Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа
Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить тип родительских отношений.
3. Выявить статусное положение у подростков.
4. Установить взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.
Этот период называют иногда временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования молодежи от родителей, вынужденных с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего, при обсуждении моральных проблем (цель и образ жизни, долг, любовь, замужество, верность и др.). Диалог старших и младших должен продолжаться на основе взаимоуважения, растущего доверия и равенства.
Отношения с детьми все более
теряют иерархический характер, становятся
взаимодействием между
3.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Цель нашего исследования: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
Задачи исследования обусловили этапы экспериментальной работы:
При формировании экспериментальной выборки мы подчинялись ряду правил:
Экспериментальная выборка была сформирована стратометрическим методом.
Данную выборку методом
В ходе проведения исследования нами были обследованы 60 матерей.
Для исследования материнского восприятия нами была выбрана методика, широко используемая в психологической практике. Для изучения
материнского восприятия мы использовали
тест-опросник (ОРО), разработанный
А.Я. Варгой и В.В. Сталиным, т.к. считаем,
что материнское отношение
Тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Цель: выявить типы материнского восприятия.
Стимульный материал: бланк для ответов, содержащий 61 утверждение.
Методика проведения:
Испытуемому предлагают ответить на 61 утверждение, с которым он может согласиться, либо не согласиться. Все ответы, даваемые испытуемым, фиксируются.
Обработка экспериментальных данных.
После проведения эксперимента ответы испытуемых сопоставляются с ключом. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Опросник позволяет выявить пять типов отношения родителя к ребенку, но мы, исследуя восприятие, выбрали только одну шкалу «Принятие -отвержение», которая указывает на особенности восприятия.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Метод социометрии
Для того, чтобы использовать количественные
характеристики при изучении социальных
взаимодействий в группе применяется
так называемая социометрическая процедура,
или социометрия (впервые предложенная
в 30-х годах Д. Морено). Социометрия – это
система некоторых приёмов, дающих возможность
выяснить количественное определение
предпочтений, безразличий или неприятий,
которые получают индивиды в процессе
межличностного общения и взаимодействия.
Данные социометрического анализа широко
используют при исследовании самочувствия
личности в группе, при определении структуры
первичных групп, при исследовании способов
и форм распределения авторитета и власти
в малых группах, при диагностики уровня
деловой активности и т.д. Социометрический
метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает
анализ осмысленных ответов членов группы
на ряд поставленных вопросов различного
типа и характера, например: "С кем бы
ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться
вместе к контрольной работе?" и т.д.
Подобные вопросы называются социометрическими
критериями, они охватывают различные
стороны деятельности и общения личностей
внутри групп. Такие критерии могут быть
связаны с выполнением какой-либо задачи,
с учебой, общественными нагрузками, отдыхом,
совместным времяпрепровождением и т.д.
Различают сильные и слабые критерии выбора.
Сильные критерии касаются наиболее важных
и значимых для испытуемого сторон его
жизни. Слабые критерии – это круг вопросов,
связанных с сиюминутными, ситуативными
факторами.
Существенное значение для точности
эксперимента имеет число выборов, которыми
располагают испытуемые. Выборы могут
быть свободными ("Назови тех одноклассников,
которых ты пригласил бы к себе на день
рождения") и фиксированными ("Назови
тех пять одноклассников, которых ты бы
пригласил к себе на день рождения").
1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.
2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения.
Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.
Результаты ответов переносят на так
называемые матрицы выбора. Их число соответствует
числу критериев. Матрица выбора является
основой для социометрического анализа.
Для удобства обработки данных каждый
член группы получает свой номер и далее
на протяжении всех этапов эксперимента
фигурирует под ним. При исследовании
школьного класса номера учащимся присваиваются
согласно алфавитного списка.
Исходя из данных матрицы, можно определить
величину социометрического статуса любого
члена группы. Она равна сумме полученных
данным членом группы выборов, деленной
на число членов без одного:
Ri- - отрицательные.
Индекс групповой "сплоченности",
согласно социометрическим данным, определяется
как отношение числа взаимных выборов
к теоретически возможному для данной
группы их количеству.
1.Разницы между выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.
2. Разницы между числом
полученных выборов и
3. Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это – индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.
4. Количество полученных взаимных отклонений. Это – индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы. Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвёртый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идёт о взаимных выборах) или знак «-» ( если дело касается взаимных отклонений). Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - - о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах групповых отношений.
Упомянутые индексы выводятся исключительно
на основе анализа коммуникативных связей
в группе, и это не может не вызвать к ним
настороженного отношения, так как количество
выборов, полученное тем или иным индивидом,
еще ничего не говорит о природе этих выборов
– в стороне остается мотивационная сторона
выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную
сеть, возникающую в процессе взаимодействия
и общения её членов. Однако социометрический
анализ может дать лишь самое общее описание
этой коммуникативной сети. И его нельзя
использовать для определения мотивов
тех или иных выборов одних членов группы
другими. Лежащая в основе социометрических
исследований модель группы как эмоционально-психологического
феномена не дает возможности осуществлять
анализ межличностных отношений людей
на основе определенных общественно определенных
норм, ценностных ориентаций и оценок,
сводя все к регистрации взаимодействий
и взаимных эмоциональных оценок и влечений.
При таком сугубо специфическом подходе
целенаправленная деятельность группы
и её членов просто не принимается во внимание,
не являясь объектом исследования и изучения.