Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить тип родительских отношений.
3. Выявить статусное положение у подростков.
4. Установить взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ХГУ ИНПО Рыжкова.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

А) Убеждение. Это процесс логического  обоснования какого-либо суждения или  умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника  или аудитории, которое создает  готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется  через восприятие психических состояний, настроений, переживаний». [2,6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.

В) Подражание. Направлено на воспроизведение  ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни  другого значимого человека.

Г) Внушение. Происходит при доверии  к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают как нужно думать и поступать.

Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностного восприятия и коммуницирования. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а «…под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению». [24, 31].

На детское восприятие существенное влияние оказывают установки учителей и других значимых взрослых. Ребенок, даже скрыто, неявно не принимаемый учителем, может быть отвергнут одноклассниками. Особенно это касается учеников начальной школы, так как формирование их социальных установок происходит под глубоким и постоянным влиянием учителей и родителей. Социальная установка (аттитюд) предполагает, что «воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки». [13, 433]. Хотя стоит отметить, что детское восприятие менее подвержено стереотипизации, чем восприятие взрослого. В подростковом возрасте огромное влияние на межличностное восприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые подростки видят и оценивают друг друга. Эти оценки имеют главное значение для построения общения одноклассников друг с другом, влияют на его количественную и качественную сторону. Педагоги знают, что в подростковых группах легко возникает «эффект ореола», и так же быстро происходит крушение благоприятных статусных позиций.

 

 

    1. Проблема статуса и статусного положения в психологии

Слово «статус» пришло в психологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему  новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель – профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам доход – экономическая черта; член демократической партии – политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.[17, 170]

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в психологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обозначение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм. Известно также, что некоторые применяют термин «роль» к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи – нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.

Для одних  психологов статусы – это предписанные нормы, для других – культурно  определенные позиции внутри институциональной системы. М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Классическую  формулировку в 30-е годы предложил  американский антрополог и психолог Ральф Линтон. Он четко отделил  статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку, а роль человеку необходимо играть. Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р. Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные психологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубежного учебника по психологии Н. Смелзер. С ним согласны другие психологи. В частности, Т. Маршал и М. Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, признанных публично и поддерживаемых авторитетом общественного мнения [3].

Некоторые психологи, в том числе известные  – достаточно назвать П. Сорокина – смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает  здесь синонимом престижа. Между  тем другие психологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в частности Е. Бергель, настаивают на необходимости различать два понятия – престиж и статус. Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции. Статус понимается как интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер, реально выполненной работы, материальное положение, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса.

Относительно  этих позиций нужно сказать вот  что. Первая неправомерна по существу, поскольку совмещает статическую  картину (статус) с динамической (роль как модель поведения), вторая не совсем корректна, так как понятие статуса как самостоятельной и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает. Статус превращается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в обществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американским психологом Р. Мертоном – статусный набор. Он включает сумму всех статусов индивида, а не один-единственный, к тому же очень размытый. Существует и другое обобщающее понятие – социо-экономический статус. Он включает образование, профессию и доход.

Таким образом, в понимании статуса сложилось  несколько подходов: а) стратификационный  – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональный – статус как позиция  в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) нормативно-ролевой – отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества; г) интегративный – объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Психологический климат, во многом, формируется  благодаря наличию в группе разноуровневых статусов и соответствующих им ролевых  наборов. Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Это означает, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Групповая роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе. В литературе приводится описание нескольких ролей относительно инвариантных, как полагают специалисты, для всех (или подавляющего числа) групп. «К их числу относятся роли: лидера, новичка и «козла отпущения». Относительно роли новичка специалисты сходятся во мнении, что от ее исполнителей можно ожидать тревожности, пассивности, зависимости и конформности и что те из них, кто будет эффективно играть эту роль, имеют шанс заслужить благосклонность ветеранов группы. По поводу роли «козла отпущения» в литературе утверждается, что ее происхождение часто вызывается неспособностью членов группы интегрировать свои позитивные и негативные качества в целостный и приемлемый образ себя. Чтобы разрешить эти внутренние конфликты, они проецируют свои негативные качества на исполнителя роли «козла отпущения»». [30,110]. Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевых конфликтов. В одних случаях ребенок переживает недостаток собственных знаний, способностей, мотивации, необходимых для эффективного выполнения роли. В других случаях конфликт может быть вынесен в плоскость межличностных отношений: происходит борьба между членами группы за престижные групповые роли, вызываются ролевыми перемещениями индивидов внутри группы. Ролевые конфликты сказываются на эффективности функционирования группы, снижая ее продуктивность, а также на эмоциональном климате группы.

