Взаимосвязь тревожности, копинг-стратегий, самооценки у музыкантов-исполнителей в ситуации сценического выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Выдающаяся роль отечественной театральной школы, ее достижения и вклад в мировой театральный процесс общеизвестны. Однако в начале XXI века театральное образование, театральная педагогика сталкиваются с решением многих проблем психологического характера.
Система театрального образования глубоко специфична и не может быть построена по общим стандартам, нормам и схемам, приемлемым для иных сфер образования. Но в тоже время система подготовки театральных деятелей, и прежде всего, актеров, должна соответствовать тенденциям развития современной педагогики, психологии. Решение новых педагогических задач, поставленных развитием современного театрального процесса, должно быть подчинено общим тенденциям совершенствования образования, но обязательно должно быть ориентировано на особенности профессиональной деятельности и личности будущих деятелей театра.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_артисты_выступ.doc

— 1.78 Мб (Скачать файл)

На сегодняшний  день проблематика копинг-стратегий  активно исследуется на примере  самых разных типов деятельности. Изучаются связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [11].

Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние 15 лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.

Авторы опросников чаще всего исходили из потребности  исследовать:

  1. Отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии.
  2. Стратегии по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие).
  3. Базисные стратегии копинг-поведения, включающие когнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно-специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивности совладания со стрессом. [13].

В 1978 году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию; ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации; ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений [1].

В 1980 году Р. Лазарус  и С. Фолькман создали опросный лист «Способы копинга», состоящий из 118 пунктов, который в последующем  в различных модификациях стал одним из наиболее популярных инструментов измерения копинг-поведения. Методика определяет 8 видов ситуационно-специфических копинг-стратегии: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности. [13]

В 1984 году А. Биллингс и Р. Моос создали опросник, с помощью  которого выделили три вида копинга: нацеленный на оценку; нацеленный на проблему; нацеленный на эмоции. [13,с.248]

В 1988 году Е. Хейм предложил методику исследования особенностей копинг-поведения, дифференцированных по основным сферам психической деятельности, в которой выделялось более 25 ситуационно-специфических копинг-стратегий. Эти стратегии были разделены на три группы: более адаптивные, менее адаптивные и имеющие неопределенное влияние на адаптацию [4]

В 1990 году Паркер и Эндлер апробировали многомерный  опросник, определяющий 3 вида копинга:

    • ориентированный на задачу;
    • ориентированный на эмоции;
    • ориентированный на избегание. [13]

Также в 1990 году Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем,

поиска социальной поддержки и избегания. [13,с.269]

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1.Стратегия разрешения  проблем — это активная поведенческая  стратегия, при которой человек  старается использовать все имеющиеся  у него личностные ресурсы  для поиска возможных способов  эффективного разрешения проблемы.

2.Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3.Стратегия  избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. [13,с.270]

В нашей работе мы использовали шкалу копинг-поведения, созданную в 1989 году, в которой выделяются две формы копинг-поведения: характерологическую и ситуационную. Авторами этой шкалы были С. Калвер и М. Шейер. (Carver C.S., Sheier M.F., 1989). Они выделили:

1. активно-адаптивные копинг-стратегии,  которые направлены непосредственно  на разрешение проблемной ситуации: «активный копинг»; «планирование»; «поиск активной общественной поддержки»; «положительное истолкование и рост»; «принятие» - признание реальности ситуации,

2. пассивно-адаптивные копинг-стратегии,  которые могут способствовать  адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связаны с активным копингом: «поиск эмоциональной общественной поддержки»; «подавление конкурирующей деятельности»; «сдерживание»,

3. неадаптивные копинг-стратегии,  которые только в некоторых  случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней: «фокус на эмоциях и их выражение»; «отрицание»; «ментальное отстранение»; «поведенческое отстранение». [13].

 

 

2.4 Эмпирические данные, полученные в результате исследования копинг-поведения в трудах зарубежных и отечественных исследователей

На основании  многочисленных исследований было собрано  значительное количество эмпирических фактов о взаимосвязях копинг-стратегий  и различных личностных, поведенческих  свойств, как отдельных индивидов, так и возрастных и социальных групп людей.

Исследование  стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что  эмоционально-ориентированные поведенческие  стратегии служат непосредственному  эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. [4]

Было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий. [13]

Исследуя гендерные различия в стиле преодоления стресса, Н. Эндлер и Д. Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990). [7]

По данным Н. Кьюпера с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективные стратегии поведения, способствующие возникновению депрессии. Установлено также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадекватные стратегии, преимущественно самоизоляцию [9] .

Т.А. Вилле исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые  включают действия, способствующие или  не способствующие употреблению психоактивных веществ. Был сделан вывод, что поведение, направленное на избегание контактов с людьми, употребляющими наркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшает вероятность наркотизации. Поиск социальной поддержки у лиц, не употребляющих наркотики, способствует прекращению наркотизации. Поведение же, направленное на реализацию поведенческой стратегии «поиск удовольствия», поиск поддержки у наркоманов, способствует усилению наркотизации. [13,с.270]

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии, тревоги, сложностями адаптации в школе. Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция. [17,с.270]

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме. Но, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию [цит. по 19, с.13].

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком  или между другими людьми в  своем социальном окружении) связаны  с более низкими уровнями отрицательных эмоций в стрессовых ситуациях, которые воспринимаются как контролируемые. [20]

Кроме того, было доказано, что применение проблемно-фокусированных копинг-стратегий отрицательно связано с проблемами в поведении и социальными проблемами. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии. [22]

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание  также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию. Положительной оценки также заслуживает такая стратегия, как активное решение проблем. Так, было показано, что подростки, способные к активному решению проблем, демонстрируют большую легкость в адаптации. [22]

ВЫВОДЫ  ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Исполнительная деятельность носит стрессовый характер. Задачей исполнителя является последовательная и методичная выработка навыков конструктивного, творчески-положительного отношения к стрессогенной ситуации, существует ряд факторов (новая сцена, незнакомая публика, непривычно большой зал и т.д.), которые могут послужить как положительным, так и отрицательными стимулами для развития эмоционального состояния, а, следовательно, и исполнения в целом.
  2. Прямое отношение к проблеме сценического выступления имеет уровень самооценки. Между самооценкой и уровнем притязания музыканта - исполнителя, с одной стороны, и уровнем нервозности на сцене, с другой - существуют сложные взаимоотношения. Исследование тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта в экстремальной обстановке, в том числе и в ситуации сценического выступления.
  3. Совладающее поведение или копинг - поведение, представляет собой поведение, направленное на приспособление к стрессовым обстоятельствам, готовность человека решать свои жизненные проблемы. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям возникшей ситуации ситуации, позволить ему овладеть этой ситуацией, смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним.
  4. Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно представитьо дну из <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_043

Информация о работе Взаимосвязь тревожности, копинг-стратегий, самооценки у музыкантов-исполнителей в ситуации сценического выступления