, выявить особенности общения
и его показатели.
Взаимоотношения младшего школьного возраста,
должны оцениваться не в целом, а дифференцированно,
по отдельным показателям, и по каждому
из них необходимо делать независимое
заключение. Что же касается общих выводов
о состоянии эмоциональных процессов
у ребенка, то они имеют условное значение
и, только, в общем характеризуют то, в
какой степени развивается общение
между детьми.
1)Метод наблюдения (Б.М. Тепло)
Цель: изучение особенностей половой дифференциации, а также некоторых половых различий, проявляющихся в свободном игровом общении детей 7-8 лет в начальной школе.
Свободное общение детей, не регламентированноеучителем, изучалось во время прогулки, на большой перемене в школе.
В протокол наблюдений фиксировались все объединения детей, численный, половой их состав и длительность существования отдельных объединений.
В соответствии с поставленной задачей, нас интересовали данные о половом составе игровых объединений, численности контактов, установленных ребенком с детьми своего и противоположного пола между мальчиками и девочками.
На основе полученных данных можно охарактеризовать особенности общения мальчиков и девочек по целому ряду параметров (выраженность потребности в общении, экстенсивность, или широта круга общения, интенсивность, избирательность).
2)Методика игры «Секрет» (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина).
Цель: определить дифференциацию в межличностных отношениях девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Игра заключалась в том, что каждый ребенок дарил трем сверстникам из класса по три привлекательные игрушки.
Перед началом игры каждому ребенку давалась инструкция: «Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым ты хотел бы их подарить, только каждому по одной. Можешь положить и тем ребятам, которых нет сегодня”. Результаты нами все фиксировались.
3)Тест «Идентификация»(Ю.А. Шрейдера, М.В. Арапова, Е.Н.)
Цель: изучить степень психологической близости мальчиков и девочек школьного возраста в кругу сверстников.
Ребенку предлагался рисунок с инструкцией: Слева в прямоугольнике находишься ты. Поставь крестики в соответствующих рядах, где находятся твои мама, папа, другие близкие родственники (сестра, брат, бабушка, дедушка), воспитатель и твои друзья (мальчики или девочки).
При анализе нужно обратить внимание на адекватность полу ребенка в выборах.
4)Беседа с психологом
МКОУ «Лицей № 1».
Цель: Выявить особенности работы психолога
по формированию взаимоотношений между
мальчиками и девочками.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты:
2.2. Описание опытно-
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Лицей № 1» города Шадринска. В эксперименте принимали участие ученики 2 «В» класса в составе 18 человек, психолог.
Одной из основных проблем организации диагностической работы в школе становится ее сосредоточенность на переходных (критических) стадиях жизни ребенка. Именно в эти моменты деятельность психолога наиболее востребована.
Была проанализирована документация психолога (план работы), диагностические и развивающие программы, проведена беседа.
В ходе беседы было выявлено, что работа психолога наиболее востребована в начальных классах, так как важную роль играют критерии готовности к школьному обучению и они сосредоточены на оценке влияния ситуации школьной жизни на психическое (в том числе взаимоотношений) развитие ребенка.
Психологом были проведены в начальных классах тренинги для сплочения коллектива, диагностики выявляющие отношения к противоположному полу.
Особое внимание психолог акцентирует именно на взаимоотношения, и исследует диагностики комплексного психического развития ребенка, направленные на взаимоотношения.
Рассмотрим полученные данные, характеризующие отдельно особенности общения девочек и особенности общения мальчиков.
Наибольшие различия мальчиков и девочек в свободном общении проявились по параметру его избирательности: девочки характеризуются большим числом избирательных контактов по сравнению с мальчиками.
Полученные данные свидетельствуют и о том, что девочки больше времени отводят совместным играм, чем одиночным по сравнению с мальчиками. По широте круга общения (экстенсивности) различий между мальчиками и девочками фактически не обнаружено.
Если же обратиться к данным, характеризующим особенности общения мальчиков и девочек в зависимости от пола сверстников, с которыми они контактировали, то можно видеть, что у девочек ярче проявляется консолидация со сверстниками своего пола, чем у мальчиков.
Общая широта круга общения у девочек и мальчиков была одинаковой, так же как и соотношение широты круга общения с детьми своего и противоположного пола. Вероятно, это происходит потому, что их игровые объединения в этом возрасте более крупные по числу участников, а игры - более динамичные.
По избирательности общения, которая, как указывалось, была выше у девочек, различий в направленности контактов (со сверстниками своего или противоположного пола) у мальчиков и девочек фактически не обнаружилось.
Особенности, которыми характеризовалось общение со сверстниками девочек и мальчиков, проявились в том, что у девочек ярче выражена избирательность общения, и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков общение несколько интенсивнее, чем у девочек, и их игровые объединения более крупные по численному составу. Предпочтение в общении со сверстниками своего пола у девочек в основном выражено сильнее, чем у мальчиков.
Исследование показало, что мальчики младшего школьного возраста, как при эмоциональном, так и при деловом выборе не опираются на эмоционально-личностные особенности своих сверстников. Девочки при положительном эмоциональном и деловом выборе также не руководствуются эмоционально-личностными характеристиками. Но при отрицательном выборе они опираются на эмоционально-личностные характеристики других людей.
Положение девочек в структуре межличностных групповых отношений несколько выше, чем положение мальчиков; кроме того, у них ярче выражена избирательность общения и они более постоянны в своих симпатиях.
Таким образом, полученные экспериментальные данные, характеризующие половую консолидацию детей 7-8 лет в свободном общении со сверстниками, показывают, что предпочтение отдается детям своего пола. Это проявляется в избирательности общения, широте его круга и интенсивности. В младших классах, наблюдается резкая дифференциация между детьми разного пола, тенденция определенной консолидации полов. Это выражается в предпочтении при выборе сверстников своего пола, которое усиливается от первого класса к четвертому.
Так же мы применили методику (Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина)игры «Секрет» в мире детских эмоций.
Результаты этого эксперимента показали, что о дифференциации в межличностных отношениях детей разного пола можно судить по соотношению выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Средний в классе оказался равным: выборы, отданные сверстникам своего пола - 71,1 %, противоположного - 28,9 %. Еще больше эти различия проявились в данных, характеризующих взаимные выборы. Их средние показатели составили 84,8 % между детьми одного пола и 15,2 % - разного пола. Представляют определенный интерес обоснования детьми выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Кроме таких качеств, как умение дружно играть, доброта, успешность в различных видах деятельности, жизнерадостность, мальчики обосновывали свой выбор такими качествами девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки мальчиков - такими качествами, как сила, способность заступиться за них.
1. Оксана В. о Жене С. «С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать».
2. Таня З. о Жене: «Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в классе, но и дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно».
3. Сережа Р. о Жене: «Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть».
1. Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.
2. Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: «А кто же это - мы?» девочка ответила: «Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей».
3. Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делится игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь учителей.
Нами так же была проведена методика тест «идентификация». Обработав тест, мы получили такие результаты:девочки выбирали мам и пап в одном уровне или в непосредственной близости друг от друга. Мальчики делали аналогичный выбор в отношении пап. Та же самая тенденция прослеживается в контексте близких родственников мужского и женского рода (преимущественно в средней части рисунка - нейтральной). Девочки выбирают женщин, либо женщина - мужчина в непосредственной близости. Мальчики - наоборот - мужчина, либо мужчина - женщина в непосредственной близости.
Девочки в контексте «Я - девочка» сделали выбор по одному уровню или в непосредственной близости от выбора «я - мальчик» (в непосредственной близости или по уровню близких родственников. Мальчики сделали такие же выборы.
На основе обработки полученных данных можно сделать следующие выводы. Проведенный опыт еще раз подтверждает возрастную динамику выявленных различий в общении младших школьников в зависимости от пола сверстников. Можно видеть устойчивую тенденцию, проявляющуюся в том, количество избирательных контактов с детьми происходит своего пола.
Использованные нами в ходе работы методики способствовали выявлению взаимоотношений между мальчиками и девочками в начальных классах, что привело к положительному результату.
Младшие школьники имеют индивидуальные психологические особенности, связанные с его воспитанием и восприятием окружающего его мира. Так же не маловажную роль играет микросоциум, построенный вокруг каждого ребенка-индивида. Но проведя комплекс методик, мы выявили, что адаптация детей в начальной школе проходит успешно и выстраиваются довольно прочные взаимоотношения между девочками и мальчиками начальных классов.
Заключение
Изучив особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах, мы пришли к определенным выводам.
Девочки этого возраста более
активны, чем мальчики. Они более добросовестны,
более ответственны. Часто именно в этом
источник мальчишеской оппозиции. Значит,
необходимо стараться специально как
можно чаще ставить мальчиков в позицию
ответственных и инициативных членов
коллектива. Необходимо внимательно
отмечать проявления чувства взрослости
у мальчиков, бережно его поддерживать.