Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить тип родительских отношений.
3. Выявить статусное положение у подростков.
4. Установить взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ХГУ ИНПО Рыжкова.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Анализ результатов исследования

Обработка результатов  социометрического изучения подростковой группы осуществляем следующим образом: в заготовленных социометрических таблицах (см. Таблица 1), мы фиксируем выборы подростков. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком, записываем.

Следующий этап работы –  определение диагностических показателей  социометрического исследования и  их интерпретация. В качестве таковых  выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут  быть отнесены в зависимости от этого  к одной из 4-х статусных категорий:

1 – “лидеры” - 5 и более выборов,

2 – “предпочитаемые” - 3-4 выбора,

3 – “пренебрегаемые” - 1-2 выбора,

4 – “отверженные” - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы  являются благоприятными. Исходя  из этого, мы можем знать  насколько благоприятен статус  каждого ребенка в группе. Иными  словами, насколько ребенок желанен  в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

а). В результате статусные  категории каждого ребенка:

лидеры – 14 человек (46%)

предпочитаемые – 13 человек (43%) .

пренебрегаемые – 3 человека (11%)

отверженные – 0 человек (0%).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод (см. Рис. 1):

 

Вывод: уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий, что означает благополучие большинства подростков в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками, т. к. большинство детей находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 89%.

ИИ (индекс изолированности) – группа благополучная, т. к. в ней нет «отверженных», а число «пренебрегаемых» составляет 11%.

Заключение

В процессе проведенного исследования влияния типа родительского отношения на статусное положение в группе сверстников, можно сказать, что подтвердилась наша гипотеза, так как по полученным результатам мы видим, что в данной  исследованной группе  существует взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе.

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:

На основании анализа литературных источников описаны основные аспекты  межличностных отношений в группе детей  подросткового возраста, даны представления о детско-родительских отношениях в психологии.

После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: в исследованной группе большинство детей имеют  первый и второй статус (89%), то есть относятся к категориям “лидеры” и “предпочитаемые”. Следовательно, в группе большинство детей благополучны в системе межличностных взаимоотношений, удовлетворены в общении, признании сверстниками.

Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более  глубокого изучения межличностных  отношений как в данном возрасте –  подростковом, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах учащихся подросткового возраста.

Библиографический список

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
  2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе/ Н.П. Аникеева. - М., 1983. - 125с.
  3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т.Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
  6. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  7. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. - М., 1996. - 357с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т./ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.
  9. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии/ К. М. Гуревич. – М.; Воронеж, 1998. – 284 с.
  10. Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  11. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  12. Донцов А.И. Психология коллектива/ А. И. Донцов. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. – 174 с.
  13. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии //Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М, 2003, 342с.
  14. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей/ И. В. Дубровина, М. И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  15.   Еникеев М. И.  Общая и социальная психология. - М., 2000. – 633с.
  16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гпрдарики, 2005. – 320с.
  17. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
  18. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии/ А. А. Крылов. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
  19. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие/ С. В. Кондратьева. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
  20. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд/ В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986г. - 147с.
  21. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
  22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 267 с.
  23. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя / Л. Р. Мадорский. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  24. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 1981. – 125с.
  25. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 2 Психология образования - 2-е изд./ Р. С. Немов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
  26. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под редакцией  М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с.
  27. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  28. Петровский А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
  29. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
  30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.
  31. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской - М., 2001, 230с.
  32. Спиваковская А. С. Как быть родителями/ А.С. Спиваковская. – М., 1986. – 123с.
  33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
  34. Шнедер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект.: Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768с.
  35. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1988. – 114с.
  36. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн. - М.: Вопросы психологии, 1985. – 132с.
  37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.- 130с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников