Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов.
1. Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Продиагностировать уверенность в себе у студентов;
4. Продиагностировать самооценку личности у студентов;
5. Составить диагностическое заключение по уверенности в себе и самооценки личности на студентов;
6. Выявить взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценки личности на данной выборки.
Введение………………………………………………..………..........….....3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования уверенности в себе и самооценки у студентов……..…………………...………………………………7
1.1 «Самооценка и уверенность как психологический феномен»…….7
1.2 Анализ отечественных и зарубежных психологов по проблеме самооценки и уверенности в себе у студентов ……………………................10
1.3 Психологические условия формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………….……………………………15
1.4 Психологические особенности студенческого возраста……..........28
1.5 Выводы по главе……………………………………………………..36
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования самооценки и уверенности в себе у студентов………………………………………………………………………...37
2.1 Программа и методы исследования ……………...…………..…….37
2.2 Качественный анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..42
2.3 Сравнительный анализ и математическая обработка результатов эмпирического исследования …………………………………………………..47
2.4 Выводы по главе……………………………………………………..49
Заключение …………………….……………………………........….....50
Список использованной литературы……………………………...…......52
Приложения ……………………………………….…..…………...……..54
- Самооценка студента прямо связана с личностью преподавателя, его самооценкой и стилем общения и формируется под его влиянием в тесном взаимодействии;
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность.
Все это позволяет говорить о том, что данный период жизни наиболее важен для формирования адекватной самооценки. Но для этого должны быть созданы определенные условия. Необходимо чтобы образование в вузе было направлено на развитие личной рефлексии и готовило студентов к решению проблем самоопределения. Надо стараться повышать уровень самооценки студентов для улучшения работоспособности, т.к. завышенная самооценка и преувеличенное чувство контроля над событиями могут истолковываться, как эгоцентризм. Память имеет эгоцентричную организацию: чем выше персональная значимость события или чем больше человек вовлечен в него, тем легче это событие запомнить. Поэтому положительные иллюзии относительно собственной личности студента могут благотворно влиять как на память, так и на другие познавательные процессы.
Как отмечает Л.Н. Корнеева, на начальном этапе профессиональной подготовки самооценка, обычно, недостаточно адекватна, снижается её устойчивость, что создаёт благоприятные возможности для начала её целенаправленного формирования. Оптимизация профессиональной самооценки в этот период во многом зависит от качества исполнения профессиональных обязанностей: если она неудовлетворительна или недостаточна, то за период обучения стихийно формируется и закрепляется не самооценка профессиональных возможностей, а самооценка успешной учебной деятельности. Которая затем переносится на профессиональную деятельность. Следовательно, адекватную самооценку необходимо формировать с первого курса обучения будущих специалистов.
Формирование адекватной самооценки возможно только при активном использовании результативных методов её развития и условий обучения: тренингов, деловых игр, анкетирования, бесед, самостоятельной работы студентов, самообразования, свободы выбора в учебном процессе. Чем активнее студент включается в эту работу и принимает его, тем адекватнее его самооценка.
Осуществив анализ имеющейся литературы, в которой было рассмотрено понятие самооценки, её сущность, виды, особенности самооценки в возрастной психологии, можно сделать вывод, что на данном этапе проблема самооценки изучена достаточно тщательно, имеется достаточное количество работ по данной теме среди отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.Р.Лурия, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина в отечественной психологии, У.Джеймс, Ч.Кули, Дж.Мид, Э.Эриксон, К.Роджерс в зарубежной. Работы этих и других исследователей дают нам полное представление о таком феномене человеческой личности как «самооценка».
Анализ литературы показал, что, несмотря на обширное исследование данной темы, единого мнения в определении, что же такое самооценка, не существует, его границы размыты. Мнения сходятся в том, что самооценка это раздел структуры личности, самосознания. В своей работе мы опираемся на определение, данное А. И. Липкиной и М. Г. Ярошевским, утверждавшим, что самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
В теоретической части нами были рассмотрены понятия самооценки личности и уверенности в себе, которые формируются у студентов.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Уверенность в себе — готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из–за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.
Сегодня эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов. Общество заинтересовано в формировании личности специалиста, успешно социализирующегося, обладающего высоким уровнем социальной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность, профессиональную эффективность и социальную востребованность во всех сферах жизнедеятельности.
Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности у студентов в различных условиях проживания
2.1. Программа и методы исследования
В курсовой работе использовались следующие методики:
1.тест Райдаса «Уверенность в себе»;
Методика 1. Пройдите так называемый тест Райдаса, где Вам будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения.
И каждое отметьте по степени соответствия:
5 — очень характерно для меня, описание очень верное. 4 — довольно характерно для меня — скорее да, чем нет. 3 — отчасти характерно, отчасти не характерно. 2 — довольно не характерно для меня — скорее нет, чем да. 1 — совсем не характерно для меня, описание не верно. (Приложение 1)
Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные.
Испытуемые, проходящие тестирование по данной методике, перед началом исследования получают инструкцию следующего содержания:
«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомившись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы:
Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».
Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тенденции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для ответов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой – второй. (Приложение 2)
Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Адекватность
самооценивания выражает степень соответствия
представлений человека о себе объективным
основаниям этих представлений. Уровень
самооценки выражает степень реальных
и идеальных, или желаемых, представлений
о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией
к завышению) можно приравнять к позитивному
отношению к себе, к самоуважению, принятию
себя, ощущению собственной полноценности.
Низкая самооценка (с тенденцией к занижению),
наоборот, может быть связана с негативным
отношением к себе, неприятием себя, ощущением
собственной неполноценности.
В процессе
формирования Самооценки важную роль
играет сопоставление образов реального
Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает
в реальности характеристик, соответствующих
идеалу, будет иметь высокую самооценку.
Если же человек «эффективно» рефлексирует
разрыв между этими характеристиками
и реальностью своих достижений, его самооценка,
по всей вероятности, будет низкой.
Самооценка
и отношение человека к себе тесно связаны
с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными
особенностями личности. От самооценки
зависит интерпретация приобретенного
опыта и ожидания человека относительно
самого себя и других людей. (Приложение
3)
Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.
Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
образ теста Дембо-Рубинштейн
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста. (Приложение 4)
Исследование проводилось на базе Брянского Государственного Университета имени академика И. Г. Петровского г. Брянска.
Испытуемыми выступили студенты 2-х курсов. Всего было проанализировано 60 студентов, в возрасте от 17 до 21 года.
По методике 1 были получены следующие данные
Таб. 1 - Тест Райдаса «Уверенность в себе»
Критерий |
Всего, чел |
Очень не уверен в себе |
0 |
Скорее не уверен, чем уверен |
3 |
Среднее значение уверенности |
21 |
Уверен в себе |
32 |
Слишком самоуверен |
4 |
Всего |
60 |
Вывод: Из 60 студентов проходивших тест основная часть опрошенных 54% уверенных в себе студента, 35% имеют среднее значение уверенности, встречается 7 % слишком самоуверенных и 5 % скорее не уверенных, чем уверенных людей.
По методике 2 были получены следующие данные
Таб. 2 - Опросник аффилиации А. Мехрабиана
Критерий |
уровень развития мотива «стремление к людям» |
уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» |
Сумма баллов от 32 до 80 |
39 |
27 |
Сумма баллов от 81 до 176 |
16 |
30 |
Сумма баллов от 177 до 224 |
5 |
3 |
Всего |
60 |
60 |
Информация о работе Взаимосвязь самооценки и уверенности в себе у студентов