Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа
Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Данные из рабочей таблицы были проанализированы и помещены в таблицу обобщенных результатов (табл. 2.4).
Таблица 2.2 – Обобщенные результаты
Степень |
Кол-во чел. |
% |
Авторитарный |
5 |
12,5 % |
Авторитетный |
15 |
37,5% |
Либеральный |
20 |
50% |
Индифферентный |
- |
- |
Исследование показало, что в 5 семьях (12,5%) родители используют авторитарный стиль воспитания. В данной стратегии родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы.
Стратегия авторитетного стиля воспитания применяется в 15 семьях (37,5%). Эта стратеги характеризуется тем, что родители, осознавая свою важную роль в становлении личности ребенка, и за самим ребенком признают право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, а также в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Самый многочисленный стиль воспитания – либеральный. Он бы выявлен в большинстве семей (20 семей) – 50%. В либеральной стратегии родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Также они легко общаетесь с ним, доверяют ему и не склонны к запретам и ограничениям.
Индифферентный стиль воспитания в исследуемых семьях выявлен не был.
Корреляция отражает приближенный вид связи между признаками, когда одному значению первого признака соответствует средняя арифметическая нескольких значений другого признака. Прямая (положительная) корреляция отражает такую взаимосвязь между признаками, при которой с увеличением первого признака и второй тоже увеличивается.
Обратная (отрицательная) корреляция — взаимосвязь между признаками, при которой с увеличением первого признака второй уменьшается.
Существует три способа выражения корреляции: корреляционный график, корреляционное поле и коэффициент корреляции.
Самым точным выражением корреляции является ее оценка при помощи специальных коэффициентов корреляции: 1) коэффициента корреляции в случае прямолинейной связи и 2) корреляционных отношений, если корреляция криволинейная.
Задача корреляции – оценить тесноту (силу) корреляционной связи. Она решается с помощью показателей взаимосвязи.
Для оценки тесноты взаимосвязи в корреляционном анализе используется значение (абсолютная величина) специального показателя – коэффициента корреляции. Значения коэффициентов корреляции есть безразмерная величина, которая не может быть меньше -1 и больше +1, т.е..
Если значения коэффициентов корреляции равны нулю, т.е. = 0 или = 0, то связь между признаками х, у отсутствует.
Если значения
коэффициентов корреляции
Если значения коэффициентов корреляции положительные, т.е. > 0 или y> 0 , то связь между признаками Х и Y прямая (положительная).
Если коэффициенты корреляции принимают значения +1 или -1, т.е. = ± 1 или = ± 1, то связь между признаками Х и Y линейная (функциональная).
Для установлении степени взаимосвязи между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания использовался метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы.
Было выполнено:
1) Ранжирование стилей
семейного воспитания (А) и подставновка
значений полученных в
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
6) Определены критические значения.
Таблица 2.5 – Отражение взаимосвязи между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания.
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
28 |
40 |
31 |
31 |
9 |
81 |
2 |
10 |
6.5 |
13.5 |
13.5 |
-7 |
49 |
3 |
19 |
34 |
31 |
31 |
3 |
9 |
4 |
11 |
9 |
3 |
3 |
6 |
36 |
5 |
16 |
19 |
31 |
31 |
-12 |
144 |
6 |
10 |
6.5 |
13.5 |
13.5 |
-7 |
49 |
7 |
15 |
16.5 |
31 |
31 |
-14.5 |
210.25 |
8 |
20 |
36 |
31 |
31 |
5 |
25 |
9 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
10 |
13 |
12.5 |
13.5 |
13.5 |
-1 |
1 |
11 |
12 |
10.5 |
13.5 |
13.5 |
-3 |
9 |
12 |
10 |
6.5 |
13.5 |
13.5 |
-7 |
49 |
13 |
14 |
14.5 |
13.5 |
13.5 |
1 |
1 |
14 |
6 |
1 |
3 |
3 |
-2 |
4 |
15 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
16 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
17 |
13 |
12.5 |
31 |
31 |
-18.5 |
342.25 |
18 |
12 |
10.5 |
13.5 |
13.5 |
-3 |
9 |
19 |
18 |
30.5 |
31 |
31 |
-0.5 |
0.25 |
20 |
10 |
6.5 |
13.5 |
13.5 |
-7 |
49 |
21 |
26 |
39 |
3 |
3 |
36 |
1296 |
22 |
24 |
38 |
31 |
31 |
7 |
49 |
23 |
18 |
30.5 |
13.5 |
13.5 |
17 |
289 |
24 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
25 |
15 |
16.5 |
13.5 |
13.5 |
3 |
9 |
26 |
18 |
30.5 |
31 |
31 |
-0.5 |
0.25 |
27 |
9 |
4 |
13.5 |
13.5 |
-9.5 |
90.25 |
28 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
29 |
14 |
14.5 |
3 |
3 |
11.5 |
132.25 |
30 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
31 |
19 |
34 |
13.5 |
13.5 |
20.5 |
420.25 |
32 |
22 |
37 |
31 |
31 |
6 |
36 |
33 |
16 |
19 |
31 |
31 |
-12 |
144 |
34 |
17 |
24.5 |
31 |
31 |
-6.5 |
42.25 |
35 |
7 |
2 |
13.5 |
13.5 |
-11.5 |
132.25 |
36 |
16 |
19 |
13.5 |
13.5 |
5.5 |
30.25 |
37 |
17 |
24.5 |
13.5 |
13.5 |
11 |
121 |
38 |
19 |
34 |
13.5 |
13.5 |
20.5 |
420.25 |
39 |
8 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
40 |
18 |
30.5 |
31 |
31 |
-0.5 |
0.25 |
Суммы |
|
820 |
|
820 |
0 |
4533.5 |
Результат: rs
= 0.575
Критические значения для N = 40
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
40 |
0.31 |
0.4 |
Исходя из полученных данных можно утверждать, что отвергается Н0. (нулевая гипотеза). Корреляция между значениями стилей воспитания и показателями потребности в достижении успеха достигает уровня статистической значимости.
Выводы: 1) в связи с тем, что абсолютное значение r = 0,575> 0, корреляция между признаками имеет место; 2) так как абсолютное значение r= 0,575 находится близко к среднему пределу интервала 0 < | | < 1 – взаимосвязь средняя статистическая; 3) поскольку знак коэффициента положительный, корреляция является линейной: с увеличением первого признака х второй признак у также увеличится.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, о доказательстве гипотезы предполагающей существование взаимосвязи между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания.
Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяют функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
Родители должны обладать важнейшей
способностью к рефлексии на индивидуальные
и возрастные особенности ребенка,
готовностью к сознательному
поиску наиболее эффективного стиля
его индивидуального
Существенное значение для развития
подростка имеет место, которое
он занимает в семье. Если родители
и старшие члены семьи
Экспериментальное исследовании показало, что у 14 ребят (35 %) средний уровень мотивации к достижению успеха. У 6 занимающихся от общего числа опрошенных (15 %) низкая мотивация к достижению успеха. У 16 учащихся (35 %) – умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. Слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха был выявлен у 4 испытуемых (10 %). Таким образом, для 50 % опрошенных (20 человек) в основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Исследование стилей семейного воспитания показало, что в 2 семьях (13,33%) родители используют авторитарный стиль воспитания. Стратегия авторитетного стиля воспитания применяется в 5 семьях (33,33%). Самый многочисленный стиль воспитания выявленный среди опрошенных – либеральный. Он бы выявлен в большинстве семей – 53,33%. Индифферентный стиль воспитания в исследуемых семьях выявлен не был.
Исследование взаимосвязь между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания выявило, что корреляция между значениями стилей воспитания и показателями потребности в достижении успеха достигает уровня статистической значимости. Так как абсолютное значение r= 0,879 находится близко к верхнему пределу интервала 0 < | | < 1, то связь является очень сильной и поскольку знак коэффициента положительный, корреляция является линейной: с увеличением первого признака второй признак также увеличится. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, о доказательстве поставленной в работе гипотезы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков