Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.

Содержание

Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 143.90 Кб (Скачать файл)

 В процессе первых трех  лет обучения в вузе у большинства  студентов теряется личностный  смысл профессионального обучения, что проявляется в неудовлетворенности  своим профессиональным выбором  и нежелании продолжать профессиональный  путь педагога.

Устойчивое положительное отношение личности студента к себе как субъекту предстоящей педагогической деятельности выступает в качестве критерия завершенности процесса его профессионального самоопределения, а также является показателем того, что профессиональное обучение имеет для него личностный смысл. Однако, как показало наше исследование, положительное отношение к себе как к субъекту педагогической деятельности характерно далеко не для всех студентов старших курсов.

В исследовании обнаружена позитивная роль активной педагогической практики в формировании адекватного "образа профессионального Я" будущего педагога.

В ходе профессионального обучения и подготовки к педагогической деятельности представления о профессии и о себе как будущем педагоге пополняются и расширяются, результатом этого является установление личностного смысла профессионального обучения, которое происходит у большинства студентов только на старших курсах. Как показало наше исследование, на эффективность этого процесса оказывает положительное влияние активное и систематическое профессиональное самопознание, направленное на формирование адекватного представления о себе как субъекте предстоящей педагогической деятельности. Таким образом, профессиональное самосознание является непременным психологическим условием эффективности процесса профессионального становления будущего педагога.

Однако выявленные в работе негативные тенденции в формировании профессионального самосознания студента говорят о необходимости специальной работы по управлению этим процессом, оказанию студентам своевременной помощи в формировании адекватного "образа профессионального Я". Результатом этой работы будет являться формирование активного субъекта профессионального развития, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности собственной личности и сравнивать их с требованиями педагогической деятельности. При организации такой работы мы предлагаем учитывать следующие практические рекомендации.

Необходимо: 
- формировать позитивное отношение студентов к будущей профессии; 
- раскрывать сущностные аспекты педагогической деятельности, отражающие ее мотивационный потенциал, высокую общественную значимость; 
- стимулировать познавательную активность студентов, направленную на осознание психологических особенностей собственной личности и деятельности; 
- формировать у студентов осознанную потребность в постоянном, систематическом самопознании, рефлексии и профессиональном развитии; 
- формировать у студентов перцептивно-рефлексивные и гностические умения и навыки, способствующие созданию адекватного "образа профессионального Я"; 
- использовать различные формы психологического тренинга для позитивного развития и укрепления Я-концепции будущих учителей.

Таким образом, в ходе профессионального обучения и подготовки к педагогической деятельности представления о профессии и о себе как будущем педагоге пополняются и расширяются, результатом этого является установление личностного смысла профессионального обучения, которое происходит у большинства студентов только на старших курсах. Как показало наше исследование, на эффективность этого процесса оказывает положительное влияние активное и систематическое профессиональное самопознание, направленное на формирование адекватного представления о себе как субъекте предстоящей педагогической деятельности. Таким образом, профессиональное самосознание является непременным психологическим условием эффективности процесса профессионального становления будущего педагога

 

 

 

 

 

1.4. Психологические особенности студенческого возраста

 

Исследование студенчества как особой социально-психологической и возрастной категорией производилась в психологической школе Б. Г. Ананьева (Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Е. М. Никиреев, П. А. Просецкий, А. А. Реан, В. А. Сластёнин, Е. И. Степанова и др.). Показано, что студенчество выступает в качестве объекта исследования во многих отраслях психологической науки: педагогическая психология изучает изменения, происходящие в психике студента под влиянием педагогического воздействия; психологию обучения интересует процесс овладения студентами знаниями, умениями и навыками; психология воспитания затрагивает вопросы, связанные с формированием у студентов системы отношений к различным реалиям действительности; возрастная психология акцентирует своё внимание на возрастных изменениях в психике студентов; социальная психология рассматривает проблемы, связанные с особенностями взаимодействия студентом между собой, с преподавателями, с различными макро- и микрогруппами.

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ «Я» в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения.

В студенческом возрасте происходит постепенная смена предметных компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Так, юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом значимых лиц. Самоописания в студенческом возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 15-16 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Свойственное многим студентам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и усредненным сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 20-21 год. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 20 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

В период становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего я - они сменяются извне вовнутрь, приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное принятие себя, самоуважение. Именно в студенческом возрасте (17-21 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. оперативная самооценка начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. Таким образом, в студенческом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 20-21 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.

Развитие личности студента имеет свою специфику и включает в себя следующие стадии адаптации в вузе:

Первая стадия - период эмоциональной адаптации студента к группе, профессиональные намерения сосредоточены на успехе в той или иной области знаний, ориентация на профессиональный труд или не выражена вовсе, или выражена неопределённо;

Вторая стадия - период познавательной адаптации студентов, когда доминирует ориентация на успех в овладении учебными предметами, ориентация на предстоящий профессиональный труд также выражена слабо, профессиональные ориентации сдвинуты в сторону определённой специализации;

Третья стадия - период профессиональной адаптации, когда доминирует ориентация на успех в овладении учебными предметами, когда студент становится психологически ориентированным на свою будущую профессию.

Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов.

Возраст от 17 до 24 лет является поворотным рубежом развития. Когда у молодых людей формируется новая социальная позиция, связанная с актуализацией деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, что постепенно обеспечивает осуществление процесса индивидуализации.

Студенческий возраст открывает ступень индивидуализации как особого этапа в жизни человека, связанного с определением своего места в мире, осознанием собственной самобытности и уникальности. Особую актуальность в данном возрасте приобретаю вопросы смысла жизни, назначения человека, выявления специфики собственного «Я». Большой интерес проявляется к этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания.

Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Юность - решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е. Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют в данном возрасте не сами по себе, а в связи с личным, собственным отношением к ним.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью. Развитие эмоциональности, в свою очередь, в студенческом возрасте, тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Формирование самосознания начинается с представления о себе, своей сущности. Структура самосознания включает: самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. В процессе осмысления названных компонентов самосознания личность осуществляет соотнесение своего поведения с нормами общества, характеристиками других людей, требованиями к самому себе. Одновременно формируется самооценка.

Самооценка в данном возрасте осуществляется путём сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» ещё не выверено, а реальное не оценено всесторонне самой личностью. Такое объективное противоречие в развитии личности молодого человека способно вызвать у него неуверенность в себе и сопровождаться внешней агрессивностью, развязанностью, чувством собственной неполноценности.

На первых курсах студенты пытаются определить своё место в обществе, адаптироваться к новой жизни, занять активную позицию в разнообразных социальных отношениях, где их «Я» выступало бы наравне с другими, что способствует развитию нового уровня осознания себя в обществе.

Барской Н. А. проводилось исследование самооценки студентов (использовалась методика Киселёва И. Я.) В результате исследования была выяснена зависимость самооценки студента от:

- Ступени обучения (курсы, колледж, вуз)

- Активности студента (учебной, общественной, научно-исследовательской и др)

- Опыта практической деятельности (в процессе производственной практики)

- Самооценки преподавателей

- Стиля общения преподавателя со студентом

В результате исследования выяснилось следующее:

- У студентов самооценка формируется, развивается и изменяется (становится более адекватной) в зависимости от ступени обучения, на которой он находится; Чем активнее студент участвует в жизни вуза, проявляя себя в учебной, общественной, научно-исследовательской и практической деятельности, тем адекватнее его самооценка;

- Совокупность всех видов учебно-практической деятельности позволяет повысить уровень профессиональной подготовки и степень адекватности самооценки, а непрерывная практическая деятельность студента - одно из условий формирования адекватной самооценки;

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов