Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа
Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье
Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность – активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. [7, 14, 21].
Во второй половине XIX – XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.
У каждого из авторов этих теорий свое представление о личности и ее составляющих. Лишь немногие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами.
Личность – сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.
С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности – направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. [14].
Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.
Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.
Характер ярче всего
проявляется в критических
Характер отражает целостность личности и поэтому позволяет прогнозировать и корректировать ожидаемые действия личности. Черты характера помогают либо мешают личности устанавливать взаимоотношения с людьми и отвечать за свое поведение. Характер тесно связан с направленностью личности. Можно рассматривать его как психологический склад личности, выраженный в ее направленности.
Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (когнитивные и регулирующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической основой характера. Темперамент представляет собой динамический симптомокомплекс различных свойств индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность и др. Эти свойства облегчают либо затрудняют формирование черт характера, но не определяют их в полной мере, поскольку на формирование черт характера также влияет социальное бытие индивида. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательную сторону. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, так как они зависят от типа и свойств нервной системы.
Вторичные свойства индивида проявляются в характере в настойчивости в достижении цели (динамика воли), в специфике проявления эмоций, интеллектуальных особенностях и т.п.
Значительное место в структуре личности занимает мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Именно мотивацией в огромной степени определяется не только выбор человеком профессии и уровень его притязаний, но и его развитие в целом. Если человек не мотивирован на ту или иную деятельность, она не разовьется и напротив, если человек мотивирован ну какую-либо деятельность в значительной степени, он может добиться в ней значительных результатов, даже не имея некоторых необходимых для совершения этой деятельности способностей.
Посредством реализации
различных сознательно
Далее нам хотелось бы рассмотреть, что же из себя представляют общие и специальные способности как таковые, а также общие и специальные способности.
1.3. Понятие общих и специальных способностей
Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности,
которые обеспечивают относительную легкость
и продуктивность в овладении знаниями
и осуществлении различных видов деятельности.
Специальные способности - система свойств
личности, которые помогают достигнуть
высоких результатов в какой-либо области
деятельности. [7, 21, 22].
Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований.
Условия развития способностей.
Сензитивный период - наиболее благоприятный период становления способностей в процессе обучения и воспитания.
Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями, и т.п.) В каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность - рутинна, снижение интересов; очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации). [21, 22].
Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которую предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Предполагается, что процесс формирования способностей происходит на основе задатков. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятие таланта и гениальности.
Три признака всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. [13, 21, 22]. Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.
Необходимо подчеркнуть, что способность - понятие динамическое. Способность существует только в развитии. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Одной из важнейших особенностей
психики человека является возможность
чрезвычайно широкой
Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. [21, 22].
Что касается непосредственно нашего исследования, то мы рассматривали способность студентов психологического факультета к эмпатии, сделав предположение, что у них должен быть высокий уровень развития этой способности. Так как при малой способности к принятию, сочувствию и сопереживанию невозможно не только формирование психолога-профессионала, но и развитие самой психологической деятельности, которая построена именно на способности к эмпатии.
Уже достаточно много было сказано о способностях и влиянии их на формирование профессионализма. Для наиболее точного понимания, на что же именно в данном контексте влияют способности человека и другие его индивидуальные психологические особенности, и чем профессионал отличается от простого выполняющего определенную деятельность человека, необходимо раскрыть само понятие профессионализма.
1.4. Понятие профессионализма
В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании.
В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков и др.), В психологии труда и смежных областях психологии появились исследования, посвященные профессиональной деятельности, требованиям профессии, профессиональному отбору и подготовке (работы В.А.Бодрова, Э.Ф.Зеер, Ю.К.Стрелкова и др.) [9, 10, 12, 14, 15, 17]. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально-важных качеств (ПВК), их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал. В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека.
Личность не может развиваться в отрыве от деятельности. Труд сопровождает человека на протяжении всей его жизни и определяет его развитие. В процессе труда человек и становится профессионалом.
Как субъект труда человек развивается с самого раннего детства. И каждый возрастной период в жизни человека может повлиять на развитие у него разного рода способностей и на дальнейшее формирование его как профессионала.
Е А. Климов предложил периодизацию развития человека как субъекта труда. [12, 18, 19].