Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая полностью.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование  и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего  мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.

В последние десятилетия  особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Взаимоотношения психологии и труда, как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира, строятся на основе положений, определяющих направленность психологической науки в обеспечении трудовой практики.

Психология труда в  своих исследованиях преследует следующие цели:

  1. Стремление не только облегчить труд человека, но и сделать его эффективным, надежным, безопасным, созидательным, приносящим удовлетворение от самого процесса и результата;
  2. Отражение значительных индивидуальных особенностей, различий, свойственных каждому человеку и проявляемых опосредованно в руде, значительной изменчивости состояния психики, особенно под влиянием факторов труда. [14].

Выбор профессии –  один из самых важных выборов в  жизни человека, ведь то, насколько  профессия будет соответствовать  способностям и склонностям человека, насколько эффективно человек будет выполнять необходимые в его профессии действия – в значительной мере будет определять качество его жизни.

В связи с этим очень  актуален вопрос взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей на формирование профессионализма личности. Для рассмотрения этой взаимосвязи и необходима диагностика профессиональной профпригодности. Она заключается в том, чтобы определить, какими склонностями, способностями и другими индивидуально-психологическими особенностями личности обладает человек, в выполнении какой деятельности он будет чувствовать себя максимально гармонично, и спрогнозировать степень влияния индивидуально-психологических качеств человека на формирование его личности как личности профессионала.

Использование диагностики профессиональной профпригодности необходимо еще и потому, что оно позволит снизить процент несоответствующих профессиограммам работникам, а также психологического профессионального выгорания. Так как люди, правильно выбирая профессию, будут находиться на своем месте, становиться профессионалами, а значит, приносить максимальную пользу себе и обществу.

В отечественной психологической  литературе к настоящему времени  имеется большое количество работ, посвященных различным психологическим  аспектам проблемы профессиональной пригодности. Из достаточно известных исследований в этой области следует отметить работы Б.Г. Ананьева, В.А. Бодрова, К.М. Гуревича, В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Б.В, Кулагина, Н.В. Макаренко, В.Л. Марищука, В.А. Пухова, А.Т. Ростунова, Б.М. Теплова. [14].

Наша работа посвящена  влиянию индивидуально психологических  качеств на формирование личности психолога профессионала, что также непосредственно связано с методами диагностики профпригодности. Мы рассматриваем, какими индивидуально-психологическими особенностями обладают студенты, намеревающиеся получить профессию психолога, и сопоставляем их с профессиограммой психолога. Таким образом, мы, объясняя необходимость наличия у студентов, намеревающихся стать психологами, определенных качеств и выявляя степень их выраженности, прогнозируем успешность формирования личностей студентов как личностей профессионалов-психологов.

Сфера деятельности психологов очень сложна и многогранна, соответственно, и требования к ней очень высоки. В качестве примера можно привести деятельность школьного психолога. Школьный психолог – это психолог, умеющий общаться с учителями и положительно принятый в педагогическом коллективе, имеющий профессиональный авторитет у учащихся и их родителей. Ему близка и понятна школьная жизнь, он готов работать в «школьной текучке» с полной нагрузкой, заниматься многими, если не всеми, психолого-педагогическими проблемами школы, работать с младшими школьниками, подростками и старшеклассниками, владеть методами психодиагностики и коррекции.

Другими словами, школьный психолог – это универсал, всесторонне  образованный и владеющий самыми различными методами психологической  работы.

Мы считаем проведенное  нами исследование очень актуальным потому, что непрофессиональные психологи, не обладающие необходимыми качествами, могут принести значительный вред психическому здоровью людей, а значит, и обществу в целом. Поэтому очень важно, чтобы психологи были только профессионалами и оказывали клиентам только квалифицированную помощь.

Нами было проведено исследование индивидуальных особенностей личности студентов факультета английского и романского языков Пятигорского Государственного Лингвистического университета.

Целью нашего исследования было выяснить, действительно ли обучение в психологическом лицее выбирают учащиеся, планирующие заниматься профессиональной деятельностью психолога и изначально обладающие качествами, необходимыми профессиональным психологам.

Под этими качествами мы подразумевали: высокий уровень эмпатии, общительность, эмоциональная устойчивость, адекватность самооценки, сдержанность, чувствительность, развитое воображение, дипломатичность, уверенность в себе и хорошо развитый самоконтроль.

Гипотеза исследования:

Учащиеся психологического лицея, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Предмет исследования:

Индивидуальные психологические  особенности.

Объект исследования:

Соответствие индивидуальных психологических особенностей учащихся психологического лицея, планирующих получить профессию психолога и получающих психологическое образование, индивидуальным психологическим особенностям, перечисленным в профессиограмме психолога.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и формирования личности – профессионала;
  2. Подобрать методики для диагностики степени развития у лицеистов исследуемых нами свойств;
  3. Рассмотреть, склонны ли учащиеся психологического лицея, обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии;
  4. Проанализировать степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у лицеистов, планирующих получить профессию психолога;
  5. Рассмотреть, действительно ли учащиеся психологического лицея, планирующие в дальнейшем получить профессию психолога, обладают качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические основы исследования взаимосвязи  профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности.

 

1.1. Актуальность  диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма

Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.

Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с профессиональной деятельностью становление себя как личности, свое материальное благополучие и социальный статус.  В связи с этим, для всех людей важно, окончив обучение, начать заниматься той деятельностью, которая им интересна, к которой имеются склонности и способности, выполняя которую можно стать профессионалом, обеспечить себе карьерный и личностный рост, а также, что немаловажно, гармонию в душе.

Труд в основном рассматривается  как социально-экономическая категория, но определяющая роль человека в трудовой деятельности обусловливает необходимость изучения различных психологических, физиологических, социальных и других его характеристик с точки зрения их влияния на процесс труда и особенностей взаимосвязи, взаимодействия со средствами, условиями и организацией труда.

Таким образом, в настоящее  время особенно актуальной становится проблема диагностики профпригодности  людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев  молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями. Задача диагностики профпригодности – помочь им избежать этих проблем, протестировать индивидуальные психологические особенности человека, проанализировать, как они повлияют на выбор человеком своей профессии и на развитие его личности как  личности профессионала.

Понятие профессионализма в каждой отдельной области деятельности включает в себя ряд определенных требований, которым человек должен соответствовать благодаря наличию  у него некоторых качеств.

По этой причине мы и использовали в нашей работе методы диагностики профпригодности. Так как, выявляя, имеются ли те качества у представителей той или иной профессии (или же студентов, обучающихся этим профессиям), мы имеем возможность спрогнозировать, в какой мере и с каким успехом они могут повлиять либо не повлиять на формирование профессионализма у этих людей. При помощи данной диагностики мы можем ответить на вопрос: достаточно ли выражены качества, необходимые для формирования личности профессионала в определенной области деятельности, или же их надо развивать дополнительно.

Диагностика личности и  свойств профессиональной пригодности  обуславливается совокупностью  исходных способностей человека, а  также формируется, развивается  на этапах профессионального пути в  процессе деятельности.

Сущность диагностики  личности в профориентационной работе заключается в том, что она отражает:

  1. выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  2. удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  3. меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  4. одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  5. развитие «я-концепции», зарождение и становление образа «я - профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала. [14].

Прогнозирование профессиональной пригодности и путей ее формирования никогда не утратит своего актуального значения. Так как, выполняя работу, соответствующую своим природным задаткам, можно добиться гораздо больших результатов и гораздо быстрее, чем, выполняя работу, этим задаткам не соответствующую.

Диагностика личности дает картину профессиональной пригодности  человека, определяя соотношение  требований профессии к индивидуальным особенностям человека; имеет конкретный объект реализации – систему «человек - профессия». То есть определенную категорию людей, вид деятельности, этап профессионализации. Отражает состояние, степень совокупности индивидуальных качеств человека (черт личности, способностей, мотивации, физического состояния, профессиональной подготовленности и т.д.). Отражает развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда.

Мы в нашем исследовании задались целью изучить степень  выраженности индивидуальных психологических  особенностей на формирование личности психологов профессионалов. Свое исследование мы проводили с учащимися учреждения инновационного образования психологического Лицея №15 г. Пятигорска. Мы исследовали у лицеистов способность к эмпатии, тип личности и ряд других качеств, которые необходимы психологу-профессионалу. При этом мы пользовались именно методами диагностики профпригодности.

Как уже было сказано  выше – существенную роль в процессе диагностики личности с позиции  профессиональной пригодности, в адаптации  человека к профессии и становлении  его профессионализма играют психологические  особенности человека, его различного рода общие и специальные способности, а также его личностные качества.

Для дальнейшего рассмотрения влияния индивидуальных психологических  особенностей на формирование личности профессионала мы считаем необходимым рассмотреть, что же означает само понятие личность и ее свойства в психологии.

 

1.2. Понятие  личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности

Личность является не только предметом психологии, но и  предметом философского, общественно-исторического  познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения  термина «личность». С точки зрения Рубинштейна, личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность – субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность – организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность – индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность – результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность – уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность – результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Информация о работе Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала