Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Феномен зрелости представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий. Проблема зрелости человека – комплексная проблема научного знания психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов, является личностная зрелость.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование терминов «зрелость личности», «личностная зрелость» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблемам зрелости в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к проблемам зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются с отсутствием в общей психологии и психологии личности самостоятельных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, механизмов его существования и развития.
Практическая значимость исследования. 1. Предложенный в работе комплекс научно обоснованных методов и методик диагностики ЛЗ может применяться в практике психологического консультирования, оценки персонала. 2. Разработанные принципы психологического сопровождения процесса достижения ЛЗ могут быть использованы в рамках личностного, возрастного, семейного, профессионального, кризисного консультирования. 3. Результаты исследования могут найти применение при реализации личностно-ориентированного подхода к развитию взрослого человека в системе среднего, высшего и постдипломного профессионального образования. 4. Сформулированные теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут быть включены в программу учебных курсов для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Акмеология».
Положения, выносимые на защиту:
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют формуле специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», содержанием которой является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, развития и функционирования личности. Содержание работы соответствует п. 29. «Индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Проблема субъекта в психологии» паспорта специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии».
Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Южно-Уральского государственного университета (2005–2010 гг.), на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (2001–2010 гг.).
Теоретические положения и результаты эмпирического исследования включены в материалы лекций по курсам «Психология», «Особенности развития на разных этапах онтогенеза» (для студентов факультета социального образования ЧГПУ), «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Психологическое сопровождение развития личности. Психология кризисов» (для студентов факультета психологии ЮУрГУ).
Предложенная система диагностических критериев ЛЗ использовалась в системе оценки персонала, а также в подготовительной тренинговой работе с участниками городского конкурса «Учитель года» (Челябинск, 2010). Принципы психологического сопровождения процессов достижения ЛЗ были разработаны и используются в рамках консультационной работы с взрослыми людьми.
По теме диссертационного исследования опубликовано 17 печатных работ общим объемом 6,4 п. л. (авторских – 5,8 п. л.), 2 из них – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 185 страницах, содержит 15 таблиц и 5 рисунков. Библиографический список включает 183 наименования, из них 49 на иностранных языках.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования. Сформулированы гипотезы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы.
В первой главе «Теоретические и методологические основания исследования проблемы взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости» проводится теоретический анализ имеющихся в психологии представлений о ЛЗ и эго-идентичности, уточняются теоретические основания для изучения указанных психологических феноменов в их взаимосвязи, формулируется определение и описывается теоретическая модель конструкта ЛЗ с учетом его взаимосвязи с эго-идентичностью.
В параграфе 1.1 «Теоретический анализ представлений о феномене личностной зрелости» осуществляется обзор основных подходов к определению понятия ЛЗ; феномен ЛЗ описывается в логике системных отображений психологических явлений; обсуждаются вопросы формирования и развития зрелой личности; рассматриваются теоретические основания для постановки проблемы изучения взаимосвязи ЛЗ и эго-идентичности.
Выявлено, что понятие ЛЗ и родовое для него понятие зрелости имеют в психологии неопределенный статус. В психологии развития зрелость понимается как этап в развитии личности взрослого человека (Э. Эриксон, Г. Салливан, Д. Левинсон, Б. Ливехуд, В.И. Слободчиков, В.Ф. Моргун, Т.Д. Марцинковская, Е.Е.Сапогова, О.В. Хухлаева и др.). В психологии личности и в акмеологии зрелость рассматривается как качество развития личности (Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.). Синонимами ЛЗ в русле указанных подходов выступают понятия взрослости и акме (вершины в развитии).
В отечественной психологии под личностной зрелостью часто понимается социальная зрелость (П.М. Якобсон, Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, И.С. Кон, А.Л. Журавлев, Е.Б. Старовойтенко, Г.С. Сухобская, Т.И. Толстых, Г.Г. Александрова и др.). В зарубежной литературе понятие ЛЗ не используется, его синонимами выступают понятия «психологическая зрелость» («psychological maturity») (R.R. McCrae, P.T. Costa), «психосоциальная зрелость» («psychosocial maturity») (E. Greenberger, R. Josselson, J.A. Goldman). В гуманистической психологии тождественными ЛЗ являются понятия самоактуализации (А. Маслоу), полноценно функционирующей личности (К. Роджерс).
В данной работе в качестве основополагающих для понимания феномена и последующего определения понятия ЛЗ выступают представления о личности, сложившиеся в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее продолжения в теориях отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь и др.), а также принципы системного и системогенетического подходов (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.Е. Клочко). Личность понимается как новое (по сравнению с индивидными свойствами), системное, культурно обусловленное качество человека, которое характеризуется способностью к «овладению» своим поведением. Ключевым для понимания ЛЗ является вопрос о сформированности интегральной способности к самоорганизации, характеризующей человека как личность.
Помимо понятийной неопределенности обнаружена значительная дифференциация представлений о формах проявления, критериях достижения ЛЗ. Существующие в психологии представления о феномене ЛЗ обобщены в работе в соответствии с принципами системного описания психологических явлений (В.А. Ганзен, 1984) в нескольких положениях: структура (содержание и взаимосвязи между элементами), функция (функциональное предназначение) и свойства ЛЗ.
Состав и структура ЛЗ. Анализ работ различных авторов позволил выделить ключевые элементы ЛЗ: 1) сформированность мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, в которых на вершине их иерархии находятся высшие духовные, общечеловеческие и культурные потребности и ценности (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.М. Русалов, Д.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, Е.Б. Старовойтенко, Г.Г. Горелова, А.А. Пископпель и др.); 2) автономия, независимость, самостоятельность и ответственность (К. Роджерс, Ф. Перлз, И.С. Кон, А.Л. Журавлев, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев, К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, Е.А. Чудина и др.); 3) способность личности к саморегуляции, самодетерминации и самоопределению (Л.И. Божович, В.М. Русалов, П.М. Якобсон, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев, Г.Г. Горелова, Е.Е. Сапогова, М.А. Емельянова и др.); 4) самопознание, самореализация, самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование и способность их реализации (А. Маслоу, Г. Олпорт, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев, Е.Л. Доценко, Г.Г. Александрова, В.Г. Маралов и др.); 5) способность к самотрансценденции (А. Маслоу, К. Роджерс, А.А. Реан, Д.А. Леонтьев, В.Е. Клочко).
Структура взаимосвязей между выделенными элементами ЛЗ может быть представлена следующим образом: сформированные личностные структуры (система ценностей, мировоззрение и т. д.) ® способы самовыражения зрелой личности (автономия, ответственность и т. д.) ® самоорганизация как интегральный способ самовыражения зрелой личности (способность к саморегуляции, самоактуализации, саморазвитию и т.д.).
Функции ЛЗ. Под функциями ЛЗ в данной работе понимаются особые формы активности зрелой личности по отношению к себе и к окружающему миру, новые личностные возможности, появляющиеся с достижением человеком ЛЗ и реализующиеся в многообразных отношениях. Задача выявления функциональной роли ЛЗ снова требует обращения к таким проявлениям зрелой личности как способность к саморегуляции, саморазвитию, самореализации и т. д. Перечисленные способности можно назвать интегральными функциональными свойствами личности, то есть системными свойствами, которые возникают в результате интеграции отдельных свойств, способностей и качеств и обеспечивают реализацию человека как личности.
Свойства ЛЗ. В литературе ЛЗ характеризуется следующими свойствами: множественность (В.М. Русалов, Е.А. Сергиенко); интегрированность и целостность (Б.Г. Ананьев, П.М. Якобсон, В.М. Русалов, А.А. Реан, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова и др.); динамичность, незавершенность, принципиальная неполнота развития (К. Роджерс, А.А. Бодалев, А.А. Реан, В.М. Русалов, Е.А. Сергиенко и др.); гетерохронность развития (Б.Г. Ананьев).
Целостность и интегрированность определяются как базовые свойства ЛЗ, но они, как правило, только декларируются, условия и механизмы процесса интеграции не описаны. Анализ научных публикаций позволил выявить и другие проблемные области. Наименее изученными остаются динамические аспекты ЛЗ. Не ясно, является ли достаточным для формирования ЛЗ достижение отдельными подструктурами личности оптимального уровня развития. Нет данных о том, что происходит после достижения определенного уровня ЛЗ, возможны ли процессы свертывания, регрессии.
Основанием для поиска ответов на эти вопросы может стать понимание ЛЗ в контексте проблемы формирования эго-идентичности.
В работе были выделены три группы исследований, в которых обнаруживаются идеи взаимосвязи конструктов идентичности и ЛЗ.
1. Концепции,
в которых зрелость личности
трактуется как
2. Исследования, в которых эго-идентичность выступает одним из критериев ЛЗ (J. Loevinger, D. McAdams). Наиболее отчетливо понимание идентичности как показателя ЛЗ отразилось в концепции психосоциальной зрелости E. Greenberger & B. Sorensen, где стабильное чувство идентичности выступает одной из характеристик личностного компонента психосоциальной зрелости наряду с уверенностью в своих силах и профессиональной направленностью.
3. Работы отечественных
авторов, в которых общим
В параграфе 1.2 «Феномен эго-идентичности: теоретические основания исследования» анализируются сложившиеся в психологии представления о понятии эго-идентичности (Э. Эриксон, Дж. Марсиа и др.) и использующихся в отечественной психологии синонимичных понятиях личностной, персональной, индивидуальной идентичности, самоидентичности и т. д. (Л.Б. Шнейдер, Э.В. Сайко, В.Р. Орестова, Н.Н. Гунгер, Е.П. Белинская, Н.В. Дмитриева, В.В. Нуркова, Е.Т. Соколова и др.). На основе анализа литературных источников (Э. Эриксон, A. Waterman, E. Greenberger, L. McFall, G. Adams, S. Marshall, Н.В. Антонова, Л.Б. Шнейдер, М.О. Головина, Н.М. Аксенова, Н.Л. Иванова, Л.И. Бершедова, Ю.Г. Овчинникова, М.М. Абдуллаева и др.) выделяются структурные и функциональные особенности эго-идентичности. Рассматриваются динамические аспекты – этапы, механизмы и условия становления эго-идентичности, отраженные в работах Э. Эриксона, Дж.Марсиа, Д. Маттесона, Дж. Колемана, Н.В. Антоновой, S.K. Whitbourne, C. Weinstock, J. Kroger, K.S. Anthis, R.F. Baumeister, A. Waterman, H. Grotevant, S. Schwartz и др.
Информация о работе Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости