Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа
целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 25
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 34
2.2. Методы исследования методики 34
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 49
Литература 52
| |Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной |
| |деятельности». М.,
1968.
| |Матюхина М.В. «Психология младшего школьника». М., Просвещение, 1970. |
| |Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и |
| |развитие. М, Просвещение,
1966.
| |Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в |
| |учении» - Народное
образование, 1963, №4.
| |Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская |
| |педагогика, 1965,
№7.
| |Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников |
| |на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., |
| |Просвещение,
1973.
| |Немов Р.С. «Психология», М.,
Владос, 1998.
| |«Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977. |
| |«Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / |
| |под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988. |
| |«Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979. |
| |«Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966. |
| |Петров Ю.С. «Исследуя причины второгодничества» - Народное |
| |образование,
1968, №8.
| |Петровский А.В. «Развитие личности и проблемы ведущей деятельности» - |
| |Вопросы
психологии, 1987, №1.
| |Петрунек А.С., Таран Б.Г. «Младший школьник». М., 1981. |
| |«Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., |
| |1997.
| |«Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, |
| |М., 1990,
| |«Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. |
| |Мечинской, М.,
1971.
| |Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях |
| |всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975, №8. |
| |Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973. |
| |Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации |
| |школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., |
| |1970.
| |Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». |
| |Автореф.
Канд. Дис. М., 1955.
| |Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971. |
| |Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и |
| |недисциплинированным
школьникам». М., 1958.
| |Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания |
| |разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия |
| |памяти. М., Просвящение,
1997.
| |Собиева Г.А. «Формирование самооценки у советских школьников». |
| |Автореф.
Канд. Дис. М., 1953.
| |Сухомлинский А.В. «Павлышская средняя школа». М., 1969. |
| |Успеваемость. Педагогический словарь. Том 2., М., 1960. |
| |Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950. |
| |Цетлин В.С. «К вопросу об измерении успеваемости школьников» // |
| |Педагогика и методика педагогических исследований. М., 1973. |
| |Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974. |
| |Эльконин Д.Б. «Улучшение качества работы сельской школы и задачи |
| |психологии» - Вопросы
психологии., 1974, №2.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие тревожности
в психологии 7
1.2. Особенности и факторы
повышения тревожности в младшем школьном
возрасте 19
1.3. Понятие самооценки,
подходы к изучению 25
1.4. Факторы, влияющие
на формирование самооценки в младшем
школьном возрасте 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ
И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 43
2.1. Организация и методы
исследования 43
2.2. Анализ результатов
исследования 45
2.3. Выводы по результатам
исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Введение
Актуальность работы.
В современных условиях возрастает значимость
психологической адаптации личности к
изменяющемуся миру социальных взаимоотношений.
В связи с этим возрастает актуальность
изучения особенностей и условий возникновения
личностной и ситуативной тревожности
ребенка.
Младший школьный возраст
является важным этапом личностного развития
и наибольшую роль в данной развитии играет
не только семья, взаимоотношения с самыми
близкими для ребенка людьми - родителями,
но и школьный коллектив.
Младший школьник становится
особенно восприимчивым к оценке взрослым
своих успехов, для него по-прежнему важным
остается и мнение сверстников. Ситуация
успеха в учебной деятельности младшего
школьника на долгие годы школьного обучения
может определить общее отношение ребенка
к учению, влиять на его самооценку.
Следовательно, в изучении
формирования «позиции школьника», учебной
мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь
самооценки и факторов развития тревожности
младшего школьника.
Младший школьный возраст
наиболее глубоко и содержательно представлен
в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова,
их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова,
А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова,
В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и
др.).
Специфика младшего
школьного возраста состоит в том, что
дети приходят в школу не только с разным
уровнем подготовки к обучению и разным
уровнем интеллектуального развития,
но и с различными возможностями адаптации
в среде межличностного общения.. В этом
случае знание педагогом и психологом
закономерностей становления личности
школьников поможет своевременно выявить
и скорректировать неблагоприятные особенности
адаптации школьника к коллективу сверстников
и к самому процессу обучения в школе.
Среди значимых личностных
черт младшего школьника особое место
занимает личностная тревожность, связанная
с освоением нового вида деятельности
- учебы. Актуально внимание исследователей
к такой устойчивой личностной особенности
как тревожность. Современная жизнь предъявляет
достаточно высокие требования к стрессоустойчивости
человека, и такая черта, как тревожность,
все чаще встречается в качестве устойчивого
новообразования. Проявление данной черты
и усиление у ребенка в первые годы школьного
обучения создает негативные предпосылки
для успешности в учебной деятельности.
В работах таких авторов
как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов,
А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других
неоднократно отмечалось, что тревожность
негативным образом влияет на протекание
многих психических процессов, а также
и на многие личностные характеристики.
В частности, по определению
В.К.Вилюнаса, тревожность - это склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся
низким порогом возникновения реакции
тревоги. Тревожность является одним из
основных параметров индивидуальных различий
[4].
Внимание исследователей
привлекали проблемы взаимосвязи тревожности
и особенностей самооценки, уровня деятельности.
В частности, И.С.Кон в рамках изучения
особенностей формирования самосознания
личности выделил уровневое строение
в самооценке [25]. Так же, как и завышенная
самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно
действует на личность. Возникает чувство
неуверенности, страха, апатии. В этой
ситуации таланты и способности не будут
развиваться, и могут вообще не проявляться.
Самооценка по И.С.Кону
- это осознание собственной идентичности
независимо от меняющихся условий среды.
В основе самооценки лежит самосознание,
так как на определённой ступени развития
самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание о себе, отношение
к этому знанию и как результат отношение
к себе.
Можно предположить,
что под влиянием тревожности, в частности
- ситуативной тревожности - оказывается
успеваемость ребенка в школе. В условиях
повышения напряженности графика школьного
обучения, расширения границ необходимых
знаний, умений и навыков школьника, возрастает
вероятность развития у ребенка (особенно
у младшего школьника) различного рода
тревожных состояний. Таким образом, актуальной
является проблема своевременного выявления
и профилактики тревожных состояний у
младших школьников.
В силах родителей
и педагогов помочь ребенку, восстановить
взаимоотношения доверия и взаимопомощи,
научить ребенка самостоятельно справляться
с возникающими жизненными трудностями.
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте