Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.
Задачи:
1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы агрессивности личности, психологических особенностей юношеского возраста, понятия «волевого самоконтроля»;
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности юношей и девушек и с их помощью провести исследование.
3. Определить степень зависимости между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
4. разработка рекомендаций для родителей, учителей учащихся.
Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………….26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек……………….26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение 1
Приложение 2
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет" ( см. Приложение 1).
В опросе участвовало 30 девушек и юношей, у которых проверялся уровень агрессивности.
№ |
Фамилия участника |
Среднее значение агрессивности |
1. |
Ананич Катя |
26,8 |
2. |
Андрюшевич Стас | |
3. |
Баклай Ангелина | |
4. |
Бурко Никита | |
5. |
Веремеев Коля | |
6. |
Воронова Ангелина | |
7. |
Гринюк Саша | |
8. |
Гуринович Дима | |
9. |
Давыденко Оля | |
10. |
Дмитрачук Анастасия | |
11. |
Евграфов Юра | |
12. |
Залужина Маша | |
13. |
Липень Даня | |
14. |
Лисовская Елизавета | |
15. |
Машко Вова | |
16. |
Мурашко Андрей | |
17. |
Никовец Лера | |
18. |
Овдеенко Максим | |
19. |
Оредько Марина | |
20. |
Пашкова Света | |
21. |
Протасеня Олег | |
22. |
Семенкова Екатерина | |
23. |
Судник Сергей | |
24. |
Тарасевич Валерия | |
25. |
Тулов Саша | |
26. |
Функ Кирилл | |
27. |
Шостак Евгения | |
28. |
Юрковец Ольга | |
29. |
Якубенко Наташа | |
30 |
Якушевич Игорь |
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте
Опросник "Диагностика особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39)
Опросник разработан А.Д. Ишковым на базе голографической модели самоорганизации.
ИНСТРУКЦИЯ. Опросник позволяет выявить индивидуальные особенности самоорганизации личности. Точность результатов будет зависеть от степени откровенности личности, участвующей в данном опроснике. Предлагаемые утверждения не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в деятельности людей. Необходимо вписать полученные баллы в свободную ячейку справа от номера соответствующего утверждения на <Бланке ответов>. См. приложение 2.
- 3 - не согласен полностью |
- 2 - не согласен частично |
- 1 - скорее не согласен, чем согласен |
1 - скорее согласен, чем не согласен |
2 - согласен частично |
3 - согласен полностью |
Опросник <Диагностика особенностей самоорганизации-39> содержит интегральную шкалу <Уровень самоорганизации> и шесть частных шкал, характеризующих уровень развития одного личностного компонента самоорганизации (волевые усилия) и пяти функциональных компонентов: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция.
Результаты по шкале <Целеполагание> (Ц/п) отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели: чем выше показатели, тем более эффективно реализуется данный функциональный компонент.
Результаты по шкале <Анализ ситуации> (АС) отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.
Результаты по шкале <Планирование> (Пл) отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.
Результаты по шкале <Самоконтроль> (С/к) отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний. В данной работе на синтересует именно этот показатель.
Результаты по шкале <Коррекция> (Кор) отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.
Результаты по шкале <Волевые усилия> (ВУ) отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний. Демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия. Характеризуют способность субъекта мобилизовывать свои физические и психические силы, концентрировать в заданном направлении активность, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.
№ |
Фамилия участника |
Баллы по шкале агрессивность |
Балы по шкале самоконтроль |
Соотношение опросноков |
1. |
Ананич Катя |
22 |
-3 |
нормальный |
2. |
Андрюшевич Стас |
21 |
10 |
нормальный |
3. |
Баклай Ангелина |
высокий | ||
4. |
Бурко Никита |
нормальный | ||
5. |
Веремеев Коля |
нормальный | ||
6. |
Воронова Ангелина |
низкий | ||
7. |
Гринюк Саша |
высокий | ||
8. |
Гуринович Дима |
низкий | ||
9. |
Давыденко Оля |
высокий | ||
10. |
Дмитрачук Анастасия |
низкий | ||
11. |
Евграфов Юра |
нормальный | ||
12. |
Залужина Маша |
высокий | ||
13. |
Липень Даня |
высокий | ||
14. |
Лисовская Елизавета |
низкий | ||
15. |
Машко Вова |
высокий | ||
16. |
Мурашко Андрей |
низкий | ||
17. |
Никовец Лера |
нормальный | ||
18. |
Овдеенко Максим |
нормальный | ||
19. |
Оредько Марина |
нормальный | ||
20. |
Пашкова Света |
нормальный | ||
21. |
Протасеня Олег |
35 |
-27 |
высокий |
22. |
Семенкова Екатерина |
28 |
-15 |
высокий |
23. |
Судник Сергей |
37 |
-20 |
высокий |
24. |
Тарасевич Валерия |
26 |
-15 |
высокий |
25. |
Тулов Саша |
20 |
15 |
нормальный |
26. |
Функ Кирилл |
35 |
-27 |
Высокий |
27. |
Шостак Евгения |
24 |
8 |
Нормальный |
28. |
Юрковец Ольга |
22 |
12 |
Нормальный |
29. |
Якубенко Наташа |
23 |
10 |
Нормальный |
30 |
Якушевич Игорь |
31 |
-23 |
Высокий |
Результаты по шкале <Уровень самоорганизации> (СО), отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности: чем выше показатели, тем более высоким уровнем самоорганизации обладает данный человек.
Высокий уровень агрессивности —> низкий уровень волевого самоконтроля;
Нормальный уровень агрессивности —>нормальный уровень волевого самоконтроля;
Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля;
В классе наблюдается следующая тенденция:
Высокий уровень агрессивности —> низкий уровень волевого самоконтроля:
40 % от общего количества людей обладают повышенным уровнем агрессивности и низким уровнем волевого самоконтроля.
Нормальный уровень агрессивности —>нормальный уровень волевого самоконтроля:
43 % от общего количества людей обладают нормальным уровнем агрессивности и нормальным уровнем волевого самоконтроля.
Низкий уровень агрессивности —>высокий уровень волевого самоконтроля:
17 % от общего количества людей обладают низким уровнем агрессивности и высоким уровнем волевого самоконтроля.
Таким образом, большей половины юношей и девушек волевой самоконтроль находится в норме. Следовательно, данные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что уровень агрессивности у юношей и девушек зависит от волевого самоконтроля.
3.3. Определение коэффициента корреляции
где sum(d2) - сумма квадратов разностей между
рангами;
Ta и Tb - поправки на одинаковые
ранги;
N - количество испытуемых или признаков,
участвовавших в ранжировании.
Ранг 1 |
Ранг 2 |
d |
d2 |
2.5 |
1 |
1.5 |
2.25 |
4 |
2 |
2 |
4 |
6 |
3.5 |
2.5 |
6.25 |
20 |
16.5 |
3.5 |
12.25 |
21 |
18 |
3 |
9 |
Информация о работе Влияние самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек