Влияние самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.
Задачи:
1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы агрессивности личности, психологических особенностей юношеского возраста, понятия «волевого самоконтроля»;
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности юношей и девушек и с их помощью провести исследование.
3. Определить степень зависимости между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
4. разработка рекомендаций для родителей, учителей учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………….26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек……………….26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

vzaim_agress.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………..2

Общая характеристика работы………………………………………………..4

Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6

1.1. Психологические особенности  развития в юношеском возрасте…….6

1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………………………………………10

Выводы к главе 1……………………………………………………………..17

Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18

2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18

2.2. Представление  о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24

Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25

Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26

3.1. Организация и методы  исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек…………………………………………………………..26

3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29

3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34

Заключение……………………………………………………………………36

Список использованной литературы………………………………………..38

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В последнее время  изучение проблемы агрессивного поведения  человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста юношеской преступности и ассоциальности.

В связи с этим, перед  психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся юношеской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «юношеской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно  констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения юношей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.

 

Одной из главных особенностей юношеского возраста является стремление к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Центральное место в  работе занимает исследование взаимосвязи уровня агрессивности и волевого самоконтроля в юношеском возрасте.

Тема взаимосвязи уровня агрессивности и волевого самоконтроля, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, педагогов в школе, преподавателей ВУЗов. ССУЗов и ПТУ. С каждым годом возрастает количество юношей и девушек, у которых проявляются какие-либо признаки агрессивности и отклонений волевых качеств.

Работа базируется на теоретических исследованиях Л. Берковица, А. Бандуры и др.

Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля у юношей и девушек.

Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.

Объектом исследования выступает процесс выявления агрессивного состояния у 15 юношей и 15 девушек, учащихся 11 класса.

Предмет исследования: индивидуальные показатели волевых качеств личности юношей и девушек.

Задачи:

  1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы агрессивности личности, психологических особенностей юношеского возраста, понятия «волевого самоконтроля»;
  2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности юношей и девушек и с их помощью провести исследование.
  3. Определить степень зависимости между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
  4. разработка рекомендаций для родителей, учителей учащихся.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:

- тест-опросник Баса  Дарки;

- опросник "Диагностика особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39) А.Д. Ишкова на базе голографической модели самоорганизации.

Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, три главы основной части, выводы к каждой главе, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте

 

1.1. Психологические особенности  развития в юношеском возрасте

 

 

Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между  подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21год, у девушек 16-20.

В этом возрасте завершается  физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира.

 Для ребенка единственной  осознаваемой реальностью является  внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени  в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях [24, с. 35-37].

К концу этого периода  основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного  положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Юноша страстно хочет  знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа  самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [21, с. 98].

Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким  я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой  в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие [15, с. 34-35].

Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько  относительно автономных психологических  механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;

2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;

3) понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;

4) механизм  психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

"Значимость" для  юношей и девушек их родителей  и сверстников принципиально  не одинакова в разных сферах  деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций [24, с. 37-38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте

 

На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению  друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Этот вопрос рассматривался с различных позиций – с  точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.

Но для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия? Современный  словарь по психологии дает такое  определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». Берковиц Л. обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действии. [2, с. 23-24]

Информация о работе Влияние самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек