Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 07:41, контрольная работа
Интраперсональная коммуникация является, по сути, внутренним диалогом человека, разговором с самим собой. Несмотря на распространенный миф о том, что разговор с самим собой – признак душевной болезни, на самом деле, конечно, размышляя, человек так или иначе говорит внутри себя. Понятие внутренней речи достаточно хорошо изучено. Внутренняя речь имеет в том числе и явно выраженные диалогические признаки. Например, внутри себя человек может задавать сам себе вопросы – это явный атрибут диалогической речи. Нам известны такие обороты: сдерживать себя, уговаривать себя, заставлять себя. Все это свидетельства внутреннего диалога, внутренней коммуникации. Другое дело, что внутренняя речь имеет ряд особенностей. Среди них, к примеру, неполная синтаксическая структура высказываний – внутри себя избыточность кода не требуется. Человек способен понять сам себя, как правило, «с полуслова».
Социальный аспект коммуникаций.
Агитация и пропаганда.
Реклама.
PR (связи с общественностью)
Тема 7: Виды коммуникативного воздействия. Агитация, пропаганда, реклама, PR.
Ученые выделяют несколько типов коммуникации в зависимости от состава и количества ее участников.
Интраперсональная коммуникация является, по сути, внутренним диалогом человека, разговором с самим собой. Несмотря на распространенный миф о том, что разговор с самим собой – признак душевной болезни, на самом деле, конечно, размышляя, человек так или иначе говорит внутри себя. Понятие внутренней речи достаточно хорошо изучено. Внутренняя речь имеет в том числе и явно выраженные диалогические признаки. Например, внутри себя человек может задавать сам себе вопросы – это явный атрибут диалогической речи. Нам известны такие обороты: сдерживать себя, уговаривать себя, заставлять себя. Все это свидетельства внутреннего диалога, внутренней коммуникации. Другое дело, что внутренняя речь имеет ряд особенностей. Среди них, к примеру, неполная синтаксическая структура высказываний – внутри себя избыточность кода не требуется. Человек способен понять сам себя, как правило, «с полуслова».
Групповая коммуникация – это усложненный вариант межличностной коммуникации, когда коммуникантами являются более чем два человека. Любая коллективная беседа является групповой коммуникацией. Групповой коммуникацией является также общение в интернет-чате или общение на лекции. Коммуниканты могут поддерживать одну тему, а могут и разные. Отправителем сообщения может быть преимущественно один субъект (на лекции – преподаватель), а могут и разные участники.
Групповая коммуникация, ввиду
большого количества участников, чреватого
столкновением интересов, достаточно
сложна в организации. Для достижения
успеха в такой коммуникации (понимания
сообщений и адекватного
Отличие модератора от обычного организатора дискуссии заключается в том, что модератор должен обладать не только официально присвоенным статусом, но и авторитетом, то есть лидерскими качествами. Он должен иметь коммуникативные и редакторские навыки, а также сам должен разбираться в теме (в отличие, скажем, от обычного ведущего, который работает по сценарию и просто следит за очередностью выступлений). Кроме того модератор должен уметь умерять сам себя, чтобы не мешать успешному и результативному развертыванию дискуссии.
Если применить эти требования к ситуации управления коммуникацией в инновационном менеджменте, то инновационный менеджер в творческом коммуникации должен быть таким модератором, которые способен оценить, по правильному ли пути развивается коммуникация. Соответственно, он должен уметь поддержать те сообщения, которые направляют коммуникацию в правильное русло, и забраковать, пресечь сообщения, заводящие творческий поиск в тупик. При этом инновационный менеджер сам заранее не знает, какой результат будет успешным, а какой – нет. Так что для реализации функции модератора в таких условиях нужны особый коммуникативный талант, хорошее знание предмета, хорошие речевые навыки, хорошее знание человеческой психологии и людей, которыми руководишь, а также хорошее управленческое и профессиональное чутье.
Межгрупповая коммуникация – это общение уже не между личностями, а между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Чаще всего это общение в политической сфере, так как объединение людей по интересам обычно сопровождается постановкой политических целей, то есть связано с влиянием на власть или стремлением к власти.
Еще более высоким уровнем коммуникации является массовая коммуникация. Она отличается от межгрупповой тем, что в массовой коммуникации отправители и получатели не объединены в группы. Получателем (реже отправителем) в массовой коммуникации является абстрактная безликая масса людей, которым адресовано сообщением.
Чаще всего массовая коммуникация реализуется в СМИ.
И, наконец, наиболее абстрактным уровнем коммуникации является межкультурная или межцивилизационная коммуникация. Несмотря на высокий уровень абстракции такая коммуникация, тем не менее, вполне описывается построенной нами ранее моделью коммуникативного акта.
К сожалению, коммуникация между культурами и цивилизациями происходит нередко в форме конфликтов. К примеру, бомбардировка Хиросимы была в том числе и посланием американцев Сталину. И это был именно межкультурный диалог, длившийся потом около 40 лет в форме холодной войны. Очевидно, также межцивилизационным посланием можно признать террористическую атаку на небоскребы в Нью-Йорке. Межцивилизационной коммуникацией была деятельность христианских миссионеров среди американских индейцев или деятельность Матери Терезы в индийских госпиталях.
Известны много примеров межкультурных контактов, не связанных с насилием или насаждением идей. Ведь коммуникацией называют не только передачу, но и обмен информацией. Очевидно, что сейчас, в эпоху возгонки информационных потоков, в эпоху размывания национальных границ и взаимопроникновения цивилизациий, межкультурная коммуникация становится все более интенсивной, что таит в себе как проблемы, так и потенциал общечеловеческого развития.
Разновидностью межкультурной
коммуникации является международная
коммуникация, которая реализуется
как на официальном уровне, так
и на неофициальном. На официальном
уровне общаются лидеры стран, правительства,
дипломатические ведомства, крупнейшие
корпорации. На неофициальном уровне
участниками международной
Основные психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию
Достижению поставленной цели по воздействию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта (первоначальное описание которого было сделано Г. Лассуэллом), включающего в себя коммуникатора, само сообщение, каналы передачи и аудиторию как носителя эффекта воздействия. Мы абстрагируемся от того факта, что источником оценочной информации для коммуникатора являются социальные субъекты деятельности, и остановимся на рассмотрении всех выделенных звеньев коммуникативного акта, каждое из которых выполняет определенную роль в процессе информационно-психологического воздействия на аудиторию.
В деятельности персонифицированного
коммуникатора реализуется
Эти типы воздействия могут
быть обнаружены при рассмотрении любых
форм массово-коммуникативного воздействия.
Три первых типа воздействия носят
типичный для массовых коммуникаций
субъект-объектный характер. Четвертый
тип является особенным: имея по сути
тот же субъект-объектный характер,
направленный на массовую аудиторию
с целью изменения ее установок
и последующего поведения, по форме
он выступает как субъект-
Агитация, видимо, один из древнейших способ убеждения. Она является, по сути, формой приказа, повеления. Агитация прямо и непосредственно побуждает к действию и в этом ее суть. Агитация всегда содержит призыв что-либо сделать, например, проголосовать. Именно это ее свойство роднит ее с прямым приказом. Призыв, убеждение, побуждение, - верный признак агитации. Агитацию и приказ-повеление объединяет даже грамматическая форма - форма императива, то есть побудительного глагола или предложения. Это как бы более доброжелательная форма приказа. "Голосуй сердцем!", "Все на выборы!" - совершенная стилистика приказа, причем все понимают, что исполнение действия, к которому призывает агитка, не является беспрекословным: побуждение, повеление в данном случае носит имитирующий характер. Это простая и незамысловатая форма убеждения, в которой недостаток глубокомысленности восполняется достаточно высоким уровнем экспрессии (императив).
Пропаганда является более сложным способом воздействия. Впервые это слово было использовано в его нынешнем значении в посланиях Папы Римского в 16 веке и означало буквально "подлежащее распространению"; речь шла о распространении идей христианства. Конечной целью пропаганды, как и агитации, является целесообразное изменение поведения человека. Но если агитация прямо и незатейливо действует на поведение человека, то пропаганда взывает к убеждениям человека, пытается эти убеждения изменить и уж из-за этого должно потом измениться и поведение человека. Это, конечно, более сложная технология, чем агитация.
Понятно, что человек, податливо воспринявший пропагандистский заряд, не бросится сразу действовать в соответствие со своими вновь обретенными идеями. Прямой эффект пропаганды не столь ярко выражен, как в случае с агитацией. Более того, большинству людей свойственно критически относится к навязываемым идеям. Вероятность того, что идеи пропагандиста сразу станут для разумного человека руководством к действию, очень не велика.
Этот "недостаток" пропаганды с лихвой компенсируется тем, что, будучи хоть как-то усвоенными, идеи пропаганды могут сами управлять поведением человека. Грубо говоря, агитация как призыв к действию нужна каждый раз, когда это действие надо совершить. В случае же с пропагандой человек, подпавший под ее воздействие, потом может действовать на основании ее идей вполне автономно.
Агитация и пропаганда
как средства воздействия на аудиторию
относятся к числу
Информация о работе Виды коммуникативного воздействия. Агитация, пропаганда, реклама, PR.