Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.
Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54
Вывод: : Из 60 студентов проходивших тест по уровню развития мотива «Стремления к людям» набрали сумму баллов от 32 до 80 основная часть опрошенных 65%, сумму баллов от 81 до 176 – 27% опрошенных и сумму баллов от 177 до 224 – набрали около 8 % испытуемых. По второму уровню развития мотива «боязнь быть отвергнутым» сумму баллов от 32 до 80 – набрали 45 % опрошенных, сумму баллов от 81 до 176 набрали 50%, а сумму баллов от 177 до 224 набрали – 5% испытуемых.
Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждаемых мотивов и способы их интерпретации:
При средних значениях мотивационных тенденций «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.
По методике 3 были полученные следующие данные
Уровни
выраженности |
Проявления самооценки | |||
в обыденном поведении |
в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) |
в учебной (профессиональной) деятельности | ||
От 4 - 1,0 до + 0,85 |
Самооценка высокая |
5 |
2 |
1 |
От + 0,84 до + 0,53 |
Самооценка высокая |
19 |
36 |
46 |
От + 0,52 до -0,1 |
Самооценка средняя |
36 |
15 |
13 |
От -0,09 до -0,32 |
Самооценка низкая |
0 |
7 |
0 |
От -0,33 до -1,0
|
Самооценка
низкая |
1 |
0 |
0 |
Всего |
60 |
60 |
60 |
Вывод:
Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм.
Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе.
Это отражается
и во внешнем виде человека:
голова втянута в плечи, походка
нерешительная, он хмур, неулыбчив.
Окружающие иногда принимают
такого человека за сердитого,
злого, неконтактного и следствием
этого становится изоляция от
людей, одиночество.
Развитию
неуверенности в себе могут способствовать
и некоторые субъективные факторы: тип
высшей нервной деятельности, черты темперамента
и т. д.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
По методике 4 были получены следующие данные
Параметр |
Количественная характеристика (балл) | |||
норма |
очень высокий | |||
низкий |
средний |
высокий | ||
Уровень притязаний |
менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
Всего, чел 60 |
2 |
15 |
40 |
3 |
Высота самооценки (-)
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS.
Для выявления взаимосвязи показателей социальной компетентности с психолого-педагогическими условиями её формирования был проведен корреляционный анализ полученных результатов с помощью коэффициента линейной корреляции.
Коэффициент корреляции - это количественная мера силы и направления вероятностной взаимосвязи двух переменных. Любое значение коэффициента корреляции должно находиться в диапазоне от -1 до +1 включительно.
Сила связи достигает максимума при условии взаимно однозначного соответствия: когда каждому значению одной переменной соответствует только одно значение другой переменной (и наоборот), эмпирическая взаимосвязь при этом совпадает с функциональной линейной связью. Показателем силы связи является абсолютная (без учета знака) величина коэффициента корреляции.
Направление связи определяется прямым или обратным соотношением значений двух переменных: если возрастанию значений одной переменной соответствует возрастание значений другой переменной, то взаимосвязь называется прямой (положительной); если возрастанию значений одной переменной соответствует убывание значений другой переменной, то взаимосвязь является обратной (отрицательной). Показателем направления связи является знак коэффициента корреляции.
Исследование корреляций проводилось с помощью коэффициента r- Пирсона. Коэффициент линейной корреляции по Пирсону высчитывается по следующей формуле:
где rxy – коэффициент линейной корреляции;
xi, yi – частные выборочные значения сравниваемых величин;
xср, yср – средние выборочные значения сравниваемых величин;
n – объем выборки сравниваемых пар первичных результатов;
S2x, S2y – дисперсии для первичных результатов x и y.
Результаты, полученные, по сравниваемым показателям во всей выборке испытуемых, свидетельствуют о том, что нами установлена прямая связь между адаптацией и пониманием ситуаций, самопрезентацией, вербальной, социально-психологической и оперативной социальной компетентностями, а также коммуникативными и организаторскими склонностями.
Следовательно, чем выше уровень адаптации, тем выше уровень развития понимания ситуаций, межличностной ориентации, лучше развито представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, обладают высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей.
В курсовой работе использовались следующие методики:
1.тест Райдаса «Уверенность в себе»;
По которым были полученные следующие выводы:
нами не было обнаружено значимые различия по уверенности в себе и самооценки личности у студентов. Я предполагаю, что отсутствие значимых различий не случайно, и объясняется тем, что уровень данного параметра не связан ни с биологическим, ни с социально обусловленным полом, и зависит от уникальных средовых влияний - студенчеством.
Таким образом, взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценкой личности отсутствует.
Сделаем вывод, что уверенность и самооценка личности совершенно не связаны между собой. Они не имеют взаимосвязи друг с другом, и при наличии одной, другая не считается.
Я склонен объяснять это тем,
что данная выборка не достаточна для
выявления взаимосвязи между уверенностью
и самооценкой личности.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели взаимосвязь мотивации достижения и самооценки личности.
Основными составляющими этой работы
являются теоретическая часть, которая
включает в себя обзор литературы по проблеме
обследования и описание его предмета,
основные подходы к исследованию данного
психологического феномена, а также краткую
характеристику основных методов его
измерения, и эмпирическая часть, где описывается
порядок организации и проведения исследования,
также описаны использованные методы
в исследовании, процедуры обработки и
анализа исходных данных.
Теоретической
основой работы явились фундаментальные
труды по изучению уверенности в себе
таких ученых, как: ». Р. Альберти и
М. Эммонс и др.
И работы в области самооценки: Хорни К., Будасси С. А., Берне Р., Петровский А. В. и др.
Для диагностики уверенности в себе и
самооценки личности нами были использованы
следующие методики: тест Райдаса «Уверенность в себе», «Опросник
измерения результатирующей тенденции
мотивации достижения» А. Мехрабиана,
«Методика самооценки личности» С. А. Будасси,
«Методика самооценки личности» Дембо — Рубинштейн.
Нами было продиагностировано 60 студентов
1 и 2 курсов в возрасте от 17 – 21 года,.
В ходе обследования было выявлено, что у опрошенных нами студентов доминирует мотивация избегания неудач. Люди, мотивированные на избегание неудачи проявляют неуверенность в себе, и не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.
Люди, ориентированные на неудачи, не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. Таким образом, люди ориентированны на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.
Взаимосвязь уверенности в себе, и самооценки
личности нами не выявлена.
Итак,
по данным обследования мы можем утверждать,
что взаимосвязь уверенности и самооценки
личности отсутствует из-за недостатка
выборки.
Список использованной литературы
1.
Берне Р. Развитие "Я-концепции и воспитание.
- М.,1986.
2.
Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика.
– СПб.: Речь, 2006. – 440с.
3.
Будасси С.А. Защитные механизмы личности.
М., 1998.
4.
Вилюнас В.К. «Психологические механизмы
мотивации человека.»,М.,1990.
5.
Глуханюк Н.С, Белова Д.Е. Психодиагностика.
– М.: Академический проект; Екатеринбург,
2005. 272с.
6.
Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина
А.А. Общая психология. – М.: Академический
проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.
7.
Гуревич К.М. психологическая диагностика,
М., 1997.
8.
Данилова Н.Н., Крылова А. Л. «Физиология
высшей нервной деятельности», Р.-на-Д.,
1999.
9.
Журбин В.И. Понятие психологической защиты
в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса //
Вопросы психологии. 1990. №4.
10.
Захарова А.В. Психология формировани
самооценки. - Минск, 1993.
11.
Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной
психологии», М., 1982.
12.
Изард К. Э. «Психология эмоций», СПб.,2000.
13.
Кондратьева С.В. Практическая психология:
учебно-методическое пособие. – Минск:
Университетское, 1997. – 212с.
14.
Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического
психолога», Воронеж,1999
15.
Куницына В.Н. Восприятие подростками
других людей и себя. - Л., 1972.
16.
Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения:
структура и механизмы» автореф. дис., М.,
1987.
17.
Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.
18.
Мудрик А.В. Роль социального окружения
в формировании личности подростка. - М.,
Знание, 1979.
19.
Немов Р.С. «Психология», т.1, М., 1999
20.
Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.
21.
Реан А.А. Психология человека от рождения
до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия".
Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656
с.
22.
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.
Проблемы становления личности. - М., Мир,
1994.
23.
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»,
СПб.,1999.
24.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов
на Дону: Феникс, 1997. – 214с.
25.
Фопель К. «Психологические группы. Рабочие
материалы для ведущего.», М., 2000.
26.
Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения»,
СПб, 2001.
27.
Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности»,
М.,2000.
28.
Хорни К. Самосознание. М., 1996.
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов