Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:11, курсовая работа
ЦЕЛЬ: изучение влияния стиля руководства на особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе (на примере инженеров – операторов информационно – вычислительного центра).
ЗАДАЧИ:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- описать структуру и специфику взаимодействия в малых группах;
- исследовать взаимосвязь фактора управления и уровня социально – психологического климата в трудовом коллективе;
- определить экспериментальным путём особенности социально – психологического климата в трудовом коллективе при определённом стиле руководства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
1.1. Группа как объект социально – психологического анализа………………7
1.2. Феномен группового взаимодействия……………………………………..18
1.3. Социально – психологические методы управления персоналом организации……..…………………………………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Программа и процедура исследования…………………………………….36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….49
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.
а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16.
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Приложение № 2
Ключ к опроснику «Стили руководства» В.П. Захарова
№ | а | б | в | № | а | б | в |
1 | д | к | п | 9 | д | к | п |
2 | д | к | п | 10 | к | п | д |
3 | к | п | д | 11 | п | д | к |
4 | д | п | к | 12 | д | к | п |
5 | п | д | к | 13 | п | к | д |
6 | к | д | п | 14 | к | д | п |
7 | п | к | д | 15 | к | д | п |
8 | к | п | д | 16 | д | к | п |
№ | Признаки здорового психологического климата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Признаки нездорового психологического климата |
1 | Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. | Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. | |||||
2 | Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. | Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению. | |||||
3 | Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. | Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения. | |||||
4 | Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. | Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. | |||||
5 | В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. | В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. | |||||
6 | В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. | В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. | |||||
7 | Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. | В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. | |||||
8 | У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. | Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». | |||||
9 | Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. | Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. | |||||
10 | Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. | Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. | |||||
11 | Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. | У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. | |||||
12 | Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. | Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. | |||||
13 | В нашем коллективе гласность – это норма жизни. | До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко. |
[1]Социальная психология /Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семёнова. – СПб.: Просвещение, 2005. – С. 312.
[2]Шихирев, П.Н. Современная социальная психология /П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 2005. – С. 422.
[3]Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты /Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 78.
[4]
Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 342.
[5]Коломинская, О.Я. Психологии малых групп /О.Я. Коломинская //Современная психология: справочное руководство /Отв. ред. В.Н. Дружинин. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 524-532.
[6]Головаха, Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ /Е.И. Головаха. – Киев: Научная мысль, 2003. – С. 213.
[7]Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.
[8]Андреева, Г.М. Современная социальная психология /Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 372.
[9]Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.
[10]Агеев B.C. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии /В.С. Агеев, А.А. Сыродеева //Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. – 2004. - № 2. – С. 11 – 20.
[11] Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив /А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 2002. – С. 327.
[12]Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений /Н.Н. Обозов. – Киев: Лебедь, 2003. – С. 245.
[13]Позняков, В.П. Психологические отношения субъектов деятельности /В.П. Позняков. – М.: ИП РАН, 2000. – С. 34 – 48.
[14]Уманский, Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива /Л.И. Уманский //Социально-психологические аспекты общественной активности личности и коллектива. - Ярославль, 2005. – С. 212 - 245.
[15]Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. – М.: Мысль, 2003. – С. 290.
[16]Донцов, А.И. Психология коллектива /А.И. Донцов. – М.: Аспект Пресс, - С. 267.
[17]Журавлёв, А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива /А.Л. Журавлёв //Психол. журн. – 2008. - Т. 9. - № 6. – С. 53-64.
[18]Социально-психологические проблемы производственного коллектива /Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2003. – С. 214.
[19]Куликов, В. Приборы в социально-психологическом исследовании /В. Куликов, Р. Гительмайер. – СПб.: Форум, 2005. – С. 112.
[20]Ермаков, П.Н. Прогнозирование эффективности совместной деятельности членов группы /П.Н. Ермаков, В.А. Терёхин //Методики социально-психологической диагностики личности и группы. - 2005. - № 2. – С. 128-135.
[21]Обозов, Н.Н. Исследование психологической совместимости в малых группах /Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова //Вопросы психологии. - 2002. - № 6. – С. 91 – 101.
[22]Майерс, Д. Социальная психология /Д. Майерс. – М.: Наука, 2000. – С. 345.
[23]Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалёв. – М.: Наука, 2002. – С. 192.
Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты /Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – С. 78.
[24]
[25]Социально-психологический климат коллектива и личность /Под ред. В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, В.Н. Панферова. – М.: Речь, 2003. – С. 294.
[26]Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов /Л.И. Уманский //Методология и методы социальной психологии. – 2007. - № 2. – С. 77-86.
[27]Петровский, А.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М.: Академия, 2006. – С. 376.
[28]Спасенников, В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях /В.В. Спасенников. – М.: Академия, 2006. – С. 192.
[29]Журавлёв А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования /А.Л. Журавлёв //Совместная деятельность: методология, теория, практика. – М.: Наука, 2008. – С. 19-36.
[30]Ронгинский, М.Ю. Психология управления /М.Ю. Ронгинский, Е.М. Соколова Е.М. – СПб.: Академия, 2002. – С. 341.
[31]Фатеев, Н.М. Влияние особенностей управления на социально – психологический климат коллектива /Н.М. Фатеев. – СПб.: Аспект Пресс, 2004. – С. 267.
[32]Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения /Отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. – М.: Наука, 2004. – С. 275.
[33] Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности /Л.П. Буева. – М.: Знание, 2005. – С. 93.
[34]Никольская, Н. Анализ социально-психологического климата /Н. Никольская. – СПб.: Питер, 2004. – С. 176.
[35]Позняков, В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе /В.П. Позняков //Совместная деятельность: методы исследования и управления. – М.: ИП РАН, 2002. – С. 140-165.
[36]Антонюк, В.И. Проблема социально-психологического климата /В.И. Антонюк, О.И. Зотова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2005. – С. 182.
[37]Совместная деятельность: методология, теория, практика /Отв. ред. А.Л. Журавлёв, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2002. – С. 290.
[38]Мансуров, Н.С. Морально-психологический климат и его изучение /Н.С. Мансуров. – М.: Академия, 2004. – С. 279.
[39]Пайке, Э. Практикум по социальной психологии /Э. Пайке, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – С. 324.
Информация о работе Влияние стиля руководства на СПК в коллективе