Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:12, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие темперамента в системе психологических знаний и рассмотреть теоретические основы конфликта;
2. Выявить механизмы индивидуального проявления и личностные особенности поведения в конфликте;
3. Разработать и провести программу эмпирического исследования по изучению влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы темпероментальных особенностей личности и конфликта ……………………………………………………………6
1.1. Исторический обзор учений о типах темперамента………….…………....6
1.2. Общее представления о темпераменте в системе психологических знаний…………………………………………………………………………….18
1.3. Теоретические основы конфликта…………………………………………26
1.4. Индивидуальные проявления и личностные особенности поведения в конфликте………………………………………………………………………...44
Выводы по главе 1……………………………………………………………….58
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте…………………………...60
2.1. Программа исследования…………………………………………………...60
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….71
Выводы по главе 2……………………………………………………………….86
Заключение…………………………………………………………………….....87
Список литературы…………………………………………………
Рис. 1. Графическая схема профиля личности
Показатель «Интроверсия — Экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.
Интровертам присуще — необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются е монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.
Амбивертам присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «нейротизм»), а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).
Эмоционально устойчивые (стабильные) - люди, не склонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.
Эмоционально нестабильные (нейротичные) — чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Каждый тип темперамента природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
2. Темпераментальный опросник PTS (И.П. Павлов)
Цель: методика предназначена для определения типа темперамента.
Процедура исследования: опросник содержит 63 утверждения (приложение 2), касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства, испытуемому необходимо определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Оценивать испытуемым себя искренне, описывайть себя таким (такой), каким (какой) испытуемый был на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) он хотел бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.
Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее испытуемого просят дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) он бывает обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 - Решительно не согласен
2 - Скорее не согласен
3 - Скорее согласен
4 - Полностью согласен
Обработка результатов:
|
2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, |
Записать |
40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59 (1 = 4) (2 = 3) (3 = 2) (4 = 1). |
Подсчитать |
2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, |
сумму SE = |
61. |
Подсчитать |
1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, |
сумму SI = |
62, 63. |
Подсчитать сумму SO = |
3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59. |
На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (SO) у испытуемого.
Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы верхние 27% выборки характеризуются высокими показателями силы возбуждения, силы торможения подвижности нервной системы, а также 27% - низкими показателями этих процессов.
3. Определение типа темперамента
Цель: методика предназначена для определения типа темперамента.
Методика состоит из 12 вопросов.
Процедура исследования: испытуемый внимательно читает приведенные выше 12 утверждений и установливает, относится ли каждое из них к нему лично. Если относится, ставит 1, если не относится - 0. Долго не раздумывает, самый лучший ответ - тот, который прейдет в голову первым .
6
5 М 4
0 1 2 3 |
Х
4 5 6 |
2 Ф 1
0 |
С |
Обработка и интерпретация:
Сумму баллов по нечетным утверждениям отложите на горизонтальной оси, а по четным - на вертикальной. Тип темперамента определяется тем, где окажется соответствующая этим значениям координата (11).
М - меланхолик
Х - холерик
С - сангвиник
Ф - флегматик
4. Методика оценки конфликтности
Цель: предназначена для оценки взаимодействия с окружающими людьми.
Методика состоит из 11 вопросов (приложение 3).
Процедура исследования: испытуемый выбирает в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос он не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов присваивают этому вопросу два очка (11).
Оценка результатов: Каждый ответ испытуемого оценивается от 1 до 4 очков. Баллы суммируются. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице (таблица 1).
Таблица 1
Оценка результатов методики оценки конфликтности
1 |
Вопросы | ||||||||||
ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
а |
4 |
0 |
2 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
б |
2 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
в |
0 |
4 |
4 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
От 30 до 44 очков. Испытуемый тактичен. Не любит конфликтов. Умеет их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же ему приходится вступать в спор, он учитывает, как это может отразиться на его служебном положении или приятельских отношениях. Он стремится быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, он не всегда решается ее оказать.
От 15 до 29 очков. О таких людях говорят, что он конфликтная личность. Они настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их служёбных или личностных отношения. И за это их уважают.
До 14 очков. Такие люди мелочны, ищут поводы для споров, большая часть, которых излишня. Любят критиковать, но только когда это выгодно им. Навязывают свое мнение, даже если они не правы. Они не обидитесь, если их будут считать любителем поскандалить.
5. Самооценка конфликтности
Цель: методика позволяет оценить степень вашей собственной конфликтности.
Процедура исследования: тест содержит шкалу, которая используется для самооценки по 10 парам утверждений ( приложение 4), испытуемому оценивает каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отмечает кружочком, на сколько баллов в нем проявляется свойство, представленное в левой колонке.
Оценка результатов: оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе, на каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины,(цифра четыре) влево означает, склонность, к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов (11).
6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
Диагностическая цель: определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией, необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше (16).
Контингент: данная методика рассчитана на людей в возрасте от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура исследования: опросник состоит из 60 суждений (приложение 5), сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Обработка результатов: полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом (таблица 2), подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Совпадения с ключом оцениваются в один балл (16).
Таблица 2
Ключ для определения типа поведения
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
А
Б
А Б А
Б Б
Б А
Б
А
А
|
Б
А
Б
А
А
А А Б
А
Б
Б
Б |
А
А
Б
Б
Б А
Б
Б
А
Б
А
А |
А
Б А А
А
А
Б
Б
Б
Б
А
Б |
Б
Б Б
Б
А А
А
А
А Б
Б
А |
Информация о работе Влияние темпераментальных особенностей личности на поведение в конфликте