3.2. Анализ результатов исследования
Обработка результатов
социометрического изучения подростковой
группы осуществляем следующим образом:
в заготовленных социометрических таблицах (см. Таблица 1), мы фиксируем
выборы подростков. Потом осуществляем
подсчет выборов, полученных каждым ребенком,
записываем.
Следующий этап работы –
определение диагностических показателей
социометрического исследования и
их интерпретация. В качестве таковых
выступают:
а) социометрический статус
ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется
числом полученных им выборов. Дети могут
быть отнесены в зависимости от этого
к одной из 4-х статусных категорий:
1 – “лидеры” - 5 и более выборов,
2 – “предпочитаемые” - 3-4 выбора,
3 – “пренебрегаемые” - 1-2 выбора,
4 – “отверженные” - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы
являются благоприятными. Исходя
из этого, мы можем знать
насколько благоприятен статус
каждого ребенка в группе. Иными
словами, насколько ребенок желанен
в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему
дети симпатию или нет. В зависимости от
этого можно говорить об эмоциональном
климате группы для каждого воспитанника:
теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия
взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается
в благоприятных (1 и 2) статусных категориях,
УБВ определяется как высокий, при одинаковом
соотношении - как средний, при преобладании
в группе детей с неблагоприятным статусом
- как низкий, означающий неблагополучие
большинства детей в системе межличностных
отношений, их неудовлетворенность в общении,
признании сверстниками;
в) индекс изолированности
(ИИ). Группу можно считать благополучной,
если в ней нет изолированных,
или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%.
В результате
проведенного социометрического исследования в группе детей подросткового
возраста с целью изучения характеристики
межличностных отношений мы определили
следующие диагностические показатели:
а). В результате статусные
категории каждого ребенка:
лидеры – 14 человек (46%)
предпочитаемые – 13 человек (43%)
.
пренебрегаемые – 3 человека (11%)
отверженные – 0 человек (0%).
Исходя из полученных
данных, можно сделать вывод (см. Рис. 1):
Вывод: уровень благополучия взаимоотношений
в группе высокий, что означает благополучие
большинства подростков в системе межличностных
отношений, их удовлетворенность в общении,
признании сверстниками, т. к. большинство
детей находятся в благоприятных (1 и 2)
статусных категориях – 89%.
ИИ (индекс изолированности) – группа благополучная,
т. к. в ней нет «отверженных», а число «пренебрегаемых»
составляет 11%.
Заключение
В процессе проведенного исследования
влияния типа родительского отношения
на статусное положение в группе сверстников,
можно сказать, что подтвердилась наша гипотеза,
так как по полученным результатам мы
видим, что в данной исследованной
группе существует взаимосвязь между
типом родительского отношения и его статусным
положением в группе.
В нашем психодиагностическом исследовании
были достигнуты следующие результаты:
На основании анализа литературных
источников описаны основные аспекты
межличностных отношений в группе
детей подросткового возраста, даны
представления о детско-родительских
отношениях в психологии.
После проведенной исследовательской
работы можно сделать следующие выводы:
в исследованной группе большинство детей
имеют первый и второй статус (89%), то
есть относятся к категориям “лидеры”
и “предпочитаемые”. Следовательно, в
группе большинство детей благополучны
в системе межличностных взаимоотношений,
удовлетворены в общении, признании сверстниками.
Проведенные исследования также дают
материал для дальнейшего, более
глубокого изучения межличностных
отношений как в данном возрасте
– подростковом, так и в других
возрастах, при условии дополнительного
изучения особенностей соответствующего
возраста предполагаемых испытуемых.
Они так – же дают материал для работы
как непосредственно в исследованной
группе, так и в других, подобных группах
учащихся подросткового возраста.
Библиографический список
- Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом
климате в коллективе/ Н.П. Аникеева. - М.,
1983. - 125с.
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т.Байярд. – М.:
Просвещение, 1991. – 63с.
- Битянова М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике
/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб.: Питер
Ком, 1999г. – 528с.
- Введение в психологию / Под общ.
ред. А. В. Петровского. - М., 1996. - 357с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т./ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.
- Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии/ К. М. Гуревич. – М.; Воронеж, 1998. – 284 с.
- Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
- Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива/ А. И. Донцов. - М.: Издательство Московского Университета,
1984. – 174 с.
- Донцов А.И. О понятии группы в социальной
психологии //Социальная психология: Хрестоматия
/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая
- М, 2003, 342с.
- Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей/ И. В. Дубровина,
М. И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
- Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М., 2000. – 633с.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гпрдарики, 2005. – 320с.
- Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
- Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии/ А. А. Крылов. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
- Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие/ С. В. Кондратьева. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.
- Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд/ В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986г. - 147с.
- Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 267 с.
- Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя / Л. Р. Мадорский. – М.: Просвещение, 1991.
– 176с.
- Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 1981. – 125с.
- Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 2 Психология образования
- 2-е изд./ Р. С. Немов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС,
1994. -573с.
- Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под редакцией М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
- Петровский А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В.
Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред.
Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. -192 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС,
1996. -529с.
- Социальная психология малой группы:
Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого
и Е.М.Дубовской - М., 2001, 230с.
- Спиваковская А. С. Как быть родителями/ А.С. Спиваковская. – М., 1986. – 123с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
- Шнедер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект.: Екатеринбург:
Деловая книга, 2006. – 768с.
- Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1988. – 114с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн. - М.: Вопросы
психологии, 1985. – 132с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология
и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.-
130с.