Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа
Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест «Стратегия семейного воспитания» (Л.А. Богатова).
Инструкции: вы должны выбрать из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
Чем большее преобладание
одного из типов ответов, тем более
выражен в вашей семье
Если среди ваших ответов
не преобладает какая-то одна категория,
то речь, вероятно, идет о противоречивом
стиле воспитания, когда отсутствуют
четкие принципы, и поведение родителей
диктуется сиюминутным
1. Чем, по Вашему
мнению, в большей мере определяется
характер человека –
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений
о воспитании Вы находите
А. "Если вам нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться".
(Эдгар Хоу)
Б. "Цель воспитания – научить детей обходиться без нас".
(Эрнст Легуве)
В. "Детям нужны не поучения, а примеры".
(Жозеф Жубер)
Г. "Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному".
(Томас Фуллер)
4. Считаете ли
Вы, что родители должны
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять интерес, возникающий у детей к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь, это должны сделать родители.
5. Как Вы обычно
поступаете, когда требуется ребенку
дать деньги на карманные
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.
6. Как Вы поступите,
если узнаете, что Вашего
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.
7. Как Вы отнесетесь
к сквернословию Вашего
А. Постараюсь донести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пересекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок имеет право выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Ваш ребенок-подросток
хочет провести время на даче
у друга, где соберется
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь "вывести его на чистую воду" и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков