Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 11:13, курсовая работа
Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности как центральную для психологии. Особую остроту приобрела проблема самооценки личности. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определённое отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов всё более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению самооценки 5
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2 Развитие самооценки в дошкольный период 15
Глава 2. Семейные взаимоотношения 22
2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста 22
2.2 Супружеские отношения и уровень самооценки ребёнка 25
Заключение 36
Список литературы 38
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребёнка. В процессе развития личности ребёнка меняется иерархия мотивов. Ребёнок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчётливо характеризуют личность ребёнка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых [12, с.297].
Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчёта в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям.
Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершённому ребёнком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.
Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребёнок к концу дошкольного возраста всё чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими,
17
внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать своё социальное «Я», своё место среди людей[7, с.65].
Достигая старшего дошкольного возраста, ребёнок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого.
Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их
в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребёнка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
По мере интеллектуального
развития ребёнка
С возрастом ребёнок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль;
эмоционально - ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность [25, с.171].
Данные проведённых исследований (И.И. Чеснокова, А.И. Липкина, Л.И. Божович) однозначны; самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность.
Принято выделять несколько уровней самооценки: завышенная, заниженная и
адекватная.
18
Дети с адекватной самооценкой, как правило, открытые, общительные, легко принимающие на себя разные игровые роли. Они активны, любознательны и непосредственны. Важно отметить, что для детей адекватной является высокая (не завышенная!) самооценка. Достаточно высокая адекватная самооценка позволяет ребёнку уверенно браться за новое дело, легче усваивать новый материал, критично воспринимать опыт и оценки других. Доброжелательность к ребёнку, заинтересованность в его делах, разумная требовательность и
демократизм – необходимые условия развития адекватной самооценки.
Говоря о значении адекватной самооценки для формирования личности, известный психолог К. Роджерс пришёл к выводу о том, что внутренняя сущность человека выражается именно в самооценке. Идеи Роджерса о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребёнком и взрослым, легли в основу работ известного учёного Б. Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации.
Однако родители, по мнению обоих учёных, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребёнку. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребёнок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется своё собственное представление о ребёнке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребёнку, стремясь к тому, чтобы он её принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети
начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Однако чаще всего, отмечает Роджерс, дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе [13, с.197].
Известный американский психолог и психотерапевт Вирджиния Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности: «Человек, чья самооценка
19
высока, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Он доверяет
самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи у других, хотя уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать
обдуманные поступки»[34, с.162].
Завышенный уровень самооценки характеризуется высокой физической и
познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения. Дети с неадекватно завышенной самооценкой любят начинать новые дела и редко доводят их до конца. Часто берутся за выполнение весьма сложного задания необдуманно, импульсивно, при этом не осознают собственных неудач. Реакция на замечания всегда бывает яркой: от бурного возмущения с криком и топаньем ногами до демонстративных слёз. Можно сказать, девиз таких детей – «внимание любой ценой!». Часто они обидчивы и капризны.
Типичным для детей проявлением заниженной (негативной) самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению, нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант – агрессивное поведение как ответная реакция на несправедливое отношение окружающих. Дети с заниженной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них, как правило, высок уровень тревожности, они хуже адаптируются к новым условиям, трудно сходятся со
сверстниками[26, с.17]. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребёнку, что он – «гадкий утёнок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребёнок начинает считать себя безнадёжно глупым, красивый – безобразным, ладный – нескладным… Он стесняется самого себя, затаённо и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию. Тревожность окрашивает в
20
мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребёнок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому, склонен испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях[11, с.129]. Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребёнка
[28, с.134].
Развитие самооценки – циклический реципрокный процесс. Дети обычно
достигают успеха, если уверены в своих способностях; успех подстёгивает и
повышает их самоуважение. Точно так же может образоваться порочный круг, когда ребёнок практически не имеет успехов из-за низкой самооценки; так как он не добивается успехов, уровень его самооценки имеет тенденцию опускаться ещё ниже. В целом личные успехи или неудачи могут приводить к тому, что дети начинают видеть себя победителями или неудачниками, «в игре» или «вне игры» [17, с.460].
В целом же для дошкольника характерна ещё не дифференцированная завышенная самооценка, что, несомненно, позволяет ему свободно осваивать новые сферы действительности и является, с одной стороны, залогом успешности, а с другой, - служит источником противоречия между желаемым и действительным, обнаруживает необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечёт за собой развитие. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребёнок шести-семи лет рассматривает
оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом. К семилетнему возрасту, самооценка дифференцируется и несколько снижается, становится более адекватной. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. К ребёнку приходит понимание, что в каких-то областях он более успешен, с чем-то справляется хуже. Он начинает видеть себя глазами других, как бы со стороны оценивая свои поступки и желания[29, с.249]. Очевидно, что становление самооценки в
21
возрастном аспекте связано с овладением ребёнком более совершенствованными способами самооценивания, с расширением, углублением знаний о себе, их обобщением и накоплением, наполнением их «личностными смыслами», с умением усилить их побудительно-мотивационную роль.
Проанализировав всё выше изложенное, мы можем согласиться с
К. Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является её
самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. Можно выделить, что одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие
качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди видят ребёнка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает и её адекватность.
22
Глава 2 Семейные взаимоотношения
2.1 Роль родителей в формировании самооценки ребёнка дошкольного возраста
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Они несут ответственность за выбор ребёнком жизненной позиции. Роли родителей распространяются и на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я».
Если цвет глаз, волос, форма носа передаются по наследству, то «выражение лица – это то, что воспитывается в семье», считает Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно». Какое оно: радостное, угрюмое, напряжённое, нервное, спокойное – результат взаимоотношений между родителями и детьми. Всматривайтесь чаще в лица своих детей – и вы прочтёте в них историю своих супружеских отношений, считает доктор Шиничи Сузуки. С этой точки зрения самое лучшее развитие получает ребёнок, в доме которого благоприятная психологическая атмосфера. Всё, что есть в ребёнке, - и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними [19, с.107].
Р. Бернс высказывается по этому поводу: « Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств».
Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки ребёнка необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка; ясные и последовательные требования; уважение индивидуальности ребёнка в рамках установленных ограничений. Верная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство [3, с. 157 - 159].
В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев
23
самоценности предельно сужены. Ребёнок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нём самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребёнка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.
Особая роль общения в становлении личности ребёнка в семье связана с тем, что в общении для ребёнка обнаруживается отношение к нему значимых взрослых. Так, присвоение мнений родителей о себе как источнике успеха или неуспеха в их жизни ложится в основу отношения ребёнка к себе, к своей личности, становится критерием его конкретной самооценки.
Информация о работе Влияние супружеских отношений на самооценку ребёнка