Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
отсутствие четких норм санкционирования
отношений родителей и детей, что привело
к утрате дистанции между родителями и
детьми;
изменения в системе образования:
до 17-22 лет детям необходима помощь родителей.
Методы воспитания у матерей
и отцов нередко противоречивы, несогласованны.
Все это приводит к тому, что у детей не
возникает желания усваивать социально
приемлемые формы поведения, не формируется
самоконтроль и чувство ответственности.
Они всеми силами избегают чего-то нового,
неожиданного, неизвестного - из страха,
что при столкновении с этим новым не смогут
избрать правильную форму поведения. Поскольку
у них не выработано чувство независимости
и ответственности, дети импульсивны,
а в сложных ситуациях агрессивны. Они
отличаются незрелостью суждений, постоянным
недовольством, низким уровнем самоконтроля,
заниженной самооценкой. Им нелегко справиться
со своей импульсивностью и заносчивостью,
поэтому друзей у них, как правило, мало
или вообще нет.
Из классификаций, сопоставляющих
особенности формирования личности детей
и стили семейного воспитания, наиболее
интересной, детализированной представляется
классификация, предложенная Э.Г. Эйдемиллером,
В. В. Юстицким Авторы выделили следующие
отклонения в стилях семейного воспитания
[25, с. 116]:
Гипопротекция. Характеризуется
недостатком опеки и контроля. Ребенок
остается без надзора. К подростку проявляют
мало внимания, нет интереса к его делам,
часты физическая заброшенность и неухоженность.
При скрытой гипопротекции контроль и
забота носят формальный характер, родители
не включаются в жизнь ребенка. Невключенность
ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному
поведению из-за неудовлетворенности
потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция.
Проявляется в повышенном, обостренном
внимании и заботе, чрезмерной опеке и
мелочном контроле поведения, слежке,
запретах и ограничениях. Ребенка не приучают
к самостоятельности и ответственности.
Это приводит либо к реакции эмансипации,
либо к безынициативности, неумению постоять
за себя
Потворствующая гиперпротекция.
Так называют воспитание «кумира семьи».
Родители стремятся освободить ребенка
от малейших трудностей, потакают его
желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют,
восхищаются его минимальными успехами
и требуют такого же восхищения от других.
Результат такого воспитания проявляется
в высоком уровне притязаний, стремлении
к лидерству при недостаточных упорстве
и опоре на свои силы.
Эмоциональное отвержение.
Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются.
Иногда с ним жестоко обращаются. Родители
(или их «заместители» - мачеха, отчим и
пр.) считают ребенка обузой и проявляют
общее недовольство ребенком. Часто встречается
скрытое эмоциональное отвержение: родители
стремятся завуалировать реальное отношение
к ребенку повышенной заботой и вниманием
к нему. Этот стиль воспитания оказывает
наиболее отрицательное воздействие на
развитие ребенка.
Жестокие взаимоотношения.
Могут проявляться открыто, когда на ребенке
срывают зло, применяя насилие, или быть
скрытыми, когда между родителями и ребенком
стоит «стена» эмоциональной холодности
и враждебности.
Повышенная моральная ответственность.
От ребенка требуют честности, порядочности,
чувства долга, не соответствующих его
возрасту. Игнорируя интересы и возможности
подростка, возлагают на него ответственность
за благополучие близких. Ему насильно
приписывают роль «главы семьи». Родители
надеются на особое будущее своего ребенка,
а ребенок боится их разочаровать. Часто
ему перепоручают уход за младшими детьми
или престарелыми.
Помимо этого выделяются также
следующие отклонения в стиле родительского
воспитания: предпочтение женских качеств,
предпочтение мужских качеств, предпочтение
детских качеств, расширение сферы родительских
чувств, страх утраты ребенка , неразвитость
родительских чувств, проекция собственных
нежелательных качеств , внесение конфликта
между супругами в сферу воспитания.
Одно из направлений в описании
типологии семейного воспитания - изучение
воспитательских родительских установок
и позиций. В самом общем виде были сформулированы
оптимальная и неоптимальная родительские
позиции. Оптимальная родительская позиция
отвечает требованиям адекватности, гибкости
и прогностичности (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская)
[5, 21].
Адекватность родительской
позиции может быть определена как умение
родителей видеть и понимать индивидуальность
своего ребенка, замечать происходящие
в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции
рассматривается как способность перестройки
воздействия на ребенка по ходу его взросления
и в связи с различными изменениями условий
жизни семьи. Гибкая родительская позиция
должна быть не только изменчивой в соответствии
с изменениями ребенка, она должна быть
предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской
позиции означает, что не ребенок должен
вести за собой родителей, а, наоборот,
поведение родителей должно опережать
появление новых психических и личностных
качеств детей.
В дисгармоничных семьях, там,
где воспитание ребенка приобрело проблемный
характер, довольно отчетливо выявляется
изменение родительских позиций по одному
или по всем трем выделенным показателям.
Родительские позиции неадекватны, утрачивают
качество гибкости, становятся неизменчивыми
и непрогностичными [21, с. 59].
Существует попытка описать
воспитание в семье через те роли, которые
выполняет ребенок. Роль определяется
как некий набор шаблонов поведения по
отношению к ребенку в семье, как сочетание
чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных
ребенку взрослыми членами семьи. Детские
роли четко выявляются в семьях, когда
родительские позиции утрачивают гибкость
и адекватность.
К наиболее типичным относят
четыре роли: «козел отпущения», «любимчик»,
«примиритель», «бэби» [24, с. 37 - 41].
«Козел отпущения». Эта детская
роль возникает в семье, когда супружеские
проблемы родителей переходят на ребенка.
Он как бы отводит на себя эмоции родителей,
которые на самом деле они испытывают
друг к другу.
«Любимчик». Она возникает тогда,
когда родители не испытывают друг к другу
никаких чувств, а эмоциональный вакуум
заполняется преувеличенной заботой о
ребенке, преувеличенной любовью к нему.
«Бэби». В этой роли ребенок
отдален от родителей, он как бы вытесняется
из семейной общности, ему раз и навсегда
предписано быть в семье только ребенком,
от которого ничего не зависит. Эта роль
возникает при сильной близости супругов
друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой
роли рано включается в сложности семейной
жизни, занимает важнейшее место в семье,
регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Приведенные описания хорошо
иллюстрируют тот факт, что на детей влияют
не только преднамеренные воздействия,
но в равной или даже большей степени все
особенности поведения родителей.
Родительская позиция - это
некое целостное образование, это реальная
направленность воспитательной деятельности
родителей, возникающая под влиянием мотивов
воспитания. То, какая именно родительская
позиция реализуется во взаимодействии
с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения
между сознаваемыми и неосознаваемыми
мотивационными тенденциями.
Обобщая детерминанты родительского
отношения в различных концепциях, Б.Ю.
Шапиро выделил следующие [22, с. 45 - 46]:
особенности личности родителя
(концепция А. Адлера, Дж. Боулби);
личностные и клинико-психологические
особенности (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона);
этологические факторы (С. Лейбовичи);
социокультурные детерминанты
(X. Харлоу, М. Лаоса);
особенности внутрисемейных
отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская,
А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).
Таким образом, благополучие
подростка в семье, создание условий для
воспитания здоровой личности, является
одной из важнейших функций семьи. Для
этого необходимо учитывать следующее:
подросток- не просто продукт воспитания.
Он сам осмысливает семью и себя в ней,
определяет свое поведение, отношение
к семье и к себе самому; подростки вследствие
своего ограниченного опыта, своеобразного
мышления иначе воспринимают и оценивают
происходящее вокруг. Понять их поведение,
эмоции, переживания и помочь им можно,
лишь взглянув на мир их глазами; на детей
влияют не только преднамеренные воздействия,
но в равной или даже большей степени все
особенности поведения родителей.
Выводы по 1 главе
. Подростковый возраст -
один из самых сложных детских
возрастов. Основным психологическим
новообразованием в подростковом
возрасте становится развитие
у подростка особого чувства
взрослости, как индивидуального
переживания отношения к самому
себе как к взрослому. От того,
как отвечает подросток на
предъявляемые ему социумом требования,
какие способы и стили поведения
у него проявляются и закрепляются,
зависит дальнейшее развитие
личности
. К девиантному поведению
прибегает отклоненная социумом личность;
слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок»
способствуют ориентации молодежи на
группы сверстников, которые являются
преимущественно источником девиантных
норм.
Причины девиантного поведения
разнообразны и включают в себя как внешние
факторы, так и внутриличностные. Влияние
социума на формирование личности ребенка
и моделей его поведение неоспоримо, однако
оно опосредованно родительской позицией,
стилем воспитания. Культурно-исторический
опыт и социальные нормы и устои преподносятся
ребенку через призму отношений с родителями,
родительских установок, на которые влияют
также переживаемые родителями конфликты,
бессознательные процессы, сфера их супружеского
взаимодействия. Родители играют главную
роль в возникновении и формировании девиантного
поведения подростков. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
обеспечивают ребенку родители, на него
воздействует вся внутрисемейная атмосфера,
причем эффект этого воздействия гораздо
превышает все остальное
. Благополучие подростка
в семье, создание условий для
воспитания здоровой личности, является
одной из важнейших функций
семьи. Для этого необходимо учитывать
следующее: подросток- не просто продукт
воспитания. Он сам осмысливает семью
и себя в ней, определяет свое поведение,
отношение к семье и к себе самому; подростки
вследствие своего ограниченного опыта,
своеобразного мышления иначе воспринимают
и оценивают происходящее вокруг. Понять
их поведение, эмоции, переживания и помочь
им можно, лишь взглянув на мир их глазами;
на детей влияют не только преднамеренные
воздействия, но в равной или даже большей
степени все особенности поведения родителей.
2. Исследование особенностей
влияния нарушений детско - родительских
отношений на поведение подростков
.1 Программа исследования
и характеристика методик
Цель исследования: рассмотреть
особенности влияния нарушений детско
- родительских отношений на поведение
подростков.
Объект: нарушения детско - родительских
отношений как причина девиантного поведения
подростков.
Предмет: особенности влияния
нарушений детско - родительских отношений
на поведение подростков.
Задачи:
. Рассмотреть психологические
особенности подросткового возраста.
. Рассмотреть проблемы
детско - родительских отношений и благополучия
подростка в семье.
. Провести исследование
особенностей влияния нарушений
детско - родительских отношений на поведение
подростков.
Гипотеза: у подростков, нарушающих
нормы поведения:
) имеется склонность к
реализации различных форм отклоняющегося
поведения;
) выражены нарушения детско
- родительских отношений в семьях.
Методы:
методика диагностики склонности
к отклоняющемуся поведению (СОП), автор
Н.А. Орел;
тест - опросник родительского
отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Характеристика выборки: в исследовании
принимали участие 24 подростка (девочки
и мальчики в возрасте 15 - 16 лет), посещающие
«Клинику, дружественную молодёжи». Из
них 12 подростков характеризуются учителями,
социальными педагогами, психологом Клиники
как подростки с девиантным поведением,
а 12 - как подростки с нормальным поведением;
родители подростков - 48 человек.
Методики исследования
. Диагностика склонности
к отклоняющемуся поведению по
методике СОП, автор Н.А. Орел
На первом этапе исследования
мы поставили цель выявить у подростков
склонность к реализации отклоняющегося
поведения.
Предлагаемая методика диагностики
склонности к отклоняющемуся поведению
(СОП) является стандартизированным тест-опросником,
предназначенным для измерения готовности
(склонности) подростков к реализации
различных форм отклоняющегося поведения.
Опросник представляет собой набор специализированных
психодиагностических шкал, направленных
на измерение готовности (склонности)
к реализации отдельных форм отклоняющегося
поведения.
Опросник СОП составлен специально
для подросткового периода, несложен,
имеет женский и мужской варианты и два
варианта ответа - да, нет (текст опросника
см. в Приложении 4).
Мужской вариант содержит семь
шкал:
)шкалу установки на
социально желательные ответы;
)шкалу склонности к
преодолению норм и правил;
)шкалу склонности к
аддиктивному поведению;
)шкалу склонности к
самопереживающему и саморазрушающему
поведению;
)шкалу склонности к
агрессии и насилию;
)шкалу волевого контроля
эмоциональных реакций;
)шкалу склонности к
делинквентному поведению.
Женский вариант содержит восемь
шкал: первые семь идентичны мужскому
варианту, восьмая шкала - принятие женской
социальной роли.
Инструкция: «Перед вами имеется
ряд утверждений. Они касаются некоторых
сторон вашей жизни, вашего характера,
привычек. Прочтите первое утверждение
и решите верно ли данное утверждение
по отношению к вам.
Если верно, то на бланке ответов
рядом с номером, соответствующим утверждению,
в квадратике под обозначением «да» поставьте
крестик или галочку.
Если оно неверно, то поставьте
крестик или галочку в квадратике под
обозначением «нет».
Если вы затрудняетесь ответить,
то постарайтесь выбрать вариант ответа,
который все-таки больше соответствует
вашему мнению.