Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Феномен зрелости представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий. Проблема зрелости человека – комплексная проблема научного знания психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов, является личностная зрелость.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложившейся к настоящему моменту противоречивой ситуацией. Широкое и разнообразное использование терминов «зрелость личности», «личностная зрелость» в обыденной жизни и научных источниках, значительный интерес к проблемам зрелости в русле отдельных отраслей психологии, частое обращение к проблемам зрелости в связи с исследованием других психологических феноменов сочетаются с отсутствием в общей психологии и психологии личности самостоятельных исследований личностной зрелости, решающих задачи комплексного, системного описания этого феномена с точки зрения наиболее общих закономерностей, механизмов его существования и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

shlyapnikova_irina_andreevna.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Обзор литературы по проблеме идентичности позволил сделать следующие обобщения, важные для данного исследования. 1. Представляется целесообразным использовать термин «эго-идентичность», поскольку он отражает не только тождественность, целостность и непрерывность личности, но и синтезирующую функцию Эго (Э. Эриксон), его роль в обеспечении личностного единства. 2. Основная функция эго-идентичности – функция интеграции личностного содержания. 3. Развитие эго-идентичности имеет нелинейный характер, то есть характеризуется кризисами. 4. Исследования феномена эго-идентичности касаются преимущественно сензитивного периода его формирования – периода юности.

В данной работе феномен  эго-идентичности рассматривается с позиции концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека Е.Л. Солдатовой, положения которой подробно раскрываются.

Автором концепции эго-идентичность определяется как глубинная личностная структура, выполняющая регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения тождественности себе, непрерывности и интегративности личности в условиях системных преобразований структуры социальной ситуации развития в период нормативных кризисов развития личности взрослого человека (Е.Л. Солдатова, 2007).

Процессы формирования эго-идентичности актуализируются в нормативных кризисах развития взрослого человека. Е.Л. Солдатова определяет соответствие между фазами нормативного кризиса и определенными статусами эго-идентичности. В дебюте кризиса возникает предрешенная эго-идентичность, заданная новой социальной ситуацией, внешними образцами и идеальной формой; в апогее кризиса – диффузная (размытая); в завершении кризиса – достигнутая (автономная) эго-идентичность; для стабильных периодов развития характерен мораторий в поиске эго-идентичности. Достигнутая (автономная) эго-идентичность является новообразованием нормативных кризисов развития личности взрослого человека, выступает критерием психологической готовности к переходу на новый этап развития и определенным показателем зрелости личности.

В параграфе 1.3 «Эго-идентичность в структуре личностной зрелости: теоретическая модель» формулируется определение, моделируется конструкт ЛЗ, на основе созданной модели производится выделение и теоретическое обоснование диагностических критериев ЛЗ.

Основываясь на положениях концепции Е.Л. Солдатовой, в данном исследовании личностная зрелость рассматривается с точки зрения готовности личности решать новые возрастные задачи. Необходимым условием возникновения такой готовности являются процессы формирования эго-идентичности.

В русле обновленного понимания понятие ЛЗ может быть сформулировано следующим образом. Личностная зрелость – это системное качество личности взрослого человека, которое отражает готовность и способность личности к наиболее эффективному решению жизненных задач. Личностная зрелость характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно. На каждом возрастном этапе личностная зрелость имеет свое содержание, которое соответствует задачам развития.

Структурно  ЛЗ образована тремя компонентами:

– личностным – система отношений личности: направленность, система ценностей, жизненная трансспектива и т. д.;

– рефлексивным – достигнутая эго-идентичность;

– функциональным – способность личности к самоорганизации, которая проявляется в способности к саморегуляции, самодетерминации и т. д.

Базовыми  составляющими личностного компонента ЛЗ являются система ценностей и направленность личности. Это обусловлено следующим. Личностные новообразования взрослого периода развития представляют собой изменения всей системы отношений личности. В первую очередь перестройке подвергается система внутренних целей и побуждений человека, определяющих направленность личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.). Содержательную сторону направленности личности и основу системы отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности составляет система ценностей.

Рефлексивный компонент – это достигнутая эго-идентичность, которая характеризует личность с точки зрения гибкой автономности, целостности, гармоничности, тождественности себе.

Функциональный компонент ЛЗ включает в себя те новые способности, которые свидетельствуют о возрастании личностного в личности – способность к саморегуляции, самоактуализации, саморазвитию и т. д., образующие вместе интегральную способность личности к самоорганизации.

Таким образом, мерой ЛЗ выступает степень сформированности всех трех компонентов: личностного, рефлексивного  и функционального.

Взаимодействие  между компонентами описывается следующей формулой: ЛЗ проявляется через способность личности к самоорганизации (функциональный компонент ЛЗ), которая возникает в результате интеграции личностных новообразований (личностный компонент ЛЗ) посредством рефлексивных процессов самоотождествления, то есть процессов достижения эго-идентичности (рефлексивный компонент ЛЗ).

Таким образом, эго-идентичность выполняет интегрирующую функцию, является значимым компонентом и условием формирования ЛЗ.

Расширение  контекста рассмотрения проблемы ЛЗ за счет обнаружения ведущей роли эго-идентичности в процессе ее достижения позволило уточнить некоторые содержательные критерии ЛЗ, ее структуру, динамические особенности и создать теоретическую модель конструкта ЛЗ (рис. 1), которая интегрирует и систематизирует имеющиеся в психологии представления о ЛЗ с учетом роли эго-идентичности.

 

 

Рис. 1. Теоретическая модель конструкта личностной зрелости

 

Предложенная модель отражает в большей степени структуру ЛЗ и логику ее формирования, а не хронологию. Опираясь на положения концепции комплексного человекознания Б.Г. Ананьева, можно спрогнозировать гетерохронную динамику формирования ЛЗ в онтогенезе, которая описывается движением от «рождения» человека как личности к уровням субъекта и индивидуальности.

На основе модели ЛЗ и сформулированных теоретических положений о содержании, структуре, свойствах и функциональных особенностях ЛЗ с учетом роли эго-идентичности в работе выделены и теоретически обоснованы психодиагностические критерии ЛЗ, предложена система методов и методик комплексного изучения ЛЗ.

Глава 2 «Организация и методы исследования» посвящена описанию целей, задач, эмпирической базы исследования, обоснованию используемых методов и методик.

Всего на различных этапах в исследовании приняли участие 356 человек в возрасте от 20 до 52 лет, из них 165 мужчин и 191 женщина. Возрастной состав выборки: возраст молодости (20–27 лет) – 101 человек, возраст собственно взрослости (28–37 лет) – 134 человека, возраст зрелости (38–52 лет) – 121 человек. Выборка репрезентативна в отношении ключевых для эмпирического исследования переменных и основных социально-демографических характеристик.

Методики исследования. Для диагностики составляющих ЛЗ использовался базовый и расширенный блоки психодиагностических методик.

Базовый блок включал: «Опросник  терминальных ценностей», ОТеЦ (И.Г. Сенин) для диагностики личностного компонента ЛЗ; «Тест статусов и структуры эго-идентичности», СЭИ-тест (Е.Л. Солдатова) для измерения рефлексивного компонента ЛЗ; «Тест смысложизненных ориентаций», СЖО (Д.А. Леонтьев) для диагностики функционального компонента ЛЗ.

Для расширенного исследования личностного компонента ЛЗ базовый  блок был дополнен методикой «Ценностные  ориентации» (М. Рокич, модифицированный вариант). В целях более подробного исследования функционального компонента ЛЗ в дополнение к базовому блоку использовались «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), «Самоактуализационный тест», САТ (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская). Для уточнения динамики ЛЗ в нормативном кризисе использовалась авторская методика «Симптомы нормативного кризиса», СНК.

В главе 3 «Анализ результатов исследования» описываются полученные результаты, приводятся эмпирические данные, подтверждающие выстроенную с учетом роли эго-идентичности теоретическую модель конструкта ЛЗ.

В п. 3.1 «Исследование структурных особенностей личностной зрелости» представлены результаты эмпирического исследования системы взаимосвязей между составляющими личностного, рефлексивного и функционального компонентов ЛЗ. Метод исследования – эксплораторный факторный анализ (метод максимального правдоподобия, косоугольное вращение факторов direct oblimin).

На рис. 2, 3, 4 показаны обобщенные модели структуры ЛЗ, полученные на основе результатов факторного анализа. Элементы моделей представляют собой факторы, взаимосвязи между ними основаны на показателях коэффициентов корреляции между факторами при косоугольном вращении.

Результаты факторного анализа подтверждают наличие взаимосвязей между теоретически выделенными личностным, рефлексивным и функциональным компонентами ЛЗ. Обнаружено, что специфика взаимосвязей между компонентами ЛЗ определяется их содержательным наполнением, особенно это касается личностного компонента ЛЗ.

Так, в результате факторизации данных базового психодиагностического блока были выделены 4 фактора, особенности взаимосвязи между ними отражены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Структура личностной зрелости: базовая модель

Условные обозначения:

Л, Р и Ф – компоненты ЛЗ: Л – личностный, Р – рефлексивный, Ф – функциональный

– положительная корреляционная связь; – отрицательная корреляционная связь

 

Личностный компонент представлен в базовой модели структуры ЛЗ фактором «Ценности духовного удовлетворения и развития» (наибольшие факторные нагрузки имеют ценности духовного удовлетворения и развития себя, далее следуют ценности креативности, активных социальных контактов, сохранения собственной индивидуальности, достижений) и фактором «Ценности материального благополучия и престижа» (в его состав входят одноименные ценности).

Рефлексивный компонент ЛЗ представлен фактором «Достигнутая эго-идентичность», включающим все показатели достигнутой эго-идентичности.

Функциональный компонент ЛЗ представлен фактором «Осмысленность жизни», который образован показателями теста смысложизненных ориентаций.

Как видно из рис. 2, между всеми компонентами ЛЗ, выделенными в результате теоретического анализа, существуют взаимосвязи. Обращает на себя внимание неоднозначная роль личностного компонента в структуре ЛЗ, которая проявляется в характере связей отдельных составляющих личностного компонента с рефлексивным и функциональным компонентами ЛЗ.

Обнаружена положительная связь ценностей духовного удовлетворения и развития с осмысленностью жизни и отрицательная связь ценностей материального благополучия и престижа с достигнутой эго-идентичностью.

Для более детального анализа взаимосвязей личностного компонента ЛЗ с рефлексивным и функциональным компонентами ЛЗ набор методик был расширен за счет включения методики М. Рокича. В результате факторизации расширенного набора переменных были выделены 7 факторов, 5 из которых представляют личностный компонент ЛЗ (Рис. 3):

– «Ценности решительности в развитии и самореализации»: значимые и доступные ценности твердой воли и смелости в отстаивании своего мнения, значимые и доступные ценности развития и самореализации (развитие, познание, продуктивная жизнь); значимые ценности уверенности в себе; значимые ценности творчества;

– «Ценности высоких притязаний в достижении признания и материального благополучия»: значимые и доступные ценности высоких притязаний (высокие запросы, рационализм); значимые ценности признания и материального благополучия (общественное признание, материально обеспеченная жизнь);

 – «Ценности социализации в достижении признания и материального благополучия»: значимые и доступные ценности социализации (воспитанность, аккуратность, исполнительность, непримиримость к недостаткам), значимые и доступные ценности реализации в семье (счастливая семейная жизнь, любовь); доступные ценности признания и материального благополучия (общественное признание, материально обеспеченная жизнь);

 – «Ценности осознанной ответственности и мудрости»: значимая ценность жизненной мудрости, доступные ценности генеративности (жизненная мудрость и счастье других), доступные ценности ответственности (ответственность, исполнительность, самоконтроль, эффективность в делах).

– «Ценности несвободной ответственности»: значимые ценности ответственности (ответственность, исполнительность, эффективность в делах); значимые ценности свободы и развлечений (этот показатель имеет отрицательную нагрузку на фактор).

Рефлексивный компонент ЛЗ, как и в базовой модели, представлен фактором «Достигнутая эго-идентичность», функциональный – фактором «Осмысленность жизни».

Как видно из рис. 3, в модели с расширенным содержанием личностного компонента сохраняется позитивная связь достигнутой эго-идентичности (рефлексивный компонент) и осмысленности жизни (функциональный компонент).

Уточнены взаимосвязи  между достигнутой эго-идентичностью  и ценностями престижа и материального  благополучия. Обнаружено, что взаимосвязь достигнутой эго-идентичности с терминальными ценностями престижно-прагматической направленности (общественное признание и материально-обеспеченная жизнь) вариативна и опосредована инструментальными ценностями.

Информация о работе Взаимосвязь эго - идентичности и личностной зрелости