Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 19:12, курсовая работа
Целью работы является – выявить взаимосвязь креативности мышления с особенностями карьерного роста.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ содержания понятий «креативности мышления» и «особенностей карьерного роста»;
2) Описать методы диагностики креативности и карьерного роста;
3) Дать рекомендации по использованию описанных методов;
4) Провести диагностику креативности мышления и карьерного роста;
5) Формулирование выводов.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1. Изучение теоретических основ понятия креативности………….6 стр.
1.1 Понятие креативности……………………….……………………....6 стр.
1.2 Основные психологические концепции исследования креативности……………………………………………………………….…9 стр.
Глава 2. Особенности карьерного роста…………………………………..19 стр.
2.1 Понятие карьеры и карьерного роста……………………………....19 стр.
2.2 Виды, планирование и контроль карьеры…………………………23 стр.
Глава 3. Методы изучения креативности и карьерного роста……….…..29 стр.
Заключение……………………………………………………………….....34 стр.
Литература…………………………………………………………………..37 стр.
Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие знаменитые личности как 3.Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов и другие. Несмотря на эти пышные триады понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, поэтому еще у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущность человека.
Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:
1. Первая из них составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности.
Представители «познавательного»
направления исследовали
2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов.
Многие экспериментальные
исследования посвящены созданию «портрета
творческой личности», выявлению присущих
ей характеристик, определению личностных,
мотивационных и
Наиболее яркими представителями этого направления являются: А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская и др.
Перейдем к рассмотрению каждой из областей.
Концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности.
Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса.
Концепция креативности
как универсальной
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Объединив эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», Гилфорд считал, что операция дивергенции – это основа креативности как общей творческой способности.
Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности.
На основе этих теоретических
предпосылок Гилфорд и его
сотрудники разработали тесты программы
исследования способностей (ARP), которые
тестируют преимущественно
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса (Torrance E. Р., 1964,1965).
Э.П.Торренс определяет креативность как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, формирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.
Модель креативности Торренса включает три фактора:
- беглость,
- гибкость,
- оригинальность.
В данном подходе критерием являются характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, а не качество результата.
Но вернёмся опять к истории. Гилфорд впервые предложил исследовать креативность с помощью обыкновенных тестов. Одним из таких тестов был его «Тест Необычного Использования», а также «Тесты творческого мышления» Э. Торренса. Впервые стало возможным проведение исследований на обыкновенных людях, сравнивая их по стандартной «креативной» шкале. Однако был и негативный эффект. Ряд исследователей критиковали быстрые тесты как неадекватные способы измерения креативности. Некоторые же считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, и что исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.
Первоначально Гилфорд
включал в структуру
Концепция М. Воллаха и Н. Когана.
М. Воллах и Н. Коган полагают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности просто диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта. Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, т. е. отвергают такой критерий креативности, как точность. В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению Воллаха и Когана, а также таких авторов, как П. Вернон и Д. Харгривс (Vernon Р. Е., 1967), для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желательно, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету задания.
Воллах и Коган в своей работе изменили систему проведения тестов креативности. Во-первых, они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А. Н. Ворониным на взрослых испытуемых (студентах экономического колледжа), получены аналогичные результаты: фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми.
Креативность и интеллект взаимосвязаны не только на уровне свойств личности, но и на уровне целостного познавательного процесса. В исследовании Е. Л. Григоренко была выявлена взаимодополнительность этих способностей при решении познавательных задач. Григоренко использовала в своем исследовании тесты Векслера и Антхауэра, тест Торренса и ряд тестов на определение когнитивных стилей. По итогам проведенных автором исследований был сделан вывод о том, что на ранних стадиях решения задачи у испытуемых актуализируется дивергентное мышление, а на поздних — конвергентное мышление. Все эти результаты получены в ходе использования тестов креативности, основанных на теории дивергентного мышления.
Концепция А. Медника.
Несколько иная концепция лежит в основе разработанного А. Медником теста RAT (тест отдаленных ассоциаций) (Mednich S. А., 1969).
Процесс дивергентного мышления идет следующим образом: есть проблема, и мыслительный поиск следует как бы в разных направлениях, отталкиваясь от содержания проблемы. Дивергентное мышление — это периферическое мышление, мышление «около проблемы». Конвергентное мышление увязывает все элементы, относящиеся к проблеме, воедино, находит единственно верную композицию этих элементов. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс ее решения. Творческое решение отклоняется от стереотипного: суть творчества, по Меднику, не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза.
«Теория инвестирования» Р. Стернберга.
Одной из последних по
времени возникновения
Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:
1) если он высказывает идеи преждевременно;
2) если он не выносит
их на обсуждение слишком
Следует отметить, что в данном случае автор подменяет проявление творчества его социальным принятием и оценкой.
По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факторами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) индивидуальными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней средой.
Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:
1) синтетическая способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;
2) аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки;
3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).
Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.
Таким образом, для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает. Креативность предполагает (с точки зрения Стернберга) способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют между собой. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.
Креативности с позиции своеобразия личностных особенностей креативов.
Многие исследования креативности «личностного» направления, а среди них следует выделить исследования Дж. Баррона, изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор не выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Дж. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности:
- низкая обоснованность поведения,
- высокая степень
- наличие образца креативного поведения,
- создание условий
для подражания творческом
- предметно-информационная обогащенность,
- социальное подкрепление творческого поведения.
Другое направление, автором которого является А.Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.
Д.Б.Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивного и спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативное поле». В этих исследованиях было установлено, что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивает, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.
Отсутствие общей крупной
теории при многообразии выявленных
новых закономерностях и
Информация о работе Взаимосвязь креативности мышления и карьерного роста