Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Проблема успешности обучения 6

1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20

1.2.1. Самооценка младшего школьника 20

1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего

школьника 25

Глава II. Практическая часть

2.1. Программа исследования 34

2.2. Методы исследования методики 34

2.3. Результаты исследования 36

Заключение 49

Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Документ ДИПЛОМWordPad.doc

— 334.98 Кб (Скачать файл)

|  |Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной          |

|  |деятельности». М., 1968.                                              |

|  |Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. |

|  |Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и        |

|  |развитие. М, Просвещение, 1966.                                       |

|  |Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в    |

|  |учении» - Народное образование, 1963, №4.                             |

|  |Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская          |

|  |педагогика, 1965, №7.                                                 |

|  |Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников |

|  |на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., |

|  |Просвещение, 1973.                                                    |

|  |Немов Р.С. «Психология», М., Владос, 1998.                            |

|  |«Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977.  |

|  |«Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» /  |

|  |под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988.                        |

|  |«Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979.            |

|  |«Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966.  |

|  |Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное            |

|  |образование, 1968, №8.                                                |

|  |Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - |

|  |Вопросы психологии, 1987, №1.                                         |

|  |Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981.               |

|  |«Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., |

|  |1997.                                                                 |

|  |«Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова,   |

|  |М., 1990,                                                             |

|  |«Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А.  |

|  |Мечинской, М., 1971.                                                  |

|  |Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях  |

|  |всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8.     |

|  |Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.                |

|  |Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации          |

|  |школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., |

|  |1970.                                                                 |

|  |Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования».      |

|  |Автореф. Канд. Дис. М., 1955.                                         |

|  |Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.         |

|  |Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и                  |

|  |недисциплинированным школьникам». М., 1958.                           |

|  |Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания    |

|  |разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия       |

|  |памяти. М., Просвящение, 1997.                                        |

|  |Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников».        |

|  |Автореф. Канд. Дис. М., 1953.                                         |

|  |Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969.               |

|  |Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960.               |

|  |Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950.                    |

|  |Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» //       |

|  |Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973.          |

|  |Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974.     |

|  |Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи      |

|  |психологии» - Вопросы психологии., 1974, №2.                          | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 

1.1. Понятие тревожности в психологии 7 

1.2. Особенности и факторы повышения тревожности в младшем школьном возрасте 19 

1.3. Понятие самооценки, подходы к изучению 25 

1.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 30 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 43 

2.1. Организация и методы исследования 43 

2.2. Анализ результатов исследования 45 

2.3. Выводы по результатам исследования 51 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56 

ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Введение 

Актуальность работы. В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка. 

Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми - родителями, но и школьный коллектив.  

Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку. 

Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.  

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.).  

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения.. В этом случае знание педагогом и психологом закономерностей становления личности школьников поможет своевременно выявить и скорректировать неблагоприятные особенности адаптации школьника к коллективу сверстников и к самому процессу обучения в школе. 

Среди значимых личностных черт младшего школьника особое место занимает личностная тревожность, связанная с освоением нового вида деятельности - учебы. Актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Проявление данной черты и усиление у ребенка в первые годы школьного обучения создает негативные предпосылки для успешности в учебной деятельности. 

В работах таких авторов как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других неоднократно отмечалось, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики.  

В частности, по определению В.К.Вилюнаса, тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является одним из основных параметров индивидуальных различий [4].  

Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В частности, И.С.Кон в рамках изучения особенностей формирования самосознания личности выделил уровневое строение в самооценке [25]. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.  

Самооценка по И.С.Кону - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.  

Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности - ситуативной тревожности - оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний. Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников. 

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями. 

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте