Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.
В данной работе нами решались следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить тип родительских отношений.
3. Выявить статусное положение у подростков.
4. Установить взаимосвязь между типом родительского отношения и его статусным положением в группе сверстников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ХГУ ИНПО Рыжкова.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Этот период называют иногда временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования  молодежи от родителей, вынужденных  с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего, при обсуждении моральных проблем (цель и образ жизни, долг, любовь, замужество, верность и др.). Диалог старших и младших должен продолжаться на основе взаимоуважения, растущего доверия и равенства.

Отношения с детьми все более  теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми  равными людьми. Этот процесс может  пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции.

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей типа родительского отношения и статусного положения  подростков   в группе сверстников

3.1. Описание экспериментальной выборки и методов исследования

 

          Цель нашего исследования: изучить взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников.

         Задачи  исследования обусловили этапы  экспериментальной работы:

  1. выявить особенности материнского восприятия подростков ??????;
  2. сравнить особенности материнского восприятия????????

При формировании экспериментальной  выборки мы подчинялись ряду правил:

  1. Содержательный критерий. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.
  2. Критерий эквивалентности испытуемых. Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.
  3. Критерий репрезентативности. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Экспериментальная выборка была сформирована стратометрическим методом.

Данную выборку методом попарного  отбора мы разделили на две группы. Основными критериями деления были: девочки старшего дошкольного (10 человек) и среднего школьного возраста (10 человек).

В ходе проведения исследования нами были обследованы 60 матерей.

Для исследования материнского восприятия нами была выбрана методика, широко используемая в психологической практике. Для изучения

 

материнского восприятия мы использовали тест-опросник (ОРО), разработанный  А.Я. Варгой и В.В. Сталиным, т.к. считаем, что материнское отношение понимается как система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов и  особенностей восприятия ребенка, т.е. изучая материнское отношение, мы исследуем и восприятие матерью своего ребенка и социометрия

Тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Цель: выявить типы материнского восприятия.

Стимульный материал: бланк для  ответов, содержащий 61 утверждение.

Методика проведения:

Испытуемому предлагают ответить на 61 утверждение, с которым он может  согласиться, либо не согласиться. Все  ответы, даваемые испытуемым, фиксируются.

Обработка экспериментальных данных.

После проведения эксперимента ответы испытуемых сопоставляются с ключом. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Опросник позволяет выявить пять типов отношения родителя к ребенку,   но  мы,   исследуя  восприятие,   выбрали  только  одну  шкалу «Принятие -отвержение», которая указывает на особенности восприятия.

Тестовые нормы приводятся в  виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

Метод социометрии

 

Для того, чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено). Социометрия – это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой активности и т.д. Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д. Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.                                        В работах современных психологов названы следующие сильные критерии: 1) ролевой ("Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров"); 2) перцептивный ("если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?"); 3) функциональный ("Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?"); 4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом"). В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

 Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения") и фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил к себе на день рождения").                                                             В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10-15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов. Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр. Перед началом  исследования члены группы, собравшиеся в каком либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания: «Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определённые личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение  друг к другу и т. п. Не всё, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться с начала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы (класса). Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов  вашей группы (класса) вы по своему  желанию включили бы в состав  новой группы (класса)? Запишите этих  людей на листе бумаги под  номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов  вашей группы вы, напротив, не  хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения.

 Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.

 Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.               Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:                                                                                                                          Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.                                           Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодействий выбирающих друг друга членов принята следующая символика:                                                                               Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время. Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометрической литературы, могут характеризовать уровень межличностного общения в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т.д.).                                         Вот некоторые из них:

1.Разницы между выборов,  сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.

2. Разницы между числом  полученных выборов и количеством  полученных отклонений. Это –  оценка отношения группы к  данному человеку.

3. Количество взаимных  выборов, имеющихся у данного  человека с остальными членами  группы. Это – индекс положительных  взаимосвязей данного человека  с остальными членами группы.

4. Количество полученных  взаимных отклонений. Это – индекс  взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы. Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Третий и четвёртый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идёт о взаимных выборах) или знак «-» ( если дело касается взаимных отклонений). Совокупность плюсов и минусов, полученных данным человеком, показывает его персональный социометрический профиль. Например, профиль вида + + + + свидетельствует о том, что положение данного индивида в группе является благополучным во всех отношениях, а профиль вида - - - - о полном неблагополучии. Промежуточные, смешанные варианты профилей, содержащие в себе плюсы и минусы, дают дифференцированную характеристику положения человека в различных подсистемах групповых отношений.

 Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов – в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и общения её членов. Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественно определенных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и её членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.                                              Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.    В связи с этим возникает важная социально – психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение - выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других. Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории "лидеров", а другая – в категории "отверженных". Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на её моральные и деловые качества.

Информация о работе Взаимосвязь типа родительского отношения и статусного положения подростков в группе сверстников