Обычно вводят коммуникативное  измерение групповой структуры. Коммуникации указывают на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. «Точно установлено, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что, как правило, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений, и они носят более благоприятный (дружелюбный) характер, нежели сообщения, посылаемые низкостатусным индивидам». [30, 111].

Особое место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера. Эта позиция связана с успешностью  выполнения задач, стоящих перед  группой. Если в классе никто фактически не является вожаком, то такой класс  воспринимается как «серый», «без своего лица».

«Именно лидеры определяют нормы и  ценности данного коллектива. Лидер  в силу авторитетности своей позиции  обладает большими возможностями для  внушения. Подражание детей школьникам-лидерам  происходит из самого факта доверия  им. От того, кто является лидером, в большей степени зависит психологический климат в коллективе». [2, 36]. В социально-психологической литературе описываются различные типы лидеров, классифицируемых по критериям отношения к содержанию деятельности группы (лидеры-организаторы, лидеры-вдохновители), по стилю руководства (авторитарные, демократические, либеральные), по внутриколлективным функциям (инструментальный лидер, эмоциональный лидер), по сфере взаимоотношений (формальный, неформальный).

Лидер, во многом, определяет психологический климат в коллективе, созданном для достижения определенной цели и решения определенных задач. Благодаря лидеру в группе могут установиться теплые, дружеские отношения, отношения поддержки, взаимопомощи, понимания и сочувствия. Но может сложиться и такая ситуация, когда нормой в коллективе являются конфликты, грубость, агрессия, взаимные насмешки и неприязнь.

Успешность решения группой  своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем  группового развития. Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. «Анализ социально-психологических трактовок группы к коллективным свойствам позволил отнести устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения и др.» [13, 180].

В качестве основания для выявления  уровня группового развития принимается  деятельность группы, ее ценности и  цели, от которых зависит характер межличностных отношений. «Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы), просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам». [7,310].

В коллективе, в отличие от малых  групп менее высокого уровня развития есть условия для самоопределения личности. Эта возможность неизбежно возникает, когда объединенные в группу дети заняты совместной, причем общественно значимой, деятельностью, т.е. прочно связаны друг с другом схожими ценностями, мотивами, переживаниями и имеют необходимость понимать друг друга, договариваться друг с другом. Это сказывается в снижении конформизма в коллективе, большим принятием разных, пусть даже противоречивых точек зрения. Самоопределение личности можно считать особенностью межличностных отношений в коллективе. Подлинное самоопределение личности возникает в том случае, когда ее поведение в условиях естественно возникшего или специально организованного группового давления обусловлено не непосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью человека к конформности, а, главным образом, принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. В группе высокого уровня развития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим и потому выступает как особое качество межличностных отношений. В высокоразвитой группе межличностные отношения имеют преимущественно опосредствованный характер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. Многоуровневая структура межличностных отношений.

Если в диффузной группе взаимоотношения являются относительно непосредственными, то в высокоразвитом сообществе групповые процессы являются опосредствованными и образуют иерархию уровней - страт [7, 312-315]:

Центральное звено групповой структуры (страта А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика;

Первый слой (страта Б) фиксирует  отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника;

Во второй страте (В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием  совместной деятельности (ее целями и  задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например самоопределение личности в группе. Деятельностное опосредствование -- принцип существования и принцип понимания второй психологической страты;

Информация о работе Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников