Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:12, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы индивидуального проявления и личностные особенности поведения в конфликте;
3. Разработать и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления и личностные особенности поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86
Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………
Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта, В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участников — Тех, между кем собственно и развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации (14).
II. Условия конфликта. Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в число его структурных характеристик, включают в себя условия его возникновения и условия его протекания.
Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. Конкретные причины конфликтов чрезвычайно разнообразны: ограниченность ресурсов — их качественная и количественная сторона; различные аспекты взаимозависимости (полномочия, власть, здания и другие ресурсы); различия в целях; различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения и жизненном опыте; неудовлетворительные коммуникации; личностные особенности участников столкновений (22).
Источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ действий, позиций и психологических особенностей его участников, а также обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.
Увидеть непосредственные причины и источники конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеются в виду потребности в пище, сексе, безопасности, привязанности, самоуважении, справедливости, доброте и т. д. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми. Человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности, превосходства над собой. Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты.
На практике при анализе конфликтов полезным оказывается подход, предложенный В.Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов (22).
1. Информационные факторы — связаны с неприемлемостыо информации для одной из сторон.
В качестве информационных факторов могут выступать:
а) неполные и неточные факты, включая вопросы, характеризуемые точностью изложения проблемы и истории конфликта;
б) слухи, невольная дезинформация;
в) преждевременная и поданная с опозданием информация;
г) ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации, неточность переводов и сообщений СМИ;
д) нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
е) интерпретация использованного языка;
ж) посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов.
2. Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отвергаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо: угрожает нашей безопасности; подрывает нашу самооценку; не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания; постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, смущение; ведет себя непредсказуемо, грубо, вызывает страх (22).
3. Факторы действий — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами действий являются: вклад сторон, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне, классовые различия; история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности; ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
4. Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и важности: личные системы верования и поведения (предрассудки); групповые (в том числе и профессиональные) традиции, ценности, нужды, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности; традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания.
5. Структурные факторы — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Для преодоления их требуются большие ресурсы — материальные, физические, интеллектуальные. Это, например, такие факторы, закон, возраст, линии подотчетности, время, доходы (22).
К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влияние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации — социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы протекания и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в зависимости от степени напряженности отношений выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов:
а) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
б) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
в) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений) (3).
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновений (перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия) (3).
В любом случае для возникновения конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между учениками. Для возникновения конфликта необходим повод, который активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика. В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта (3).
III. Субъект и объект конфликта. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Нередко используют понятие объекта конфликта, под которым подразумевают конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных притязаний. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен стать объектом притязаний различных социальных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним. Примеров таких ситуаций можно найти множество: от ссоры малышей из-за красивой игрушки до напряженности в отношениях двух государств из-за неурегулированности вопроса о принадлежности той или иной территории (20).
Объект конфликта в конкретной системе отношений — это всегда некий дефицитный ресурс, компенсация дефицита ресурсов во многих случаях может решить спорную проблему. Однако дефицит ресурсов не всегда является объектом конфликта. Им могут быть ценность либо принадлежность к той или иной группе. Иногда конфликт может и не иметь видимого объекта (ложный конфликт). Иными словами объектом конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
IV. Предмет конфликта. Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако есть нечто основное, позволяющее безошибочно идентифицировать тот или иной конфликт или отнести его к определенной категории. Упорядочивая множество характеристик конфликта, исследователи же обычно выделяют две из них, которые дают возможность более четко определить его существо и направленность, — предмет конфликта (11).
Под предметом конфликта понимается объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это могут быть властные отношения, желание обладать теми или иными ценностями, стремление к первенству или совместимости (в когнитивном конфликте это называют предметом дискуссии).
Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это зачастую отнюдь не легко. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден, как археолог, снимать один слой за другим. Напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». Примерами конфликта с множеством наблюдаемых причин служат семейные неурядицы или межнациональные конфликты (15).
Предмет конфликта может быть не только искомой целью посредника или арбитра, но и пунктом обсуждения сторон – участниц.
В таком случае переговоры ведутся по поводу предмета того самого конфликта интересов, который побудил стороны к переговорам. Можно, однако, заметить, что на переговорах стороны действуют иначе, чем в конфликте. Переговоры, если они ведутся по правилам, сродни научной дискуссии, а иногда и рыночному торгу (11).
По мнению некоторых исследователей, «на самом деле во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной — о ресурсах и о контроле над ними. Власть с данной точки зрения — это вариант контроля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс. Можно ресурсы разделить на материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на составляющие» (В.А. Ядов). Эта точка зрения, правда, не в столь категоричной форме, поддерживается многими специалистами.
В научной литературе имеются различные классификации конфликтов. Основаниями для классификаций могут быть их источник, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д. Остановимся более подробно на некоторых классификациях конфликтов (10).
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К. вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении одни у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, т.е. вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70—80% всех конфликтов.
По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные, (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — необходимо. По У. Ф. Линкольну, положительное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
— конфликт ускоряет процесс самосознания;
— под его влиянием утверждается и подтверждается определенным набор ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям;
— конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте