Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику подростковому возрасту.
2. Описать отклоняющееся поведение подростков.
3. Рассмотреть особенности семейного воспитания подростков.
4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
5. Исследовать влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
6. Составить практические рекомендации по результатам исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Аддиктивное поведение подростков: как вид отклоняющегося поведения подростков ……………6
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания…………………………13
1.3 Влияние взаимоотношений в семье на аддиктивное поведение подростков ……………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………………………………………24
2.1 Этапы и методы исследования……………………………………………24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования……………………………27
2.3 Рекомендации родителям и педагогам……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков ГОТОВО.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Основными причинами распространения и употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и др.

К числу менее опасных, но весьма распространенных пагубных привычек относятся табакокурение, любовь к азартным играм.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство — это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате — уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода — эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, наконец, совершение правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, экономического, психологического и психосоматического характера, приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности — потребности в полноценном развитии и самореализации.

Выделяются следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения:

  • дисфункциональность семьи;
  • личностные особенности (возрастные, характерологические, психические и т. д.);
  • школьная дезадаптация;
  • воздействие асоциальной неформальной среды;
  • причины социально-экономического и демографического характера.

Таким образом, аддиктивное поведение — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание). Одной из основных причин аддиктивного поведения подростков является семейная дисфункция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика стилей семейного воспитания.

 

«Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [10, с. 13].

«Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью» [25, с. 77].

Интегральный показатель функционирования семьи, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной        среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов – психологическое здоровье семьи.

Этот показатель разделяет все семьи на два основных типа:

1)  «благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны  как внутренними противоречиями, так и конфликтами, которые связаны  с изменяющимися условиями жизнидеятельности в социуме, соответственно:

1.  с чрезмерным стремлением  защитить друг друга, помочь другим  членам семьи;

2.  с тем, что собственные  представления о семье не соответствуют  тем требованиям, которые предъявляет  к ней социум на данном этапе  развития;

2)  неблагополучные семьи. Психологические проблемы возникают  из-за неудовлетворительных потребностей  одного или нескольких членов  семьи под воздействием сверхсильных  внутрисемейных и общественно-социальных  жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителей зачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жесткость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.» [26, с. 66].

Неблагополучные семьи разделяют на:

-  конфликтные семьи. Во  взаимоотношениях супругов и  детей есть сферы, в которых  интересы, потребности, намерения и  желания членов семьи приходят  в столкновения, порождая сильные  и продолжительные отрицательные  эмоции и состояния. Брак может  сохраняться длительное время  благодаря взаимным уступкам  и компромиссам, а также другим  факторам.

-  кризисные семьи. Противостояния интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает разные сферы жизнидеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношения друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на гране распада.

-  проблемные семьи. Для  них характерно появление особо  трудных ситуаций, способных привести  к распаду брака [10, с.16 - 18].

Таким образом, как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. И, как правило, в неблагополучных семьях проявляются подростки с дисгармонизациями характера.

По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи [11, с.59].

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — автократический, диктат, доминирование) — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим [15].

Демократический стиль (в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество) — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — либеральный, снисходительный, гипоопека) — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались [38, с.78].

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Определить тип семейного воспитания помогают характерные особенности каждого из них:

-  уровень протекции  – мера занятости родителей  воспитанием, оценка того, сколько  сил, времени, внимания уделяют родители  подростку;

-  полнота удовлетворения  потребностей (материально-бытовых  и духовных);

-  степень предъявления  требований – количество и  качество обязанностей подростка;

-  степень запретов  – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать  способ поведения;

-  строгость санкций  – приверженность родителей к  наказанию, как приему воспитания;

-  устойчивость стиля  воспитания – выраженность колебаний, резкость смены приемов воспитания.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания [1, с. 85 - 94].

Таким образом, семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. Все семьи делятся на два типа: благополучные и неблагополучные семьи. Выделяют три основных стилей семейного воспитания: демократический, авторитарный и попустительский (Д. Баумринд). Позже были выделены и другие характерные стили семейного воспитания: хаотический  и опекающий стили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Влияние взаимоотношений в семье на аддиктивное поведение подростков.

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью:

- в семье формируются  те качества, которые нигде, кроме  как в семье, сформированы быть  не могут;

-семья осуществляет социализацию  личности; из семьи выходят члены общества.

Воспитание в семье влияет на формирование характера поведение подростка; в частности не только на агрессию и агрессивное поведение, но и на появление вредных привычек, т.е. на аддиктивное поведение.

В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он все больше становится способным управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения и руководство необходимы, чтобы обеспечить его безопасность. Более того, когда его потребности усложняются, они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Он уже не может абсолютно свободно выражать свои потребности, должен учиться соотносить их с потребностями окружающего мира.

Хотя подростков обычно не ограничивают, так как в детстве, с возрастом некоторые сохраняющиеся требования могут сильно досаждать им.

«В целом ограничения предъявляются подросткам с целью не допустить нежелательного поведения. Так подростку могут запрещать отсутствовать дома после 10 часов вечера, употреблять алкогольные напитки, курить и так далее. Естественно, эти ограничения можно переформулировать как требования» [17, с. 66]. Но даже тогда основная функция родительских правил состоит в том, чтобы, не допустить нежелательное поведение.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков