Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 02:55, дипломная работа
целью нашего исследования является выявление связи самооценки и
успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного
возраста. Объектом исследования были младшие школьники 2,3,4-х классов.
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 25
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 34
2.2. Методы исследования методики 34
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 49
Литература 52
Так, роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности
школьника в своих знаниях и в своих силах посвящена работа Е.А.Серебряковой
[63]. Автор показала, что в зависимости от характера саммоценки (ее
адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе,
неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В
результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий
формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки
другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребенком
результатов собственной деятельности.
Е.А.Серебрякова [63] также сделала вывод о том, что самооценка,
закрепившаяся и ставшая чертой характера не ограничивается рамками одной
какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности.
Из целого ряда исследований следует, что важным фактором формирования
личности ребенка является оценка его окружающими взрослыми. Эмоциональное
самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у
него с окружающими людьми, отвечает ли он требованиям, которые ему
предъявляются, иначе говоря, от того, насколько удовлетворяется потребность
ребенка в положительной оценке. Наряду с этим очень рано у детей возникает
самооценка, т.е. способность оценивать свои качества и умение, которые, в
свою очередь, начинают определять его поведение. С возрастом самооценка как
мотив поведения и деятельности начинают играть все большую роль в жизни
ребенка и в формировании его личности. Она становится все более устойчивым
образованием. На определенном этапе развития потребность в сохранении
сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой,
чем потребность оценки окружающих. Эти вопросы были предметом обучения в
исследованиях М.С. Неймарк [48], Л.С. Славиной [65].
В них изучалось влияние на личность несоответствие между тем, как
оценивает ученика учитель, и тем, как ученик оценивает сам себя. В
результате предшествующего опыта под влиянием оценок окружающих и
результатов его деятельности у ребенка складывается потребность в
сохранении привычной для него самооценки.
Поскольку на определенном этапе у детей складывается относительно
устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний, это ведет к
возникновению новой потребности быть не только на уровне требований
окружающих, как на уровне собственных требований к себе. «Усваивая
требования окружающих, вырабатывая собственную оценку окружающего и
самооценку, дети постепенно эмансипируются от непосредственного влияния
ситуации. Главным стимулом их психического развития с возрастом становится
не только стремление получить одобрение окружающих, но и потребность
выполнять собственное требование к себе и быть на уровне тех задач, которые
они сами перед собой
ставят», - пишет
Л.И.Божович [12].
1.2. Проблемы самооценки в младшем школьном
возрасте
1.2.1. Самооценка младшего школьника
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из
центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - это
необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком
самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,
мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим
людям и самому себе.
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой
развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы
вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и
методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания
в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу
можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев [4],
А.Н.Леонтьев [37], С.С.Рубинштейн [61], М.Н.Скаткин [64].
В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы,
прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с
оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной [41],
Е.И.Савонько [62], Е.А.Серебряковой [63], В.А.Горбачевой [26].
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает
складываться самооценка - обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и,
вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка
опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его
деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция,
позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения
нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с
социальными нормами.
Р.Бернс [8], анализируя большое число исследований американских
авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста
происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное
толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет
достаточно охарактеризовать происходящие изменения.
Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от
представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует
рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в
науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков
он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта
личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной
или негативной ценностью.
Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование
опиралось на следующие гипотезы:
1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку
к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования.
Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного
ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.
2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и
вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки.
Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным
представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако,
самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно
тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные
расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я»
увеличивается в два раза.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить
цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять
собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования
самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут
осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием
сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:
) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами
своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше
уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-
либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей
в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех
повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид
вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои
собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую
самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то,
насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных
самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его
личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности
являются для него основными, невозможно [41].
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что
особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка
этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном
исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя
причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался
на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками,
приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя
(и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой
неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с
интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают
задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи
выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут
задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к
достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная
самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут
добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной
Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте