Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:41, автореферат
Актуальность темы исследования. Феномен зрелости представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий. Проблема зрелости человека – комплексная проблема научного знания психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов, является личностная зрелость.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование терминов «зрелость личности», «личностная зрелость» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблемам зрелости в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к проблемам зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются с отсутствием в общей психологии и психологии личности самостоятельных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, механизмов его существования и развития.
Рис. 3. Структура личностной зрелости: модель с расширенным содержанием личностного компонента
Условные обозначения:
Л, Р и Ф – компоненты ЛЗ: Л – личностный, Р – рефлексивный, Ф – функциональный
– положительная корреляционная связь; – отрицательная корреляционная связь
Достигнутая эго-идентичность имеет положительные корреляционные связи с ценностями признания и материального благополучия, если средством их достижения выступает наличие внутренней притязательной позиции (ценность высоких притязаний), отрицательные – если средством достижения признания и материального благополучия является чрезмерная социализированность личности (превалируют ценности воспитанности, аккуратности, исполнительности, непримиримости к недостаткам).
Выявлено также, что достигнутая эго-идентичность имеет положительную связь с внутренне ориентированными ценностями развития и самореализации, и эта взаимосвязь опосредована инструментальными ценностями решительности (твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения).
Обнаружены положительные взаимосвязи функционального компонента ЛЗ с ценностями ответственности. Осмысленность жизни связана как с осознанной ответственностью, основанной на опыте и здравом смысле (фактор «Ценности осознанной ответственности и мудрости»), так и с обязанностями, предполагающими отсутствие свободы и независимости в их выборе (фактор «Ценности несвободной ответственности»). Ценности зрелой ответственности в большей степени интегрированы в общую структуру ЛЗ, о чем свидетельствует большее количество связей с составляющими личностного и функционального компонентов.
На рис. 4 представлена модель структуры ЛЗ с расширенным содержанием функционального компонента. Расширение функционального компонента ЛЗ за счет добавления переменных Теста жизнестойкости и Самоактуализационного теста позволило получить 6-факторную модель с сохранением базовых факторов «Достигнутой эго-идентичности» и «Осмысленности жизни».
Рис. 4. Структура личностной зрелости: модель с расширенным содержанием функционального компонента
Условные обозначения:
Л, Р и Ф – компоненты ЛЗ: Л – личностный, Р – рефлексивный, Ф – функциональный
– положительная корреляционная связь; – отрицательная корреляционная связь
С добавлением новых переменных выделился отдельный фактор «Жизнестойкость», включающий все показатели одноименного теста и показатель шкалы поддержки САТ. Данный фактор является существенным для структуры ЛЗ, поскольку обнаруживает позитивные взаимосвязи с составляющими всех компонентов ЛЗ (с достигнутой эго-идентичностью, осмысленностью жизни, с ценностями духовного удовлетворения).
Важным элементом структуры ЛЗ с расширенным функциональным компонентом является выделившийся отдельный фактор «Неудовлетворенность самореализацией», который включает показатели удовлетворенности результатом жизни теста СЖО и ориентации во времени САТ (имеют отрицательные нагрузки на фактор). Данный фактор отражает возможное появление дисфункций в структуре ЛЗ, поскольку имеет отрицательные взаимосвязи с центральными факторами достигнутой эго-идентичности, осмысленности жизни и жизнестойкости. Обращает на себя внимание положительная корреляция данного фактора с ценностями преимущественной ориентации на социум (личностный компонент ЛЗ).
Таким образом, результаты факторного анализа подтверждают теоретически разработанную модель конструкта ЛЗ и конкретизируют содержание и структурные связи между составляющими личностного, рефлексивного и функционального компонентов ЛЗ. Специфика взаимосвязей в структуре ЛЗ определяется содержательным наполнением компонентов, прежде всего, ценностной направленностью личности (личностный компонент ЛЗ).
В п. 3.2 «Исследование особенностей психологического содержания личностной зрелости в группах с разными статусами эго-идентичности» приводятся эмпирические данные, подтверждающие значимую роль эго-идентичности в структуре ЛЗ.
С помощью дисперсионного анализа было обнаружено, что изменение статуса эго-идентичности определяет изменение показателей личностного и функционального компонентов ЛЗ.
Особенно выраженной спецификой обладает статус диффузной эго-идентичности, связанный со снижением показателей ЛЗ. Данный статус характеризуется статистически значимым (p < 0,001) снижением всех показателей функционального компонента ЛЗ – осмысленности жизни, уровня самоактуализации, жизнестойкости. На уровне личностного компонента ЛЗ статус диффузной эго-идентичности характеризуется размытостью ценностных ориентиров. Это проявляется в снижении показателей значимости и доступности большинства ценностей (17 из 20 ценностей при p ≤ 0,001…0,05), включая базовые для любого общества ценности профессиональной реализации и реализации в семье. На фоне отсутствия внутренних ресурсов и веры в свои возможности, что проявляется в достоверном снижении доступности ценности уверенности в себе (p ≤ 0,000), значимости и доступности ценностей твердой воли, смелости в отстаивании своего мнения (p ≤ 0,046), высоких притязаний (p ≤ 0,043), толерантности (p ≤ 0,044), становятся актуальными ценности, выступающие источником внешних ресурсов – ценности социализации (p ≤ 0,007), собственный престиж (p ≤ 0,000), высокое материальное положение (p ≤ 0,001).
Статусы предрешенной и достигнутой эго-идентичности имеют внешнее сходство между собой по показателям функционального компонента ЛЗ, в частности, по уровню осмысленности жизни и жизнестойкости. Существенные различия, важные для ЛЗ, проявляются в снижении самоактуализационного потенциала (значимое снижение показателей по шкалам ориентации во времени и поддержки САТ (p ≤ 0,001, p ≤ 0,05)) и в меньшей готовности к принятию риска (p ≤ 0,004) у респондентов с предрешенной эго-идентичностью. На уровне личностного компонента ЛЗ статус предрешенной эго-идентичности отличает от достигнутой эго-идентичности отсутствие дифференцированных ценностных представлений. Это проявляется в высокой значимости и доступности большинства ценностей (14 из 20 при p ≤ 0,001…0,05) и свидетельствует о недостаточной осознанности ценностных приоритетов.
Статус достигнутой эго-идентичности сопряжен с оптимальными показателями личностного и функционального компонентов ЛЗ. Об этом свидетельствуют статистически значимо более высокие (p < 0,001) показатели функционального компонента ЛЗ – осмысленности жизни, самоактуализации, жизнестойкости. Достигнутая эго-идентичность характеризуется большей осознанностью ценностей, среди которых важными являются ценности духовного удовлетворения, развития и самореализации, в том числе профессиональной, менее выражена престижно-прагматическая мотивация. Респонденты с достигнутой эго-идентичностью меньше стремятся к растворению в обществе и отстаиванию своей индивидуальности.
Таким образом, было обнаружено, что статус эго-идентичности определяет ценностную направленность личности, качество осознания ценностных приоритетов, способность личности к саморегуляции, самодетерминации и самореализации.
Выявленные изменения в психологическом содержании ЛЗ при изменении статуса эго-идентичности отражают специфику ЛЗ в процессе проживания взрослым человеком нормативного кризиса развития и свидетельствуют о том, что ЛЗ имеет нелинейную динамику и может снижаться в периоды проживания нормативных кризисов.
В п. 3.3 «Возрастная специфика взаимосвязи эго-идентичности и личностной зрелости» приведены эмпирические данные, подчеркивающие возрастные особенности взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ.
Анализ корреляционных связей достигнутой эго-идентичности и составляющих личностного и функционального компонентов ЛЗ в разных возрастных группах позволил выявить универсальные и специфические для каждой из возрастных групп корреляции.
Общими для всех возрастов являются значимые положительные корреляции достигнутой эго-идентичности со всеми показателями осмысленности жизни (r = 361…588 при p ≤ 0,001), с доступностью ценности уверенности в себе (r = 218…360 при p ≤ 0,05…0,01), отрицательные корреляции – с терминальными ценностями собственного престижа (r = |228…364| при p ≤ 0,01…0,001) и материального благополучия (r=|228…287| при p ≤ 0,05…0,001).
Возрастно-специфические взаимосвязи достигнутой эго-идентичности с составляющими личностного и функционального компонентов ЛЗ обусловлены соответствующими каждому возрасту задачами развития.
Так, в период молодости комплекс взаимосвязей свидетельствует о преимущественной направленности молодых людей на решение профессиональных задач (положительные корреляции достигнутой эго-идентичности с ценностями профессиональной реализации, r = 273, p ≤ 0,05) и сензитивности данного периода для формирования соответствующих личностных качеств (положительные корреляции достигнутой эго-идентичности с ценностями ответственности и самоконтроля, r = 238, p ≤ 0,05, отсутствие значимых связей со всеми показателями жизнестойкости).
Согласно результатам исследования, возраст собственно взрослости – это возраст ценности и успешности активной самореализации и развития. Помимо ценностей профессиональной реализации, с достигнутой эго-идентичностью достоверно коррелируют направленность на реализацию в семье (r = 245, p ≤ 0,01) и получение духовного удовлетворения от реализации во всех сферах жизни (r = 180, p ≤ 0,05), доступность ценностей развития и самореализации (r = 195, p ≤ 0,05). Наличие позитивных связей достигнутой эго-идентичности с инструментальными ценностями толерантности (r = 295, p ≤ 0,001), твердой воли и смелости (r = 225, p ≤ 0,01) свидетельствует о формировании качеств личности, обеспечивающих возможность эффективного решения задач семейной жизни и профессиональной деятельности. Это подтверждается наибольшей, по сравнению с другими возрастами, согласованностью связей между достигнутой эго-идентичностью и всеми составляющими функционального компонента ЛЗ (статистически значимые положительные корреляции со всеми показателями осмысленности жизни, жизнестойкости и самоактуализации при p ≤ 0,01…0,001). Сочетание положительной связи достигнутой эго-идентичности с ценностями твердой воли и смелости (r = 225, p ≤ 0,01) и отрицательной – с ценностями социализированной личности (r = – 32, p ≤ 0,01) говорит о выраженной субъектной, автономной позиции у респондентов возраста собственно взрослости.
В период зрелого возраста не выявлено специфических связей достигнутой эго-идентичности с показателями личностного компонента ЛЗ, причиной может быть индивидуализированный характер системы ценностей респондентов этого возраста. На уровне взаимосвязи с составляющими функционального компонента ЛЗ характерно отсутствие корреляций достигнутой эго-идентичности с обеими базовыми шкалами – ориентации во времени и поддержки – самоактуализационного теста. Это свидетельствует о сензитивности периода зрелого возраста для решения вопросов осознания жизненного пути и поиска новых ценностных ресурсов в условиях изменения социальной ситуации развития.
Таким образом, было обнаружено, что возрастная специфика взаимосвязи эго-идентичности и ЛЗ связана с решением соответствующих возрастному этапу задач развития.
На основе результатов теоретического и эмпирического исследования в п. 3.4 «Принципы психологического сопровождения процессов достижения личностной зрелости в практике психологического консультирования» формулируются общие и частные принципы, определяющие направление и характер психотерапевтической работы, ориентированной на достижение взрослым человеком личностной зрелости.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, определяются перспективные направления дальнейшего исследования и формулируются основные выводы исследования.
Информация о работе Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости