Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику подростковому возрасту.
2. Описать отклоняющееся поведение подростков.
3. Рассмотреть особенности семейного воспитания подростков.
4. Проанализировать основные подходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
5. Исследовать влияние стилей семейного воспитания на отклоняющееся поведение подростков.
6. Составить практические рекомендации по результатам исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………..6
1.1 Общая характеристика подросткового возраста. Аддиктивное поведение подростков: как вид отклоняющегося поведения подростков ……………6
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания…………………………13
1.3 Влияние взаимоотношений в семье на аддиктивное поведение подростков ……………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ …………………………………………………………………24
2.1 Этапы и методы исследования……………………………………………24
2.2 Обработка и анализ результатов исследования……………………………27
2.3 Рекомендации родителям и педагогам……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков ГОТОВО.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

 

  Индифферентный стиль (11 родителей). Проблемы воспитания не являются для них первостепенными, поскольку у них иных заботы и приоритеты. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

Далее результаты испытуемых подростков по методике Орел подверглись статистическому анализу с помощью t-критерия Стьюдента для выяснения статистически значимых различий в склонности к отклоняющемуся поведению по стилям семейного воспитания, согласно результатам методики «Стратегии семейного воспитания». Значения t-критерия рассчитывались при помощи программы STATISTICA 6.0 Значения отмечались в соответствие с р≤0,05

 

 

Значение t-критерия Стьюдента 

Авторитетный

0.5

Авторитарный

0.1

Либеральный

0.2

Индефферентный

0.9


Рис.1.1. Значение t-критерия

Полученные результаты показали что, статистически значимых отличий в стилях воспитания у наших испытуемых не обнаружено. Различные стили воспитания присущи семьям, как с наличием девиантных подростков, так и с отсутствием в семье девиантных подростков. Гипотеза не получила своего подтверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации  родителям и педагогам

Исходя из результатов проведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям и педагогам по коррекции аддиктивного поведения подростков.

1.  Как можно чаще  проявлять живую заинтересованность  делами подростка, чтобы он постоянно  чувствовал поддержку и заботу.

2.  Убедить подростка, что  он может доверять Вам, что  Вы всегда поймете его и  поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся  Вам смешными.

3.  Видеть в словах  и действиях подростка позитивный  настрой и благие намерения.

4.  Оценивать личность  подростка, а не говорить о  его нежелательных действиях.

5.  В случае конфликта  справедливо относитесь к подростку. Как правило, за этим конфликтом  стоят довольно существенные  причины, которые его беспокоят, тяготят, мучают.

6.  Сотрудничайте с подростком. Оказывайте конструктивную помощь  в решении проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и самоконтроля.

7.  Не подавляйте подростка  своим авторитетом. Пусть он почувствует  себя личностью. Не занижайте  его самооценку.

8.  Откажитесь от практики  постоянных запретов. Это может  вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте  метод убеждения.

9.  Активное слушание  подростка позволит Вам проявлять  внимание и заботу, а также  бережно относиться к внутреннему  миру подростка.

10.  Постарайтесь строить  доверительные отношения с подростком, просвещайте их по вопросам  интимной жизни, во избежание извращенного, не правильного восприятия этой сферы человеческих отношений.

11.  Очень важно осознать, что подросток изначально является  положительным, ответственным, хорошим  человеком и что он, как и  все другие, неизменно хочет в  своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи, добра и понимания.

12.  Возьмите на себя  ответственность за создание  организационного климата, где бы  поощрялись творчество и инициатива.

13.  Постарайтесь выявить  и избавиться от тех норм  и правил, которые душат и ограничивают  инициативу подростка.

 

Выводы по второй главе

При доминировании таких стилей воспитания как индефферентный и авторитарный стили стиль происходит нарушение позиций ребенка в семье, ребенок вырастает несамостоятельным, безответственным, неприспособленным к жизни человеком.

При доминировании таких стилей семейного воспитания, как авторитетный и либеральный стили: Повышенная моральная ответственность, ребенок вырастает с развитым чувством долга, высокой степенью ответственности перед окружающими людьми, активной жизненной позицией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место аддиктивное поведение.

Таким образом, отклоняющееся поведение, сформировавшееся под влиянием негативных окружающих условий различается по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Кроме того, в школе и семье могут создаваться предпосылки для возникновения отклоняющегося поведения, которое проявляется не только во внешней, поведенческой стороне.

Неумелое родительское руководство поведением ребенка – это один из главных причинных факторов отклоняющегося поведения. Он связан с недостаточными умениями осуществлять текущий контроль поведения ребенка, формулировать и устанавливать правила, наказывать за проступки, сообразуясь с обстоятельствами, подкреплять соблюдение ребенком правил и преодолевать разногласия путем переговоров, в результате чего ребенок обучается аддиктивным способам удовлетворения своих потребностей. Подобным же образом, при отсутствии участия и нарушенной коммуникации родители не могут передать своим детям нормативные ценности и навыки решения проблем. Антисоциальный ребенок не только неприятен для сверстников и учителей при поступлении в школу, ему также не хватает совершенно необходимых навыков самопомощи, установления близких отношений и совместной учебной деятельности. В результате — плохая школьная успеваемость, дальнейшее отвержение, как семьей, так и сверстниками и низкая самооценка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 1998. – 170 с.
  2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
  3. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.
  4. Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.
  5. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф.Березин // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
  6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
  7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с.
  8. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии / Вингендер // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С.5–15.
  9. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  10. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.: СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.
  11. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с.
  12. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
  13. Зернов Д.Н. Критическим очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо // Криминология. - М., 1991. - С.52.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 288 с.
  15. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М. Зюбин. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.
  16. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.
  17. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
  18. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
  19. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г. Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.
  20. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  21. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
  22. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
  23. Кузнецов, В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., 1981. – С.54–55.
  24. Кунигель, Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка»./ Т.В. Кунигель. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 101 с.
  25. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 445 с.
  26. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С. 87–125.
  27. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.
  28. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. – С. 94 – 108
  29. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д. Наследов – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
  30. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. – 1998. - №9. – С. 106–109.
  31. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с.
  32. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. – С. 92-102.
  33. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.
  34. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.
  35. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения Ч.II. Факторы формирования девиантного поведения / В.А. Пятунин. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с.
  36. Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической информации: учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с.
  37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  38. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.
  39. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
  40. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465.
  41. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с.
  42. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Таблица 1.1.1

Результаты тестирования по методике А.Н. Орел

 Определение склонности  подростков к отклоняющемуся  поведению 

 

Отсутствие склонности

Умеренная тенденция

Высокая тенденция

Шкалы

Шкала установки на социальную желательность

0%

0%

100%

Шкала склонности к преодолению норм и правил

26%

53%

21%

Шкала склонности к аддиктивному поведению

78%

22%

0%

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

50%

50%

0%

Шкала склонности к агрессии и насилию

65%

27%

8%

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

0%

48%

52%

Шкала склонности к деликвентному поведению.

67%

30%

3%


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Таблица 2.1.1

Результаты методики «Стратегии семейного воспитания»

Родители девиантов

Авторитетный

Авторитарный

Либеральный

Индифферентный

1

     

+

2

 

+

   

3

     

+

4

+

     

5

 

+

   

6

 

+

   

7

     

+

8

   

+

 

9

+

     

10

     

+

11

+

     

12

 

+

   

13

     

+

14

 

+

   

15

     

+

 

3

5

1

6

Родители недевиантов

       

1

 

+

   

2

+

     

3

     

+

4

 

+

   

5

+

     

6

+

     

7

   

+

 

8

     

+

9

     

+

10

+

     

11

 

+

   

12

     

+

13

     

+

14

   

+

 

15

 

+

   
 

4

4

2

5


 

 

Приложение В

Рекомендации родителям подростков, склонных к аддиктивному  поведению.

1.  Как можно чаще  проявлять живую заинтересованность  делами подростка, чтобы он постоянно  чувствовал поддержку и заботу.

2.  Убедить подростка, что  он может доверять Вам, что  Вы всегда поймете его и  поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся  Вам смешными.

3.  Видеть в словах  и действиях подростка позитивный  настрой и благие намерения.

4.  Оценивать личность  подростка, а не говорить о  его нежелательных действиях.

5.  В случае конфликта  справедливо относитесь к подростку. Как правило, за этим конфликтом  стоят довольно существенные  причины, которые его беспокоят, тяготят, мучают.

6.  Сотрудничайте с подростком. Оказывайте конструктивную помощь  в решении проблемных ситуаций  и наработке навыков саморегуляции и самоконтроля.

7.  Не подавляйте подростка  своим авторитетом. Пусть он почувствует  себя личностью. Не занижайте  его самооценку.

8.  Откажитесь от практики  постоянных запретов. Это может  вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста. Используйте  метод убеждения.

9.  Активное слушание  подростка позволит Вам проявлять  внимание и заботу, а также  бережно относиться к внутреннему  миру подростка.

10.  Постарайтесь строить  доверительные отношения с подростком, просвещайте их по вопросам  интимной жизни, во избежание  извращенного, не правильного восприятия  этой сферы человеческих отношений.

11.  Очень важно осознать, что подросток изначально является  положительным, ответственным, хорошим  человеком и что он, как и  все другие, неизменно хочет в  своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи, добра и понимания.

12.  Возьмите на себя  ответственность за создание  организационного климата, где бы  поощрялись творчество и инициатива.

13.  Постарайтесь выявить  и избавиться от тех норм  и правил, которые душат и ограничивают  инициативу подростка.

 

 

 


Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на аддиктивное поведение подростков