Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 11:13, курсовая работа
Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов всё более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки 5
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Развитие самооценки в дошкольный период 15
Глава 2. Семейные взаимоотношения 22
2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста 22
2.2 Супружеские отношения и уровень самооценки ребёнка 25
Заключение 36
Список литературы 38
своеобразие её внутреннего мира. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.
И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка – особое образование в структуре сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция; подчёркивается эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанных с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентированной составляющей – результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов, их моральной оценки обществом[37, с.69].
10
В работах А.И. Липкиной [23], Л.И. Божович [5] констатируется, что в основе самооценки лежат внутренне принятые субъектом ценности. То, какие ценности принимает индивид, закладывает основу не только собственной оценки, но и всех её качеств, именно самооценка опосредствует влияние эталонов на становление личности. В этом смысле её можно считать стержневым личностным образованием, оказывающим воздействие на весь ход, в терминологии авторов, жизнедеятельности субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира.
А.И. Липкина выделяет в развитии самооценки две стадии. Предсамооценка – это та стадия, на которой оценка ребёнком своих личных качеств, поступков, результатов своей деятельности является отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам и поступкам родители и педагоги. Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя два этапа:
1 этап: самооценке подвергаются внешние действия.
2 этап: в сферу самооценки включаются
внутренние состояния и
М.И. Лисиной были внесены новые и оригинальные акценты в понимание самооценки и представления о себе ребёнка. Самооценка ребёнка трактовалась, будучи отделённой от когнитивного компонента образа себя, более узко, чем
это принято в психологии. Важнейшей характеристикой самооценки стала не количественная её сторона (высокая - низкая) и не соответствие её реальным
возможностям ребёнка (адекватная – неадекватная), а качественные
особенности с точки зрения её состава и окраски (положительная – отрицательная, полная – неполная, общая – конкретная, абсолютная – относительная). Образ самого себя Лисина М.И. понимает как аффективно-когнитивный комплекс. Его аффективную часть она называет самооценкой, а когнитивную – представлением ребёнка о себе. В раннем и дошкольном детстве можно наблюдать переход от абсолютной самооценки к относительной, а также общую и конкретную самооценки. Представления детей о себе с возрастом
11
становятся всё более точными, но возможны и их устойчивые искажения (занижение, завышение) под влиянием аффективного компонента образа.
Как считает М.И. Лисина, каждая человеческая личность уникальна, и,
следовательно, соразмерная ей самооценка – величина бесконечно большая. В этом смысле завышенная самооценка невозможна. Самооценка не выбирается
ребёнком произвольно, а определяется обстоятельствами его жизни, т.е. она «всегда объективно обусловлена и адекватна породившим её обстоятельствам»
[22, с.206].
А.В. Захарова выделяет две формы самооценки: общую и частную. Частная отражает оценку своих конкретных проявлений и качеств, поступков, действий, отношений, возможных физических данных. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личностных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно. Общая самооценка – это принятие или непринятие личностью себя, или мира уверенности-неуверенности в себе, или система частных самооценок, которые могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.
По временному фактору А.В. Захарова выделяет следующие виды самооценки:
1. Прогностическую (оценка своих возможностей, определение своего отношения к ним) – нацелена на программу деятельности.
2. Актуальную (оценка и коррекция исполнительных действий).
3. Ретроспективную (оценка итогов деятельности, поступков и т.п.)[15, с.17].
Все они связаны между
собой. По замечанию С.Л. Рубинштейна
«оценка всё же совершается
на основании результатов
12
идти по направлению к цели своих действий. Там, где оценка становится самостоятельной целью субъекта, к которой он идёт, как бы минуя цель самого действия, где установка на оценку перемещает цель, в деятельности наступают те или иные перемещения и отклонения»[31, с.245].
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности [16, с.55].
В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Формирование позитивной
самооценки является очень
проявлять невероятное упорство в достижении своих целей. Люди с позитивным отношением к себе вселяют оптимизм и в других людей, они не
сетуют на неудачи, не ноют. С ними приятно общаться, жить и работать, они полны энергии и энтузиазма.
Заниженная самооценка, болезненная неуверенность в своих силах приводят к разочарованиям и неудачам, затрудняют общение с другими людьми. Сформировать объективную самооценку - очень не просто, практически невозможно. Поэтому многие психологи считают, что переоценка собственных возможностей и вера в успех гораздо полезнее, чем их недооценка [1, с.134].
Психологические исследования
убедительно доказывают, что особенности
самооценки влияют и на
окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определённые проблемы.
13
В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребёнка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из
оценок себя окружающими ребёнок постепенно вычленяет критерии и способы
оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга
критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным
и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В деятельности
самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И. Чеснокова).
Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно
обрастают эмоциями, сила и напряжённость которых определяется
значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин (Л.И. Корнеева).
Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребёнка, Б.Г. Ананьев отмечал, что её исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в её
производстве самого ребёнка.
Развитие у ребёнка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчёт (В.В. Столин); с появлением представлений о своих возможностях (Х. Хекхаузен).
Важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является
14
самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [7, с.147].
Таким образом, проанализировав литературу и рассмотрев теории и взгляды известных психологов (С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс, М. Розенберг, К.Роджерс,
Куперсмит, Ч. Кули, Дж. Мид, А.З.Зак, Т. Шибутани, Р. Бернс, З. Фрейд, А.В. Захарова, Е.В. Савонько, М.И. Лисина, Б.Г. Ананьев) можно сделать вывод о том, что содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир её морально-нравственных
ценностей, отношений, возможностей. Уже с самых первых моментов своего возникновения самооценка существует в структуре регуляции поведения. Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой стороны, является важнейшим внутренним условием их развития.
15
1.2. Развитие самооценки в дошкольный период
Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребёнок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – «Я». Это ведёт к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать своё «Я». На основе представлений ребёнка о своём «Я» начинает формироваться самооценка [16, с.56].
Вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует. Пока ещё он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах.
Стремясь быть, как взрослый, ребёнок трёх-четырёх лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чём они заключаются. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться
оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребёнок повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при оценивании себя. («Я хороший, потому что мама так говорит») [26, с.14].
В дошкольный период самооценка ребёнка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребёнка с взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания
16
своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает их оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей (в первую очередь родителей) [7, с.297].
Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.
Постепенно изменяется предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя[16, с.56].
Информация о работе Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка