Влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

Существование психологии как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.Понятие "психология" возникло на рубеже XVI-XVII веков.
Этимологически это слово производно от древнегреческих "psyche" (душа) и "logos" (учение, знание, наука).

Содержание

Введение 3
1.Научные открытия XIV- XVI вв. 5
2.Научные открытия XVII вв. 9
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Успехи естественных наук постепенно привели к мысли  о возможности научного, рационального  познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних  веков.

Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.

Вершиной и  завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов. Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал«Новый Органон»). Бэкон верил, что, вооружив людей этим методом (как циркулем и линейкой), он дает им одинаковые возможности и практически уравнивает их дарования, что сделает науку доступной каждому. Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона об использовании математики, которую он считал «великим приложением» к наукам и рассматривал как «вспомогательную» дисциплину. Он также отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной, божественной, душе и о душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».

С именем Рене Декарта (1596-1650) связаны многие выдающие открытия в различных областях науки - математике, физике, анатомии, биологии, астрономии. От латинизированного имени Декарта - Картезий произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей.

Декарт основу достоверности знания связывал с разумом.

Согласно Декарту  началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно – само суждение «я мыслю», а следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское «cogito ergo sum» – «мыслю – следовательно, существую». Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции - душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение – интроспекцию. Важным достижением Декарта стало открытие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Признавая существование двух независимых субстанций - души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. возможность обучения и формирования желательного поведения, Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны прежде всего с работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации и на поведение, говоря о связи между двумя действиями или действием и образом предмета. Так, выстрел, который приводит к естественному движению - убежать, скрыться, может при обучении изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки - к поиску дичи.

После Декарта  рационалистическая теория познания получила дальнейшее развитие в концепциях Готфрида Вильгельма Лейбница и Бенедикта Спинозы. Если в теории Лейбница акцент делается на проблемы объективности человеческого познания, то нравственная, этическая проблематика становится лейтмотивом творчества Спинозы.

Одним из первых оппонентов Декарта выступил голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как субстанции, которая является причиной самой себя («каузасуи»), о тождестве психики и сознания и др. Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел его главный труд  - «Этика». Утверждалось, что существуют три побудительные силы:                   а) влечение, которое, относясь и в душе, и к телу, есть «не что иное, как самая сущность человека», б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. При этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Спиноза, встречаясь с  немецким философом и математиком (открывшим дифференциальное и интегральное исчисление) Лейбницем (1646 - 1716), услышал от него иное мнение о единстве телесного и психического. Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Лейбниц - сторонник идеи единства телесного и психического. Создал удивительную теорию «Монадологию» (1714). Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч.monos - единое). Как единицы строения мира монады Лейбница аналогичны «архе» античных психологов. Говоря о том, что вся природа - это своего рода россыпь духовных единиц, Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психическое есть только сознательное. Представление о психическом расширялось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное.

Развивая идеи, сформулированные Ф.Бэконом, английский ученый Томас Гоббс (1588-1679) противопоставляет свою теорию концепциям рационализма, господствующим в психологических теориях ученых Нового времени. На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Поскольку движение может вызвать только движение, ощущение Гоббс понимал как результат воздействия материального тела на организм, как внутреннее движение. Таким образом, ощущение это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией. Об ассоциациях писали и Декарт, и Спиноза, и Лейбниц, связывая с ними низшие формы познания, но в теории Гоббса ассоциация стала универсальным законом психической жизни, что послужило основанием для некоторых исследователей считать Гоббса одним из родоначальников ассоциативной психологии. Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Джон Локк (1632-1704), друг И. Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. . Доказательство отсутствия какого либо врожденного знания Локк построил на данных этнографии, медицины, детской психологии. Он говорил о том, что, если бы врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку, и взрослому, и идиоту, и представителям народов, стоящих на низкой ступени развития. Единственным источником нашего знания Локк считал чувственный опыт человека. Он выделял два вида опыта - внешний, или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт, или рефлексия, дает человеку знание о самом себе, о различных процессах сознания и понятии об этих процессах.

Психология Нового времени  заложила основы трактовки психологических  явлений на основе законов и терминологии других наук, показав, что не только философия, но и, например, механика (а впоследствии физика, биология и другие науки) могут стать методологическим фундаментом для психологических исследований. Цель такого синтеза состояла в поисках положений, которые сделают психологию объективной наукой, помогут разработать метод, позволяющий более точно изучать факты психической жизни, проверяемые интроспекцией. В то же время, оставаясь в рамках философии, психология и в этот период развивалась как теоретическая, а не опытная наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В  течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного  из  разделов  философии.  Сведения  об  указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медецинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных,  не  отчужденных  от  него  переживаний,  их  особая  познаваемость, обусловленная  способностью  индивида  к  самонаблюдению  и  самоотчету  о  них,  их  интимно личностная  ценность  были  истолкованы религиозно-идеалистическими  учениями  как показатель их  порождаемости особой  сущностью.  В противовес  этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз психологии с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).

С  середины  XVI  в.  благодаря широко  развернувшейся  экспериментальной  работе  психологии   начала обособляться  и от  философии,  и от  физиологии,  поскольку  установленные  в  лабораториях закономерности  психики  не  совпадали  с  анатомо-физиологическими.  Было  показано,  что психические  процессы,  будучи  продуктом  взаимодействия  индивида  с  внешней  средой,  сами являются  активным  причинным фактором  (детерминантой)  поведения.  Психологический  подход  вносит  существенный  вклад  в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.

Научное  исследование  генетически  первичных  форм  поведения  и  психики (а также ее патологических  проявлений)  утвердило приоритет объективных методов,  которые в дальнейшем стали определяющими для психологии. В то же время и самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного  источника информации  о  человеческой  психике,  сущностной  характеристикой которой  является  сознание.  Будучи  порождением  и функцией  социальных  (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную смысловую организацию, придающую  различным  проявлениям  психики   свойства,  качественно  отличающие  их  от  психики  животных.

 В эпоху Возрождения  была проведена основная мыслительная  работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении системы человек—мир человека. Эта система распалась на три относительно самостоятельных отношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе.

Наиболее развитым разделом знаний была механика твердых тел, доминирование которой породило тенденцию и все остальные явления неживой и живой природы трактовать и объяснять в терминах механики. В качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания окружающего мира механицизм закрепляется и в философии. Из нее механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться по образцу механических процессов.

Б. Ф. Ломов пишет в этой связи: «Известно, что психология как самостоятельная область науки начала формироваться позднее других (если не всех, то многих) фундаментальных наук. И этот факт не случаен. Он вполне закономерен. Ее формирование не могло начаться прежде, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т. е. прежде чем не была создана необходимая научная база, которая позволила бы вычленить собственно психологические проблемы и наметить пути их решения».Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.Развитие физиологии определялось успехами физики, химии, механики, биологии, подъем и расцвет которых обусловливался растущими потребностями производства в научных знаниях, а также торжеством идей философского материализма, победой материалистических направлений в науках о природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Большой психологический словарь – 4-е изд., расширенное/ Сост и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М:АСТ:АСТ Москва; СПб.: Прайм-еврознак, 2009.-811с.
  2. Вачков, И.В. и др. Введение в профессию психолог.- Воронеж, 2003
  3. История психологии: конспект лекций / кн. подгот.     С.А. Векиловой. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2005. — 156, с.
  4. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2004. - 544 с.
  5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. -- М.:Гардарики,2001.-476с
  6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии — Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс», 1996. - 416 с.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние естествознания на процесс становления психологии как самостоятельной науки