Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 80.53 Кб (Скачать файл)

1.2 Стили семейного воспитания

По словам В.С. Мухиной  в реальной жизни все еще более  сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения  к ребенку: отец, мать, бабушки и  дедушки могут конфликтовать  друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное  влияние стиль взаимоотношений  взрослых членов семьи [11, С.259].

Гиперпротекция. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным – не накормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно она проявляется недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе.

Скрытая гиперпротекция наблюдается  тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто  осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток  чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении  его лишь тягостные для них  обязанности, что на деле они, были бы, рады от них освободится. Скрытая  гипопротекция не редко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему  постоянных запретов и неусыпного бдительного  наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственные решения пугают подростка, создают у него впечатления, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

Потворствующая гиперпротекция в крайнем проявлении получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не только в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое  чадо от малейших трудностей, от скучных  и неприятных обязанностей. Это дополняется  непрестанным восхищением мнимыми  талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок  растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающий, ловить полные интереса к своей особе  взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

«Кумир семьи» не означает также, что объект обожания должен быть окружен обязательно множеством глаз влюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего из двоих – например, обожающей до безумия своего ребенка одинокой матери, во всем ему потакающей, спешащей скорее во всем угодить, беспрестанно любующейся им, и подростка с ранних лет привыкшего немедленно получать все, что ему захочется, не задумываясь  над тем, что это матери стоит [15].

Эмоциональное отвержение. При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушка»).

Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами по себе не признаются в том, что тяготятся сыном  или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают  на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное  отвержение к детям как недостойное  и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного  внимания. Однако подросток, чувствует  искусственную вымученность таких  забот и внимания и ощущает  недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестких взаимоотношений. Эти условия не редко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жесткое отношение может проявляться открыто – суровыми расправами за мелкие поступки, а еще более тем, что на ребенке «срывать зло» за других. Но жестокое отношение не избирательно касаются только самого ребенка или подростка – они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрытые от посторонних взоров.

Это – душевное безразличие  друг к другу, забота только о самом  себе, полное пренебрежение к интересам  и требованиям других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая не помощи, не поддержки, не участия. Все это может  быть без громких скандалов, без  драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Повышенная моральная  активность. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия  повышенной моральной ответственности  создаются, когда на малолетнего  подростка возлагаются недетские  заботы об уходе за младшими или  больными и беспомощными членами  семьи.

Таким образом, определить тип  семейного воспитания помогают характерные  особенности каждого из них:

-  уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители подростку;

-  полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);

-  степень предъявления требований – количество и качество обязанностей подростка;

-  степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;

-  строгость санкций – приверженность родителей к наказанию, как приему воспитания;

-  устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкость смены приемов воспитания.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к  рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью  к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального  воспитания [1].

1.3 Особенности взаимодействия  родителей и подростков

В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка  удовлетворяются, и от него почти  ничего не требуется. По мере того, как  он все больше становится способным  управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения и руководство необходимы, чтобы обеспечить его безопасность. Более того, когда его потребности усложняются, они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Он уже не может абсолютно свободно выражать свои потребности, должен учиться соотносить их с потребностями окружающего мира. Подросток должен отказываться от инфантильного поведения, научиться выражать гнев социально приемлемыми способами и тормозить практически любое проявление сексуальности.

Хотя подростков обычно не ограничивают, так как в детстве, с возрастом некоторые сохраняющиеся  требования могут сильно досаждать  им.

В целом ограничения предъявляются  подросткам с целью не допустить  нежелательного поведения. Так подростку  могут запрещать отсутствовать  дома после 10 часов вечера, употреблять  алкогольные напитки, курить и так  далее. Естественно, эти ограничения  можно переформулировать как  требования. Но даже тогда основная функция родительских правил состоит  в том, чтобы, не допустить нежелательное  поведение.

С другой стороны, родительские требования призваны способствовать поведению, которое они считают социально  значимым. Так, подростки должны хорошо учиться в школе, должны демонстрировать  определенную независимость. Таким  образом, ограничения нужны, чтобы  сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло  бы иметь место; требования нужны, чтобы  формировать желаемое поведение, которое  иначе возникает, и способствует развитию вторичной социальной мотивации. Эти различия не всегда можно четко  определить, в некотором смысле любое  ограничение подразумевает требование и наоборот. Важно различать два  аспекта воспитания - контроль мотивации, первичной и вторичной, которая  может обуславливать социально неприемлемые формы поведения, и формирование вторичной мотивации, которая должна обеспечивать социально одобряемое поведение.

Дисциплинарных меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Одни нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если родительские требования и ограничения преимущественно  отражают их понимание того, что  ребенок должен или не должен делать, дисциплинарные меры представляют собой  способы, которыми родители добиваются выполнения своих требований. 

Из исследований, проведенных  психологами видно, что многие родители считают, что        их подростки хорошо подготовлены к жизни в обществе и вполне способны отвечать за свое поведение. Эти родители практически полностью доверяют своим детям и не видят необходимости во внешних ограничениях. Некоторые родители довольно жестко ограничивают поведение своих детей.

Родители агрессивных  подростков по-разному предъявляют  требования к своим детям. Одни не только мало требуют, но и пассивно терпят привычки, которые не вызывают у них одобрение. Другие, сильно ограничивающие своих детей, отличаются нетерпимостью  к агрессии против себя и сексуальному поведению. Они последовательно  добиваются выполнения своих требований и домашних обязанностей. В тоже время поощряют своих детей, проводят вместе время. Складывается обобщенный портрет родителей, которые, тем  не менее, стремятся поддерживать близкие  отношения с детьми [10].

Воспитывая ребенка, родители часто требуют, чтобы он изменил  свое поведение. Он должен отказаться оттого, что ему хочется, или делать то, что ему не нравится. Ему приходится откладывать удовлетворение своих  потребностей, выполнять определенные предписания и подчиняться режиму. Социализация неизбежно фрустрирует ребенка и, естественно, встречает некоторое сопротивление с его стороны.

Выделяют ряд родительских требований.

1.  Требования к послушанию.

Отцы подростков настаивают на послушании и последовательно  добиваются этого требования.

Матери неагрессивных  подростков требуют от своих детей  выполнения своих указаний и строго следят за тем, чтобы их требования учитывались. Хотя многие матери могут  на что-то закрыть глаза, если они  заняты или не считают этот вопрос достаточно серьезным, некоторые из них настаивают на немедленном подчинении независимо от обстоятельств. В этом случае матери, по существу, рассматривают  послушание как самоцель и фактически формируют вторичную мотивацию.

Матери подростков, имеющие  дисгармонизацию характера, в меньшей  степени настаивают на послушании и  скорее готовы простить неподчинение. Их дети привыкли игнорировать своих  матерей и подчиняться только в случае сильного давления. Эти  матери часто признают, что их мягкость только осложняет им задачу воспитания детей. Любые предъявляемые ими  требования подростки в первую очередь  проверяют на предмет того, можно  ли от них уклониться. Это объясняется, прежде всего, тем, что матери этих детей, относились снисходительно к ним  в детском возрасте, потому что  не хотели отвлекать их от какого-либо дела. Данное привело к тому, что  в подростковом возрасте попытки  матерей заставить ребенка что-либо сделать превращается в настоящее  противоборство, в котором матери неизбежно проигрывают. По этой причине  они стараются свести все требования и указания до минимума.

2.  Требования к обязанностям.

Казалось бы, чем старше дети, тем больше обязанностей должны поручать им родители. В подавляющем  же большинстве подростки имеют  гораздо меньше постоянных обязанностей, чем можно ожидать. Чаще всего несколько необременительных обязанностей по дому. Хотя многие родители считают, что обязанности играют большую роль в плане подготовки подростка к взрослой жизни, они, тем не менее, неохотно их нагружают работой, опасаясь, что это может помешать их школьным занятиям. Большинство считают, что учеба «важное дело».

Кроме того, в современное  время существуют очень благоустроенные  дома, что оставляет родителям  мало возможностей для привлечения  подростков к выполнению каких-либо обязанностей.

3.  Требования к достижениям.

Родители обычных подростков предъявляют более высокие ожидания к своим детям в плане школьных достижений.

Естественно, если ребенок  усваивает ценности родителей, родительские ожидания могут сами по себе оказывать  давление.

Успеваемость подростков с дисгармонизацией характера более  низкая, чем у обычных подростков и они нуждаются в более  эффективном контроле, для достижения поставленной цели.

Из всех рассмотренных  ограничений, требований, дисциплинарных методов, которые родители применяют  к подросткам можно сделать вывод, что подростки с дисгармонизацией характера испытывают небольшое  воздействие в направлении социализации. Их родители предъявляют к ним  меньшие ожидания в области школьных достижений и почти не требуют  от них выполнения обязанностей.

Эффективность родительских требований или ограничений отчасти  обусловлена тем, насколько сформированы эмоциональные привязанности между  родителями и детьми. Подростки с  дисгармонизацией характера сильно привязаны к матерям, чем к  отцам. Хотя отцы более требовательны  к ним в плане послушания и  последовательнее настаивают на выполнении своих требований, их усилия имеют меньшее воздействие, чем материнское влияние.

1.4 Особенности физиологического  и психологического развития  подростков

Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на характер подростков, необходимо рассмотреть  особенности психологического и  физического развития подростков.

Подростковый возраст  – период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. [4].

В зависимости от того, рассматривается  ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, к подростковому  возрасту относится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Относится  к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и  его протяженности является дискуссионным.

Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков