Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы индивидуального проявления и личностные особенности поведения в конфликте;
3. Разработать и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления и личностные особенности поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86

Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………………...….9

Вложенные файлы: 1 файл

Подобедов П..doc

— 953.00 Кб (Скачать файл)

Экстраверты, как и интроверты, могут собирать информацию противоположными путями — сенсорным или интуитивным. Люди сенсорного типа собирают информацию, опираясь на свои чувства, им необходимо все увидеть, потрогать, услышать, понюхать. Для них важнее детали и факты и меньше всего то, что они значат. Люди интуитивных предпочтений, получив информацию с помощью органов чувств, интуитивно ищут их опосредованное значение и взаимосвязи между явлениями и внутри их. Интуитивисты ко всему подходят глобально. Любая встреча человека сенсорных предпочтений с интуитивным может обернуться конфликтом (22).

Сенсорному типу нужна детальная информация, а интуитивный ее просто не воспринимает. Он найдет массу ответов приблизительных, не задумываясь, какие его вполне бы устроили. Так может возникнуть конфликтная ситуация между близкими людьми.

 Несмотря  на то, что темперамент  оказывают  значительное влияние на мотивацию  поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, реакция их на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение на действие принимает личность. Уровень личностного развития — еще один важный фактор, влияющий на конфликтное взаимодействие.

Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой» (6).

В психологии все многообразие видов взаимодействия разделяют на два противоположных типа: кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Эти типы взаимодействия могут проявляться в любом общении, не только в конфликтном. В зарубежной психологии, в частности в конфликтологии, существуют типологии стратегий взаимодействия в конфликте, которые давно и прочно вошли в практику анализа, диагностики, разрешения конфликтов.

Одна из классификаций предложена американским психологом К. Томасом, который в качестве основы выделения стратегий взаимодействия использовал двумерную модель: направленность на собственные интересы (напористость), их защиту и удовлетворение и направленность на интересы другого человека, внимание к ним и оказание помощи в их удовлетворении. Американские ученые Р. Блейк и Дж. Мутон использовали несколько иную двумерную модель, измерениями которой явились направленность на достижение результата, на дело, и ориентация на человека, на взаимоотношения. Соответственно этим измерениям данные авторы по разным основаниям выделили сходные стратегии взаимодействия как способы урегулирования конфликтов: 1) соперничество (конкуренция, противоборство) – открытая борьба как стремление добиться своих интересов в ущерб другой стороне; 2) сотрудничество (кооперация) – удовлетворение интересов обеих сторон; 3) компромисс – урегулирование конфликта посредством взаимных уступок, т.е. частичного удовлетворения одних интересов за счет отказа от некоторых других; 4) избегание (уход) – желание выйти из ситуации, не настаивая на своем, но и не способствуя удовлетворению потребностей другой стороны; 5) приспособление – отказ от своих интересов, сглаживание противоречий в пользу другой стороны и сохранения отношений (28).

Объединение двух моделей и включение дополнительных шкал активности – пассивность, индивидуальные действия – совместные действия, предложенные К. Томасом и С. Килменом, дает пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения .

1. Соперничество характеризуется ориентацией на свои интересы, на дело, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Конкуренция может приводить к доминированию, выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в конкуренции проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения, достигать конкретных результатов как итога высокой активности. Люди, склонные к соперничеству, способны к волевым действия, к принуждению других принимать их решения .

2. Сотрудничество представляет собой одновременно направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Этот стиль в отличие от остальных требует значительно больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность кооперации заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

3. Компромисс – половинчатый тип поведения. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку  обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

4. Избегание как стиль поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременным препятствием удовлетворению интересов оппонента. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегий. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта. В каком-то смысле уход игнорирует, отрицает конфликт. В этом случае ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

5. Приспособление – это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не реальный итог, а сохранение взаимоотношений, которые имеют большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования (28).

Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации. Например, соперничество имеет смысл тогда, когда исход для участника очень важен или нужно быстро принять решение и его власть для этого и т.д. Избегание оправдано в ситуации накала эмоций; используя этот тип поведения, человек получает отсрочку, чтобы снять напряженность или получить дополнительную информацию и т.п. Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны обладают одинаковой властью, но имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение. Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников – всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, они исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т.п.

Если рассматривать выбор стратегии поведения не как ситуативное действие, детерминированное обстоятельствами, а как стабильную, устойчивую характеристику личности, тогда ответ на вопрос о том, что более продуктивно в отношениях с другими людьми: конкуренция, конфронтация или кооперация, сотрудничество, будет иным. Конкуренция стимулирует активность, инициативу, напористость в достижении целей, но при этот игнорируется другой человек. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют от том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы (34).

В связи с приведенной выше характеристикой способов поведения в конфликте рассмотрим более подробно два типа полярных личностей – это личность с ориентацией на сотрудничество и так называемая «конфликтогенная» личность. Такой личности присущ холерический тип темперамента.

Особенности личности с ориентацией на сотрудничество заключаются, прежде всего, в ее направленности, понимаемой как устойчивая система мотивов, целеполагания, в которой проявляются потребности человека, к такой категории относятся сангвиники. Практически всеми отечественными психологами направленность толкуется как стержень, центр  личности, то, что определяет и регулирует жизнедеятельность. Активность сотрудничающей личности детерминирована гуманистическими и альтруистическими мотивами, которые не связаны с получением эгоистической выгоды от взаиомодействия. Одним из мотивов ее развития является стремление к самореализации, максимальному проявлению творческого потенциала, возможностей и способностей, а убеждения характеризуются осознанием и пониманием природы человека как изначально положительной, доброй. Другая личность считается способной творить свою судьбу, нести за нее ответственность. При этом люди способны понимать друг друга, помогать и поддерживать.

Ценности и ценностные ориентации человека, придерживающегося стратеги сотрудничества, включают восприятие человека как уникального существа, в то же время единого со всем человечеством, а его поведение, по А. Маслоу, в сильной степени регулируется такими понятиями, как Истина, Добро, Красота, Справедливость и т.п. Основу главных интересов этой личности составляют стремления познать внутренний мир окружающих и свой собственный, ориентация не только на достижение цели, но на получение удовлетворения от процесса общения, совместной деятельности, эмоциональной вовлеченности (18).

Преобладающими установками сотрудничающей личности является установка на сотрудничество, т.е. готовность удовлетворять интересы обеих сторон в совместной деятельности, понять внутренний мир другого человека, обращать внимание на позитивные проявления оппонента, снижая роль негативных; установка на миротворчество и ненасилие, на сотрудничество и компромисс и т.п.

Характерными качествами сотрудничающей личности является система отношений, включающая отношение принятия себя таким, какой есть, самоуважение, преобладание положительного самоотношения, вера в собственные силы, возможности, способности, самореализацию и т.п.; эмоционально-волевые установки на позитивное саморазвитие; уверенность в себе и т.п.; принятие других людей такими, какие они есть, без стремления изменить, переделать их; уважение, доверие, открытость, прощение, уверенность как поведенческая характеристика (18).

Одной из важнейших способностей, помогающих не только конструктивно разрешать конфликты, но и эффективно общаться, является эмпатия – способность понимать и отражать чувства и внутренний мир другого человека. Развитые способности самоконтроля и саморегуляции эмоциональной сферы позволяют преобразовать эмоции как одни из основных источников конфликтов. Например, преодоление раздражения или страха влияют на изменение позиции, отношения, понимания оппонента и ситуации в целом. Творческий поиск возможностей и альтернатив способствует выходу за рамки конфликта в более широкий контекст, отыскивается не просто правильное решение, но возможное и адекватное для данных условий.

Личность, стремящаяся к сотрудничеству, демонстрирует ненасильственное влияние и убеждение средствами логической аргументации, положительных эмоций, личного примера, нравственных убеждений. Такое поведение, увеличивает возможности конструктивной работы друг с другом,  кооперации, ведения переговоров. Большой блок коммуникативных способностей включает установление, поддержание и прерывание контакта, стремление понять позицию другого, управления эмоциями, уменьшение сопротивления оппонента, разделение и достижение совместной власти, умение слушать и др (18).

Опыт групповой работы по проблеме разрешения конфликтов показывает, что участники тренингов выделяют следующие наиболее значимые качества личности, ориентированной на сотрудничество: доброту, доброжелательность, любовь к людям, открытость, искренность, доверие, уверенность, демократичность, выдержку, терпимость, эмоциональную устойчивость, тонкость восприятия, диалогичность и т.п. Устойчивость этих и еще многих других качеств является тем необходимым внутренним условием, которое определяет особенности отражения внешних воздействий, т.е. позволяет личности реагировать не на внешнюю сторону конфликтного взаимодействия, а на его глубинное содержание, выбирать путь сотрудничества и кооперации как оптимальный для совместного личностного роста и развития (12).

В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная личность», т.е. такая, которая в любых обстоятельствах создает вокруг себя конфликтные ситуации и взаимоотношения. Как правило, конфликтность – это неосознаваемая или частично осознаваемая установка личности. Конфликтная личность обладает некоторой совокупностью индивидуально-типических и характерологических особенностей, которые определяют ее статус и социальную роль в группах и  сообществах.

Направленность «конфликтогенной» личности в основном включает эгоистические мотивы. Многие мотивы имеют неосознаваемый характер, что связано с наличием серьезных внутиличностных проблем, задающих направление развития данного человека. Убеждения «конфликтогенной» личности основываются на уверенности в том, что «все люди злы» и являются потенциальными врагами, которых следует либо обвести вокруг пальца, либо победить. Природа человека понимается как изначально негативная, а низменные инстинкты стремятся взять верх (22).

Ценности данной личности могут быть по содержанию разнообразными, но их отличает высокая степень жестокости, ригидности, консерватизма. Они приобретают характер непреложных истин, догматических понятий, даже если эти ценности тормозят развитие. Интересы «конфликтогенной» личности связаны прежде всего с удовлетворением потребности в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов (например, страх возможных ошибок, общения и т.п.).

В структуре отношений преобладает отношения неприятия себя, негативные самоотношения; завышенная либо заниженная самооценка, самоуверенность – неуверенность в себе; эмоцинально-волевые установки нацелены на сохранение внутренних условий, на избегание изменений (отказ работы над собой). Межличностные отношения характеризуются неприятием других людей такими, какие они есть; стремление изменить окружающих; недоверием, отрицанием, неуважением, закрытостью; стремлением победить, доминировать, напористостью; высоким уровнем оценок и интерпретаций в процессе общения (22).

Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте