Влияние стиля руководства на СПК в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49

Вложенные файлы: 1 файл

стильупр. СПК.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от формальных групп, Э. Мэйо обнаружил внутри них ещё и «неформальные» группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, то есть отсутствует строгая структура «власти».[6]

Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в коллективе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определённой формальной группы, а вне её, как самостоятельная.

Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определённые, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.[7]

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть её членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы, которой он принимает, Г. Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.[8]

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой.

Образование группы (формальной или неформальной) является чрезвычайно важным этапом её жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы.

В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.[9]

Так, начиная с работ А.С. Макаренко, в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.

В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах.

Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.[10]

В психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским, развитие группы характеризуется по двум основным критериям: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и её общественная значимость.

По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею.

По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью.

Развитие группы характеризуется динамикой изменения её свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и даёт возможность чёткой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.[11]

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трёх основных этапов или стадий: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер или измерений групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

- ориентировка в задаче и поиск оптимального способа её решения;

- эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;

- открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;

- принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет стадии:

- «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;

- «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;

- «развитие групповой сплочённости», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;

- «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.[12]

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.

К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

- разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей;                

- «психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в её жизнедеятельность;

- «идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным её членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.[13]

Рассматривая закономерности развития малой группы как определённое сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы.

Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для её членов.

В качестве основных методических подходов для оценки групповой сплочённости в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны её членов с точки зрения привлекательности и удовлетворенности членством в группе.[14]

Несколько иной методический подход к оценке групповой сплочённости сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.

Другой теоретический подход к проблеме групповой сплочённости был предложен Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплочённости с понятием «групповое согласие». Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям.

Основным механизмом формирования групповой сплочённости в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений, которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.[15]

Близким к данному подходу представляется понимание сплочённости как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским, под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью.

В исследовании А.И. Донцова в качестве основного показателя сплочённости рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, её целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности.[16]

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности.

В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений.[17]

Таким образом, малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии.

Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего, с точки зрения их объективных социальных признаков.

В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний.

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Целесообразность исследования групп очевидна, так как они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости и других параметров исследования.

 

1.2.     ФЕНОМЕН ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

В современном мире большинство важных политических, экономических, финансовых, правовых, социальных решений принимаются в процессе общения и группового взаимодействия. Предпочтение групповых решений индивидуальным объясняется тем, что решение некоторых проблем часто не под силу одному человеку, и тогда возрастает роль принятия решения в группе.[18]

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, то есть совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны - с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, то есть с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н. Триплетт, В. Меде, Ф. Олпорт, В.М. Бехтерев).

Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. Facility - облегчение) - улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции (от лат. Inhibere - сдерживать, останавливать) - ухудшения этих результатов.[19]

Последующие исследования Р. Зайонса позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», то есть наиболее вероятную для данного индивида реакцию.

В экспериментах американских социальных психологов С. Харкинса, Д. Майерса получены данные, говорящие о феномене так называемой «социальной лености» - тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника.

Однако, по мнению самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов.[20]

Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе