Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Ни для кого не секрет, что труд является неотъемлемой частью жизни человека. Он является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и способом познания и преобразования окружающего мира, условием развития личности, целью, потребностью, смыслом жизни. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая полностью.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)
  1. Умение полно и правильно воспринимать человека;
  2. Умение понимать внутренние свойства и особенности человека;
  3. Умение сопереживать;
  4. Умение анализировать свое поведение;
  5. Умение управлять самим собой и процессом общения.  [1].

На основе достаточно случайных данных, полученных рядом  исследователей, можно предполагать существование генерального фактора специальных способностей, предрасполагающих к психологической деятельности: распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития «объекта» (индивида, малой группы и т. п.) в процессе общения с ним.

Психологи исследуют  физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы в решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п. 
В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг: 1) экспертного обслуживания населения и 2) коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп, либо с целью совершенствования индивидов или групп). [1]. 
В коммуникативном плане профессия психолога — классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, т. е. таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий. 
Согласно данной схеме анализа содержания профессиональной деятельности, успешность деятельности психолога будет предопределяться:

  1. Уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений;
  2. Уровнем сформированности у него проектных умений;
  3. степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности). [1].

В ряде отечественных  исследований установлено существование  связи между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) — с другой. 
Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности. 
Согласно этой гипотезе, ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления кандидата (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности). 
Поскольку до сих пор работающий психолог вынужден совмещать в своей работе как практические, так и исследовательские задачи, была также попытка проанализировать влияние профессиональных ориентаций к исследовательской и практической работе на вариативность оценок базисных черт личности по 16-факторныму PF опроснику Р.Б. Кетелла. [1]. 
Для кандидатов с исследовательской ориентацией оказались характерны: более выраженная готовность к контактам; эмоциональная холодность и рациональность в установлении и поддержании контактов; сдержанность и общая интеллектуальность  при выраженном интересе к человеку. И, тем не менее, специфическая особенность деятельности психолога — человек или люди — предопределила преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования, хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой,— по сути, всегда есть общение двух субъектов. 
Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам; умение поддерживать контакты; умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения; умения эмоционально притягивать к себе других людей; интеллектуальность при высокой чувствительности, облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента; склонность к чувству вины или повышенной ответственности за свои действия; фрустрация или осознание границ своей компетентности и самодостаточность или индивидуализм и опора на себя при принятии решений. 
В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и, особенно в том случае, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требуют от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. По-видимому, именно этим обстоятельством объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, прежде всего к их уровню профессиональной подготовленности, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношений к клиенту. 
Таким образом, результаты, полученные в данном эксперименте, позволяют наметить стратегию дальнейших исследований специальных способностей с целью разработки научных основ психодиагностики специальных способностей и условий стимуляции их развития.

Нами было проведено  исследование индивидуальных особенностей личности учащихся психологического Лицея №15 г. Пятигорска с целью выяснить, действительно ли учащиеся, выбирающие образование с психологическим уклоном, изначально обладают основными, необходимыми психологу-профессионалу качествами: высоким уровнем эмпатии, общительностью, эмоциональной устойчивостью, сдержанностью чувствительностью, развитым воображением, дипломатичностью, уверенностью в себе и хорошо развитым самоконтролем и относящиеся преимущественно к социальному типу личности.

Результаты проведенного нами исследования приводятся нами во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ОСОБЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА

2.1. Организация исследования

Исследование влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала проводилось с учащимися 9 класса психологического Лицея № 15 г. Пятигорска. В исследовании приняли участие 17 человек: 3 юношей и 14 девушек в возрасте от 14-15 лет.

Гипотеза исследования:

Учащиеся, намеревающиеся получить профессию психолога, обладают основными качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

Предмет исследования:

Индивидуальные психологические  особенности.

Объект исследования:

Соответствие индивидуальных психологических особенностей учащихся психологического лицея, планирующих получить профессию психолога и получающих психологическое образование, индивидуальным психологическим особенностям, перечисленным в профессиограмме психолога.

Задачи исследования:

1. Подобрать методики  для диагностики степени развития  у лицеистов исследуемых нами свойств;

2. Рассмотреть, склонны  ли лицеисты, обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии;

3. Проанализировать степень выраженности необходимых профессиональному психологу свойств у лицеистов, планирующих получить профессию психолога;

  1. Рассмотреть, действительно ли учащиеся психологического лицея, планирующие получить профессию психолога, обладают качествами, необходимыми психологу-профессионалу.

 

Все испытуемые приняли  участие в исследовании на добровольных условиях и изъявили желание сотрудничать.

 

2.2. Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога

Для исследования влияния  индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала  использовались следующие методики:

 «Диагностика  уровня эмпатии» И.М. Юсупова 

Эмпатия – способность  к принятию, сочувствию и сопереживанию.

Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней  эмпатийных тенденций.

Изучение взаимосвязи  типа личности и сферы профессиональной деятельности. Опросник Дж. Холланда.

Согласно типологии личности американского  психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

16-факторный опросник  личности Р.Б. Кеттелла (PF - опросник)

Опросник диагностирует черты  личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами.

Мы в нашем исследовании использовали методику диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова потому, что способность к эмпатии стоит во главе ряда таких индивидуальных особенностей, без которых ни один студент факультета психологии не сможет стать профессионалом. Профессионализм психолога напрямую зависит от степени выраженности этой способности. Способность к сопереживанию необходима психологу. Ее отсутствие исключает возможность психолога помочь человеку помочь самому себе, так как исключает саму возможность возникновения между психологом и клиентом гармоничного консультативного контакта, так как одна из главных потребностей человека – потребность в принятии.

На этом основании мы сочли необходимым  использовать в нашем исследовании методику диагностики уровня эмпатии.

В нашей работе мы задались целью  изучить взаимосвязь индивидуальных психологических особенностей и  формирования личности профессионала. Поэтому нами был использован опросник Дж. Холланда, выявляющий взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности. Нами было сделано предположение о том, что будущим психологам в большинстве своем должен быть свойственен социальный тип личности. Социальный тип личности, по Дж. Холланду, отличается выраженными социальными умениями, независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам, эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

Учащийся психологического лицея, планирующий получить профессию психолога, чтобы соответствовать профессиограмме психолога, должен обладать целым рядом различного рода качеств, таких как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, жизнерадостность, сознательное соблюдение норм поведения, социальная смелость, чувствительность, благожелательное отношение к людям, развитое воображение, дипломатичность и развитый самоконтроль. С целью выяснить, в какой степени у учащихся психологического лицея, намеревающихся получить профессию психолога, развиты вышеперечисленные качества, мы в нашем исследовании использовали 16-факторный опросник Р.Б. Кеттелла.

 

2.3. Интерпретация результатов исследования

Результаты исследования уровня эмпатии  при помощи методики «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.

При помощи методики «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами учащимся психологического лицея свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для 23,52% - высокий уровень эмпатии. Этот факт говорит о том, что все испытуемые отличаются хорошо развитой способностью к сопереживанию, сочувствию и принятию. Это качество – одно из ключевых качеств, которыми должен обладать психолог-профессионал. Большая или меньшая выраженность этого качества в огромной степени определяет будущую успешность психологической деятельности. Это подтверждает наше предположение о том, что учащиеся, планирующие получить профессию психолога обладают высоким уровнем эмпатии.

 

Результаты исследования взаимосвязи типа личности и сферы  профессиональной деятельности при  помощи опросника Дж. Холланда.

Нами было высказано  предположение, что учащиеся психологического лицея, планирующие получить профессию психолога относятся преимущественно к социальному типу личности, или же черты социального типа личности у них выражены в значительной степени.

Согласно результатам исследования взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности при помощи опросника Дж. Холланда у 47% исследуемых нами учащихся психологического лицея доминирующим типом личности является социальный тип.

У 5,88% испытуемых – социальный тип личности выражен в равной степени с артистическим типом личности и в равном соотношении с ним занимает ведущее место.

У 17,6% испытуемых – социальный тип личности занимает второе место, но имеет значительно более высокие  баллы по сравнению с остальными типами личности в их связи со сферами профессиональной деятельности.

Что касается учащихся, у которых социальный тип личности не был на первом месте, значительное систематическое преобладание какого-либо другого типа личности не было обнаружено.

Таким образом, у 70,5% исследуемых лицеистов, планирующих получить профессию психолога, социальный тип личности с присущими ему качествами (выраженностью социальных умений, независимостью от окружающих, успешным приспособлением к обстоятельствам, эмоциональность и чувствительностью, выраженными вербальными способностями, стремлением поучать и воспитывать окружающих, в значительной степени выраженной способностью к сопереживанию и сочувствию) либо преобладает, либо выражен в значительной степени.

При этом только у 5,88% студентов социальный тип личности выражен в меньшей степени, чем остальные.

У оставшихся 23,62%  исследуемых  нами на предмет взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности учащихся психологического лицея приверженность к социальному типу личности выражена в средней степени.

Таким образом, можно  сказать, что предположение о наличии связи между выбором профессии психолога и приверженностью к социальному типу личности было в определенной степени оправдано и отмечено нами в нашем исследовании. Данная тенденция взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности в контексте влияния приверженности к социальному типу личности на формирование профессионализма у психологов или же учащихся психологического лицея, планирующих получить профессию психолога, вызывает интерес и требует дальнейшего изучения.

 

Результаты исследования личностных качеств при помощи 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла.

Нами было высказано  предположение, что учащиеся психологического лицея, планирующие получить профессию психолога, обладают основными качествами, перечисленными в профессиограмме психолога, которые впоследствии помогут им стать настоящими профессионалами в области психологии. Для выяснения степени выраженности у лицеистов таких качеств как: общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, чувствительность, соответствие поведения социальным нормам, социальная смелость, развитое воображение, дипломатичность, а также высокий самоконтроль, - мы использовали, как уже было отмечено, 16-факторный опросник личностных черт Р.Б. Кеттелла. Мы рассматривали в нашем исследовании следующие факторы: A, C, E, F, G, H, I, M, N, Q1, Q2, Q3.

При этом, такие факторы, как: M, Q1, являются факторами, характеризующими  интеллектуальные способности.

Факторы C, G, I,O,Q3  имеют непосредственное отношение к рассмотрению эмоционально-волевых особенностей личности.

Информация о работе Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала